Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф04-5439/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности, о признании права федеральной собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
10 августа 2016 г. |
Дело N А46-14086/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7788/2016) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 19 мая 2016 года по делу N А46-14086/2015 (судья Храмцов К.В.), по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), о признании права собственности; при участии в деле третьих лиц: Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (ИНН 5504055590, ОГРН 1025500750318), государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (ИНН 5528023710, ОГРН 1055553008180), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768),
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель Диянова Н.В. (удостоверение N 330 от 16.04.2015, по доверенности N 03-01/13216 от 30.12.2015 сроком действия по 31.12.2016);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Ницевич О.А. (паспорт, по доверенности N 01-Д от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016);
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области - представитель Петрова Л.В. (паспорт, по доверенности N 57/23-ДВ от 09.12.2015 сроком действия по 31.12.2016); представитель Петрова Н.Н. (паспорт 5212 219928 от 22.04.2013, по доверенности N 55АА0857374 от 14.11.2013 сроком действия 3 года);
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Омской области на объект недвижимого имущества - гараж, площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (59-62), этаж: 1, литер: А1, находящийся в одноэтажной пристройке, литера А1, по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5; признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - гараж, площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (59-62), этаж: 1, литер: А1, находящийся в одноэтажной пристройке, литера А1, по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5.
Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил признать право собственности на здание гаража, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, литера А1, А2, общей площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (38-41), этаж 1, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Уточнения судом первой инстанции приняты.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 24.11.2015, 09.12.2015, 21.03.2016, 30.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - ТО Росстата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" (далее - КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области"), государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (далее - ГПОО "Омский центр ТиЗ"), Главное управление МЧС России по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 по делу N А46-14086/2015 на здание гаража, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, литера А1, А2, общей площадью 121,6 кв. м, номера на поэтажном плане: 1П (38-41), этаж 1, признано право собственности Российской Федерации.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Министерство (далее - заявитель) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что переданное Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, включало в себя пристройку А1, то есть спорный объект недвижимости. Кроме того, заявитель полагает, что судом первой инстанции не учтена самовольность произведенной реконструкции спорного объекта.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ТУ Росимущества и ТО Росстата представили отзывы, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ТО Росстата поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Омской области от 19.05.2016 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.05.1996 N 151-РК Омскому учебному центру Госкомстата РФ предписано передать с баланса, а Омскому областному комитету государственной статистики принять на баланс здание по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5; закрепить за Омским областным комитетом государственной статистики здание по ул. Орджоникидзе, 5 на праве оперативного управления (т. 2 л.д. 144).
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 1996 года на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 N 151-РК Учебный центр Госкомстата РФ передает, а Омский областной комитет госстатистики принимает с баланса на баланс следующее имущество: здание по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, 1975 года постройки, балансовой стоимостью 7006,932 тыс. руб., общей площадью 4 380 кв. м.
В соответствии с регистрационным удостоверением на объект недвижимости N 6196 от 06.09.1996 на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Омской области от 20.05.1996 N 151-РК за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, находящееся в Центральном округе г. Омска по ул. Орджоникидзе, д. 5, состоящее из пятиэтажного кирпичного строения и кирпичной пристройки общей полезной площадью с подвалом 4 768,1 кв. м (т. 1, л.д. 155).
Согласно Распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 N 163-РКА государственному учреждению "Омский областной комитет государственной статистики" предписано передать, а Управлению по печати и массовой информации Администрации Омской области принять на баланс здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5; закрепить данное здание за Управлением по печати и массовой информации Администрации Омской области на праве оперативного управления (том 1 л.д. 147).
По акту приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 на основании Распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 N 163-РКА Омский областной комитет государственной статистики передает, а Управление по печати и массовой информации принимает с баланса на баланс следующее имущество по состоянию на 1 июля 1997 года: здание по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, N 5, год постройки 1975, балансовой стоимостью 7006932 тыс. руб., общей площадью 4 768,1 кв. м (т. 2 л.д. 99).
В соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК за государственным учреждением "Омский областной комитет государственной статистики" закреплено на праве оперативного управления государственной имущество на общую сумму 13 472 000 руб. по состоянию на 01.10.98 согласно акту приема-передачи (т. 1 л.д. 154).
По акту приема-передачи государственного имущества в оперативное управление Комитет по управлению имуществом Омской области передал, а государственное учреждение Омский областной комитет госстатистики приняло в оперативное управление государственное имущество по состоянию на 01.10.1998, в том числе основные фонды балансовой стоимостью 11977 тыс. руб. (т. 2 л.д. 138).
В соответствии с Перечнем основных средств Омского областного комитета государственной статистики по состоянию на 01.10.1998 (приложение N 3 к Распоряжению Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК), в перечень передаваемого имущества в качестве самостоятельного объекта вошел гараж, площадью 117 кв. м, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5 (т. 2 л.д. 139).
В соответствии с Постановлением Законодательного собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области" в собственность Омской области приняты объекты федеральной собственности согласно приложению, в том числе государственное учреждение "Региональный центр по связям с общественностью", расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 9, остаточной балансовой стоимостью 470,6 тыс. руб. (т. 1 л.д. 90-93).
22 апреля 2003 года на основании Постановления Законодательного собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области" зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Омская область на административное здание, пятиэтажное кирпичное, общей площадью 4985, 50 кв. м, инвентарный номер 606616, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.04.2003 серии 55 АА N 477405 (т. 1 л.д. 94).
Письмами от 03.10.2003 N КУИ-5179, от 29.10.2003 N КУГИ-5634, адресованными в регистрирующий орган, Комитет по управлению имуществом Омской области просил внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним по объекту, расположенному по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, запись регистрации N 55-01/00-8/2003-2200 от 22.04.2003, указывая, что при изготовлении технического паспорта на вышеуказанный объект и внесении данных в реестр государственной собственности Омской области не был учтен тот факт, что распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 05.01.1999 N 01-рк встроенные в здание гаражи площадью 117 кв. м, переданы в оперативное управление Омскому областному комитету государственной статистики и остались в собственности Российской Федерации.
25 декабря 2003 года на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК "О закреплении имущества" зарегистрировано право оперативного управления Омского областного комитета государственной статистики на гараж - нежилое помещение, номер на поэтажном плане 1П (59-62), общей площадью 115,70 кв. м, находящееся в одноэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5 (т. 1 л.д. 153).
28 декабря 2004 года за Омским областным комитетом государственной статистики зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок площадью 470 кв. м с кадастровым номером 55:36:04 01 16:0130, предоставлен для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений относительной кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Орджоникидзе, 5 (т. 1 л.д. 15).
2 октября 2006 года в единый государственный реестр прав внесены изменения, в соответствии с которыми объектом права является административное пятиэтажное здание с подвалом и пятиэтажной пристройкой, общей площадью 5 098,50 кв. м, литера А, А1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5.
25 апреля 2007 года зарегистрировано право оперативного управления КУОО "Центр учета и содержания собственности Омской области" на нежилые помещения, номера на поэтажном плане: подвала - 1-38, 1 этажа - 1-37, 42-63, 2 этажа - 1-37, 3 этажа - 1-33, 4 этажа - 1-30, 5 этажа - 1-33, общей площадью 4982,8 кв. м, находящиеся в административном пятиэтажном здании с подвалом и одноэтажной пристройкой, литера А, А1, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5 (т. 1 л.д. 131).
11 декабря 2014 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 470 кв. м, адрес (местоположение): относительно кирпичной постройки, имеющей почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Орджоникидзе, 5. Кадастровый номер 55:36:040116:130 (т. 1 л.д. 14).
Как следует из письма Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы от 13.07.2015 N ИСХ-15/ИН-1834, увеличение площади помещения N 1П на 5,9 кв. м произошло за счет сноса помещения площадью 15,6 кв. м (N 59 на поэтажном плане) и возведения пристройки, литера А2, площадью 21,5 кв. м (N 38 на поэтажном плане). Увеличение площади помещения N 1П произошло в пределах принадлежащего Органу статистики на праве бессрочного пользования земельного участка. Помещение N 1П, площадью 121,6 кв. м, является одноэтажной пристроенной частью и входит в состав помещений пятиэтажного здания, площадью 5101,2 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5. При этом, в процентном соотношении увеличение площади объекта составляет менее 0,12%. Указанные изменения нежилого помещения N 1П не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и не превышают предельные параметры разрешенного строительства (т. 1 л.д.19).
При обращении истца за государственной регистрацией права федеральной собственности на объект недвижимости: нежилое помещение 1П, кадастровый номер 55:36:000000:111198, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, регистрирующим органом ему было отказано в государственной регистрации на основании абзацев 8,10,11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе в связи с тем, что имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, поскольку спорный объект недвижимости расположен в здании, общей площадью 5 098,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности субъекту Российской Федерации - Омской области, в общую площадь которого включена площадь нежилого помещения 1П (сообщение Управления Росреестра по Омской области от 27.10.2015 N 55/101/023/2015-1383).
Указывая, что в отсутствие правовых оснований в общую площадь объекта, на который зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области, включен спорный объект недвижимости - гараж, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены достаточные доказательства для признания права собственности.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 52, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В силу пункта 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В частности, к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (пункт 2 раздела II приложения 1 к вышеуказанному Постановлению).
Согласно пункту 2 ранее действовавшего Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, спорный объект не мог быть включен в перечень объектов, передаваемых в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Омской области.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственном комитете РСФСР по статистике и органах государственной статистики в автономных республиках, краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах и городах РСФСР, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 05.05.1988 N 164, Государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является союзно-республиканским органом государственного управления - главным учетно-статистическим центром РСФСР, осуществляющим руководство делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства РСФСР.
В силу пункта 1 раздела I Временного положения о Государственном комитете РСФСР по статистике", утвержденного Постановлением Президиума ВС РСФСР от 27.04.1991 (далее - Временное положение), государственный комитет РСФСР по статистике (Госкомстат РСФСР) является главным учетно-статистическим центром РСФСР и относится к центральным экономическим органам РСФСР.
Согласно пункту 13 раздела IV Временного положения Госкомстат РСФСР руководит работой управлений статистики, Главного вычислительного центра, Республиканского информационно - издательского центра, техникумов информатики и вычислительной техники и учебных центров.
Аналогичные положения были предусмотрены Постановлением ВС РФ от 23.07.1993 N 5547-1 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике".
Пунктом 1 постановления Президиума ВС РСФСР от 18.11.1991 N 1887-1 "О совершенствовании деятельности органов государственной статистики на территории РСФСР" предписано Государственному комитету РСФСР по статистике принять в ведение всю материально-техническую базу Государственного комитета СССР по статистике на 18 ноября 1991 года, включая служебные здания, подведомственные ему Главный вычислительный центр, научно-исследовательские, учебные, лечебно-оздоровительные и другие предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории РСФСР.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 834, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой исходя из отнесения в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официального статистического учета к ведению Российской Федерации.
В силу пункта 3 раздела I вышеуказанного Положения Госкомстат России, его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт - Петербурге, районах и городах, подведомственные предприятия, организации, учебные заведения составляют единую систему государственной статистики.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.199 N 01-РК за государственным учреждением "Омский областной комитет государственной статистики" на праве оперативного управления закреплено государственное имущество на общую сумму 13 472 000 руб. по состоянию на 01.10.98.
В Перечень основных средств (приложение N 3 к распоряжению от 05.01.1999 N 01-РК) наряду с прочим имуществом вошло здание площадью 3599 кв.м в городе Омске, ул. Орджоникидзе, 3 (инвентарный номер 000001) остаточной стоимостью 6 620 862 руб., а также самостоятельный объект недвижимости - гараж площадью 117 кв.м в городе Омске, ул. Орджоникидзе, 5 (инвентарный номер 001095) остаточной стоимостью 115 596 руб.
Как пояснил представитель третьего лица в заседании суда апелляционной инстанции и не опроверг ответчик, административное здание по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3, в котором более 20 лет располагается ТО Росстата, составляет единый имущественный комплекс с непосредственно примыкающим к нему гаражом, расположенным по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5. Указанный гараж используется федеральным органом государственной власти для обеспечения своей деятельности, связанной с выполнением общероссийских задач.
Сведений о наличии у федеральных органов государственной статистики на территории города Омска иных гаражей, обслуживающих ТО Росстата, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств обратного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что находящееся на балансе Омского учебного центра Госкомстата РФ на дату 20.05.1996 спорное здание с примыкающим к нему зданием гаражей, в силу пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" находилось в федеральной собственности.
Данный вывод суда подтверждается также письмами Комитета по управлению имуществом Омской области от 03.10.2003 и от 29.10.2003 (т. 1, л.д. 136 - 137), в соответствии с которыми правопредшественником ответчика указано на то, что при внесении данных в реестр государственной собственности Омской области не был учтен факт передачи распоряжением Комитета по управлению иуществом Омской области от 05.01.199 N 01-рк в оперативное управление Омскому областному комитету государственной статистики встроенных в спорное здание гаражей площадью 117 кв. м.
Согласно письму Учреждения юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2003 N 6/34879 (т. 1 л.д. 135), первоначально 12.08.2002 в едином государственном реестре прав было зарегистрировано право федеральной собственности на строение общей площадью 4 985, 5 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5. 22.04.2003 право федеральной собственности в реестре прекращено. В настоящее время ЕГРП содержит сведения о праве собственности субъекта Российской Федерации - Омской области, внесенные 22.04.2003 на основании Постановления Законодательного собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области". В перечне объектов, принимаемых в собственность Омской области, передаваемый объект описан как "здание площадью 4 985 кв. м, местонахождение имущества: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5". Сведения об объекте и правообладателе внесены в реестр на основании представленных на регистрацию документов, сведений о том, что какие-либо нежилые помещения в вышеназванном здании остались в федеральной собственности не было представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе документы технической инвентаризации недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, принимая во внимание содержание Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.05.1996 N 151-РК, Распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 10.04.1997 N 163-РКА, Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК, Постановления Законодательного собрания Омской области от 23.01.2003 N 11 "О принятии объектов федеральной собственности в собственность Омской области", а также составленных в их исполнение документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что из федеральной государственной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Омской области выбыло непосредственно административное пятиэтажное здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5.
Спорный объект недвижимости ни из федеральной собственности, ни из фактического владения не выбывал, на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 05.01.1999 N 01-РК был закреплен за правопредшественником Органа статистики на праве оперативного управления, которое зарегистрировано за последним 25.12.2003 на гараж - нежилое помещение, номер на поэтажном плане 1П (59-62), общей площадью 115,70 кв. м, находящееся в одноэтажной пристройке, литера А1, расположенной по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5.
В связи с этим, соответствующие доводы Минимущества Омской области, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии правовых оснований для признания права федеральной собственности на спорное имущество противореча материалам дела и подлежат отклонению.
Довод заявителя о том, что переданное Управлению по печати и массовой информации в соответствии с актом приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 здание включало в себя спорный объект, что подтверждается указанием площади в размере 4 768,1 кв. м, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Действительно, в акте приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 указано, что на баланс Управления по печати и массовой информации подлежит передаче здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5 площадью 4 768,1 кв. м.
Однако доказательства того, что указанный размер площади передаваемого здания включал в себя спорную площадь гаражей, в материалах дела отсутствуют.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в соответствии с техническим паспортом нежилого строения от 14.01.2002, общая площадь помещений в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, литера А и А1, составила 4 868,5 кв. м, с учетом площади гаражей - 4 985,5 кв. м.
Как было указано выше, письмами Комитета по управлению имуществом Омской области 03.10.2003 и от 29.10.2003 (т. 1, л.д. 136 - 137), правопредшественника ответчика, указано на ошибочность изготовления технического паспорта на вышеуказанный объект недвижимости с учетом площади гаражей в размере 117 кв. м. За исключением указанной площади, а также площади занимаемого Омским учебным центром на праве оперативного управления нежилого помещения в размере 621,3 кв. м, площадь административного здания, находящегося в государственной собственности Омской области, составляет 4 247,2 кв. м.
Указанные доказательства свидетельствуют о том, что учет площади гаражей при изготовлении технического паспорта нежилого строения от 14.01.2002 является ошибочным.
Согласно техническому паспорту от 19.05.2005 общая площадь помещений составила 5 098,5 кв. м., при этом учтена площадь нежилого помещения, номер на поэтажном плане 1П (59-62), в размере 115,70 кв. м.
В качестве сведений о перепланировках и переоборудовании указано увеличение общей площади здания на 113 кв. за счет использования площадей подвала, обшивки гкл, перепланировки помещений.
Таким образом, указание в техническом паспорте от 19.05.2005 общей площади помещений в размере 5 098,5 кв. м обусловлено увеличением общей площади здания на 113 кв. м, прибавленной к ошибочно указанной в техническом паспорте нежилого строения от 14.01.2002 общей площади здания (с учетом площади гаражей) в размере 4 985,5 кв. м.
Вместе с тем, само по себе включение в технический паспорт площади спорных помещений, послужившее основанием для государственной регистрации прав ответчика, не свидетельствует о возникновении у субъекта Российской Федерации права собственности на спорные помещения.
Доказательства наличия правовых оснований для указания в техническом паспорте от 19.05.2005 общей площади технических помещений с учетом площади спорного объекта недвижимости ответчиком в материалы дела не представлено.
Так, в Постановлении Законодательного Собрания Омской области от 23.01.2003 N 11, с которым ответчик связывает возникновение областной собственности на спорные помещения, в качестве технических характеристик принимаемых объектов недвижимости указан лишь адрес: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, и остаточная балансовая стоимость на 01.01.2002 - 9984,7 тыс.руб.
По данным технического паспорта, составленного на 19.05.2005, остаточная стоимость объекта недвижимости площадью 5 098,5 кв.м, на которое за ответчиком зарегистрировано право собственности, по состоянию на 2003 год составила 14 733 600 руб.
На территории Омской области коэффициент переоценки в цены 01.01.2003 для зданий и сооружений, утвержденный председателем Госкомстата России 27.11.2002, составил 1,07 (таблица N 1).
Из этого следует вывод, что в собственность Омской области было принято здание по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5, остаточной балансовой стоимостью по состоянию на 2003 год 10 683 629 руб. (9 984 700 руб. * 1,07), тогда как зарегистрировано за ответчиком здание площадью 5 098,5 кв.м остаточной стоимостью 14 733 600 руб.
Доказательств того, что увеличение остаточной балансовой стоимости не связано с неправомерным включением в состав зарегистрированного за ответчиком недвижимого имущества спорного объекта, подателем жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение спорного гаража на основании представленных документов технической инвентаризации в общую площадь помещений данного здания при государственной регистрации в апреле 2003 года права собственности субъекта Российской Федерации - Омской области на административное пятиэтажное здание, общей площадью 4 985, 50 кв. м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, не может свидетельствовать об утрате Российской Федерации прав на него.
Доводы заявителя о том, что спорное помещение было передано Управлению по печати и массовой информации в соответствии с актом приема-передачи с баланса на баланс государственного имущества от 01.07.1997 в составе здания общей площадью 4 768,1 кв. м, исходя из характера спорного здания - "пристройка", свидетельствующего о его вспомогательном характере, апелляционным судом во внимание не принимаются.
Характер спорного помещения не имеет значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку спорное помещение представляет собой объект недвижимости, имеющий самостоятельное назначение, не являющийся принадлежностью главной вещи. Тем более, как указано выше, ответчик спорным объектом недвижимости в составе принадлежащего ему здания как единым имущественным комплексом никогда не пользовался. Напротив, гаражи как минимум с 1997 года находятся во владении федеральных органов государственной власти и используются для обслуживания другого объекта - административного здания ТО Росстата, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, 3.
Из представленных материалов дела следует, что основное здание было передано на баланс Управлению по печати и массовой информации без спорного помещения, что подтверждается указанием размера площади передаваемого здания.
Соответственно, полагать спорное помещение переданным на баланс вышеуказанного управления в составе сложной вещи в соответствии со статьей 134 ГК РФ, оснований не имеется.
Следовательно, доводы подателя жалобы о неправильности выводов суда первой инстанции не свидетельствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании части 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности (т. 3, л.д. 3).
В силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении нарушений его права, не связанных с лишением владения. Поэтому длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Предусмотренный статьей 304 ГК РФ способ защиты подлежит применению только в том случае, когда соответствующее имущество находится во владении собственника (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2014 N 15324/13).
Факт нахождения имущества во владении истца подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
В силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется (пункт 57 Постановления N 10/22).
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика об истечении срока исковой давности отказ в удовлетворении исковых требований не влекут, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя жалобы о самовольности произведенной реконструкции спорного помещения судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку ответчиком не обосновано, какие его права и каким образом нарушены сохранением самовольной постройки.
Как следует из части 4 статьи 4 АПК РФ, судебная защита может осуществляться, в том числе, путем подачи апелляционной жалобы.
Удовлетворение такой жалобы возможно только в том случае, если оно ведет к восстановлению или защите нарушенного права.
В отсутствие доказательств нарушения прав ответчика сохранением самовольной постройки, суд апелляционной инстанции полагает, что у ответчика отсутствует подлежащий судебной защите интерес в удовлетворении апелляционной жалобы в указанной части.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Поскольку Министерство на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу им жалобы не распределяется апелляционным судом.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19 мая 2016 года по делу N А46-14086/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14086/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 ноября 2016 г. N Ф04-5439/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Ответчик: Министерство имущественных отношений Омской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Омской области, Государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства", Казенное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства"