Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2016 г. N Ф09-1297/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
15 августа 2016 г. |
Дело N А76-5222/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Ершовой С.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда Челябинской области от 08 июня 2016 г. по делу N А76-5222/2015 (судья Писаренко Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства финансов Российской Федерации - Белова Е.Ю. (доверенность от 08.12.2015 N 69-12/08-62-02-90).
Открытое акционерное общество "Южноуральская теплосбытовая компания" (далее - ОАО "ЮТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - ТУ ФАУГИ в Челябинской области, ответчик 1, Управление) о взыскании 15 750 руб. 03 коп. задолженности за фактически потребленную тепловую энергию.
Определением арбитражного суда от 23.07.2015 в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик 2, Министерство).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2015 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице ТУ ФАУГИ в Челябинской области за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в размере 15 750 руб. 03 коп. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 решение суда оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу, взыскателю направлен исполнительный лист серия ФС N 005353989 от 14.01.2016.
10.03.2016 от должника в лице Минфина России в Арбитражный суд Челябинской области поступило заявление об изменении порядка исполнения решения путем исключения из резолютивной части указания на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, указав при этом, что исполнение решения подлежит за счет средств федерального бюджета.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым определением суда, Минфин России обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять новый судебный акт.
Как отмечает податель апелляционной жалобы, возложение судом на Минфин России обязанности исполнить решение за счет казны Российской Федерации ведет к дополнительному, не предусмотренному федеральным законодательством о бюджете расходованию бюджетных ассигнований, выделенных Министерству на возмещение вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.
В судебном заседании представитель ответчика 2 поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
ОАО "ЮТСК" и ТУ ФАУГИ в Челябинской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения представителя Минфина России, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
От ТУ ФАУГИ в Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик 1 просит оставить определение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. По мнению Управления, денежные средства должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 272 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя Министерства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
При изменении порядка и способа исполнения судебного акта меняется содержание исполнительских действий, когда один вид исполнения не может быть реализован и требует замены на другой, поскольку существуют обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. При этом изменение способа или порядка исполнения решения суда не может быть обоснованно только лишь нарушением графика погашения задолженности.
Под способом исполнения решения суда следует понимать систему действий, совокупность которых приведет к восстановлению нарушенных прав одной из сторон по делу. Соответственно способы исполнения могут быть различными. Изменение способа исполнения, в частности, может заключаться в замене обязанности совершить определенные действия (к примеру, передать индивидуально-определенную вещь) на денежное обязательство.
Порядок исполнения решения суда представляет собой совершение в определенной последовательности и по установленным правилам совокупности действий, составляющих содержание способа исполнения судебного акта. Поэтому в рамках каждого способа исполнения решения суда порядок исполнения является индивидуальным.
В рамках изменения способа и порядка исполнения решения суда не может быть рассмотрено новое требование, которое не было предметом рассмотрения по иску ранее, и не могут оцениваться и приниматься дополнительные доказательства.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта являются исключительными мерами, которые должны применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также интересов, как должника, так и взыскателя.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4 статьи 71 АПК РФ).
Обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, соответственно, восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.
Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции при принятии решения по делу указал на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Понятие "государственная казна" дано в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
При таких обстоятельствах указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ ФАУГИ в Челябинской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Указанное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26.05.2009 N 910/09.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для изменения порядка исполнения решения по делу N А76-5222/2015.
Доводы Минфина России не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение об изменении способа и порядка решения арбитражного суда подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 08 июня 2016 г. по делу N А76-5222/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5222/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2016 г. N Ф09-1297/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ЮЖНОУРАЛЬСКАЯ ТЕПЛОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1297/16
15.08.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9422/16
29.03.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1297/16
24.12.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13232/15
14.09.2015 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-5222/15