Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-16192/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 августа 2016 г. |
Дело N А41-106956/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от АО "Российский Сельскохозяйственный банк": Андриянов С.Ю., по доверенности от 22.07.2016;
от ИФНС России по г.Ногинску МО: Маслобойщиков Г.К., по доверенности от 11.01.2016 N 04-16/0006,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Российский Сельскохозяйственный банк" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2016 года по делу N А41-106956/15, принятое судьей Востоковой Е.А., по исковому заявлению АО "Российский Сельскохозяйственный банк" к ИФНС России по г. Ногинску МО о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
АО "Российский Сельскохозяйственный банк" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании недействительным решения от 14.07.2015 N 22993 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2016 года по делу N А41-106956/15 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Ногинску Московской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации АО "Российский Сельскохозяйственный банк" по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт N 55351 от 14.05.2015.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, руководителем налогового органа было принято решение N 22993 от 14.07.2015, которым обществу доначислен земельный налог в сумме 144 742 руб., пени в сумме 6147,35 руб., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 25 371,80 руб. за неполную уплату земельного налога.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 14.10.2015 N 07-12/58550@, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, вышеуказанное решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая указанное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности применения обществом пониженной ставки земельного налога 0,3%.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда, ввиду следующего.
АО "Российский Сельскохозяйственный банк" в спорный период на праве собственности принадлежало 32 земельных участка, 31 из них расположен на территории села Ямкино Ногинского района Московской области, а 1 земельный участок расположен на территории деревни Тихомирово Ногинского района Московской области. Все вышеуказанные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования в соответствии с правоустанавливающими документами - для сельскохозяйственного производства.
Как указывалось выше, для исчисления земельного налога заявитель применял ставку 0,3%, как в отношении земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и используемые для сельскохозяйственного производства.
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой.
В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Как указывалось выше, 31 из спорных участков расположен на территории села Ямкино Ногинского района Московской области, а 1 земельный участок расположен на территории деревни Тихомирово Ногинского района Московской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Ямкинское от 27.09.2011 " 126/26 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Сельское поселение Ямкинское" в редакции, действовавшей в 2014 году, ставка земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков:
- в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, и используемых по целевому назначению для сельскохозяйственного производства;
- в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предназначенных для размещения домов среднеэтажной, многоэтажной и малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки);
- в отношении земельных участков, предназначенных для использования физическими лицами для садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства (дачного строительства);
- земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной, многоэтажной и малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, а также предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки);
- земельных участков, предназначенных для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования и не используемых по целевому назначению для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) коммерческими организациями для дачного хозяйства (дачного строительства) с целью коммерческого использования (реализации) и в отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Один из спорных земельных участков расположен на территории деревни Тихомирово Ногинского района Московской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" от 31.10.2013 N 1/52 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Аксено-Бутырское Московской области", в редакции, действовавшей в 2014 году, ставка земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков:
- за земельные участки в населенных пунктах, приобретенные (предоставленные) для среднеэтажного и многоэтажного жилищного строительства; - за земельные участки в границах садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
- за земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям, в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;
- за земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, а также дачного хозяйства;
- для земель обороны.
В отношении прочих земельных участков и участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении, не используемых для сельскохозяйственного производства действовала ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
По итогам проведения камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что обществом применялась пониженная ставка земельного налога - 0,3%, как для земель сельскохозяйственного назначения.
Применяя указанную ставку общество руководствовалось тем, что на спорных земельных участках им ведется сельскохозяйственное производство.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В определении от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию в соответствии с которой для установления обстоятельства обоснованности применения пониженной налоговой ставки исследованию подлежат обстоятельства использования налогоплательщиком земельного участка по его целевому назначению.
Таким образом, общество, применяя пониженную ставку 0,3% обязано доказать, что спорные земельные участки предоставлены ему для сельскохозяйственного производства, а также доказать, что на этих земельных участках им осуществляется такое сельскохозяйственное производство.
В подтверждение факта использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства АО "Российский Сельскохозяйственный банк" представило в материалы дела договоры:
- с ООО "Геореспект" от 26.09.2014 на изыскательские работы, изготовление и установку межевых знаков в отношении 17 участков;
- с Главой КФХ Стрих А.В. от 07.10.2014 на выполнение работ по вспашке и дискованию целинных и залежных земель;
- с ООО "Инженерная экология" от 02.07.2014 N 5-Н на аренду 1 земельного участка, а также находящихся на нем здания административного центра, здания торгового центра, здания медпункта, здания холодильной камеры, здания кормокухни, здания варочного цеха, здания механических мастерских, здания ремонтной мастерской, здания ветпункта, здания центрального склада, здания гаражей и строительного цеха, здание забойного цеха, здания кроликокомплекса.
Кроме того, обществом представлен Акт приема-передачи в рамках договора с ООО "Инженерная экология" от 02.07.2014 N 5-Н для размещения зверофермы на территории земельного участка с КН:50:16:0604003:0001.
Между тем, сам по себе факт заключения указанных договоров, а также передачи участка не является доказательством производства сельхозпродукции на таких участках ни арендатором, ни арендодателем.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом пониженной ставки земельного налога 0,3 % в отношении спорных земельных участков.
Исходя из изложенного, налоговым органом правомерно применена ставка налога 1,5% от кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления общества, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 мая 2016 года по делу N А41-106956/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106956/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-16192/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Российский Сельскохозяйственный банк"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ногинску Московской области