город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2016 г. |
дело N А32-20117/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2016 по делу N А32-20117/2015, принятое судьей Хмелевцевой А.С., по заявлению индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю третье лицо: ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница" о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Выборнова Юлия Владимировна (далее -заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС) от 02.06.2015 по делу N ЭА-405/2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заказчик правомерно установил в документации об аукционе требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Данное требование вытекает из положений действующего законодательства. Иной подход, в частности требование наличия лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "розничная торговля лекарственными средствами", противоречил бы нормам Закона N 61-ФЗ, Положения о лицензировании, Порядка отпуска лекарственных средств и в свою очередь требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что закупка лекарственного препарата, в рамках процедур закупок по ФЗ N 44-ФЗ осуществляется для использования препарата в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а именно, его дальнейшая реализация не осуществляется. Таким образом, заказчик является конечным покупателем лекарственного препарата и использует его в лечении пациентов. При этом лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, вправе осуществлять поставку лекарственных препаратов, что соответствует требованиям Закона о закупках, Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона вправе осуществлять поставку лекарственных средств. Таким образом, требование к участникам закупки, в аукционной документации в виде наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами), не соответствует части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и ограничивает число участников размещения заказа.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от УФАС по КК поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела в управление поступила жалоба предпринимателя о нарушении учреждением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственных средств согласно описанию объекта закупки" (извещение N 0318200055015000096). Управление, рассмотрев жалобу, установило следующее.
Учреждение проводило электронный аукцион "Поставка лекарственных средств согласно описанию объекта закупки" (извещение N 0318200055015000096). Начальная (максимальная) цена контракта - 496 967 рублей 67 копеек.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия учреждения приняла решение, что заявка предпринимателя не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, поскольку лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и (или) действующей лицензии по производству лекарственных средств не представлена.
Предприниматель, считая необоснованным отклонение заявки, а документацию аукциона - противоречащей нормам Закона N 44-ФЗ, обратилась с соответствующей жалобой в управление. Так, в жалобе предприниматель указал, что поводом для ее послужили следующие факты:
- учреждением установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) или лицензии на производство лекарственных средств (в случае участия производителя). Требование о наличии у участника закупки одной из указанных лицензий ограничивает возможность участия в закупке лиц, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля), (часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ);
- в состав лота включены лекарственные средства с МНН, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства (часть 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Управление, рассмотрев жалобу и представленные документы, вынесло 02.06.2015 решение по делу N ЭА - 405/2015, которым признало жалобу предпринимателя обоснованной в части нарушения части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Считая, что решение антимонопольного органа от 02.06.2015 по делу N ЭА - 405/2015 не соответствует законодательству в части, в которой жалоба предпринимателя признана необоснованной (в отношении требования аукционной документации о предоставлении в числе документов лицензии на осуществление оптовой торговли лекарственными средствами (препаратами) для медицинского применения) предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности статьями 59 - 71 названного Закона.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Из документации об аукционе следует, что объектом закупки является поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница".
Предприниматель в апелляционной жалобе указывает, что требование в документации об аукционе к участникам закупки о наличии лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности в частности "оптовая торговля лекарственными средствами" не соответствует части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Данный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - Закон N 61-ФЗ) "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическая деятельность (пункт 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее -Положение о лицензировании), в пункте 1 которого указано, что настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Согласно названному Положению, помимо общих лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, обязательных для соблюдения всеми соискателями (лицензиатами), предусматривает также отдельные лицензионные требования и условия, обязательные для соблюдения отдельными соответствующими субъектами обращения лекарственных средств: лицензиатами, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными средствами - соблюдение требований статей 53 и 54 Закона N 61-ФЗ, правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (подпункт "в" пункта 5); лицензиатами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными средствами - соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (подпункт "г" пункта 5).
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (статья 52 Закона N 61-ФЗ).
В статье 53 названного Закона предусмотрено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; 3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 6) медицинским организациям, ветеринарным организациям; 7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Статья 54 Закона N 61-ФЗ устанавливает, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" (далее - Правила оптовой торговли).
Названные Правила определяют порядок оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (пункт 1 Правил оптовой торговли). В пункте 7 Правил указано, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке, том числе медицинским организациям. Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В части 1 статьи 55 Закона N 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) определен порядок розничной торговли лекарственными препаратами, согласно которому розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В части 2 названной статьи определено, что виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Порядок отпуска лекарственных средств). В пункте 1.3 названного Порядка указано, что отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами (пункт 1.4 названного Порядка).
Таким образом, розничная торговля лекарственными препаратами (в частности аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность) осуществляется в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений. Учитывая положения Порядка отпуска лекарственных средств, отпуск лекарственных средств осуществляется по рецепту врача и без рецепта врача. При этом под рецептом на лекарственный препарат понимается письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска (пункт 53 статьи 4 Закона N 61-ФЗ). Пунктом 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1007), установлено, что продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов.
В разделе 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" (порядковый номер 40) указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов (согласно позиции 46 настоящего раздела -в частности, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами).
Различия между оптовой и розничной торговлей закреплены как в Законе N 86-ФЗ и нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 29 Закона N 86-ФЗ оптовую торговлю лекарственными средствами могут осуществлять организации в случае продажи лекарственных средств или передачи их в распоряжение: других организаций оптовой торговли лекарственными средствами; организаций - производителей лекарственных средств для целей производства; аптечных учреждений; научно-исследовательских учреждений для научно-исследовательской работы; индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Розничная торговля лекарственными средствами статьей 32 Закона N 86-ФЗ отнесена к деятельности аптечных учреждений (аптек, аптек учреждений здравоохранения, аптечных пунктов, аптечных магазинов, аптечных киосков). Наряду с лекарственными средствами аптечным учреждениям предоставлено право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптику, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическую и парфюмерную продукцию.
Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Статьей 506 ГК РФ определено, что к договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, оптовая торговля отличается от розничной по цели использования приобретаемого покупателем товара. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъяснено, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя.
Из материалов дела видно, что предметом проводимого аукциона являлось право заключения контракта на поставку лекарственных средств на склад ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница". ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница" имеет лицензию ЛО23-П-02 регистрационный номер 008569 от 09.11.2012 на осуществление фармацевтической деятельности. Следовательно, заключение муниципального контракта на поставку лекарственных средств по результатам аукциона преследовало цель обеспечения деятельности ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница" как лечебно-профилактического учреждения. В дополнении к отзыву на заявление третье лицо пояснило, что больница намеревалась приобрести перечень медикаментов (срок поставки - до конца 2015 года) по своей заявке, с учетом наполненности склада аптеки, а не на основании врачебных назначений. Потребность больницы в лекарственных средствах формируется не из врачебных назначений, а из анализа использования в предыдущие периоды тех или иных препаратов, расходных материалов, эффективности их действия, качестве и т. д.
Согласно приведенным нормам закона продажу лекарственных средств аптечным учреждениям, а также для обеспечения деятельности лечебно-профилактического учреждения (то есть не для целей личного, домашнего, семейного и т.п. использования) имеют право осуществлять исключительно организации, имеющие лицензию на оптовую торговлю.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заказчик правомерно установил в документации об аукционе требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Данное требование вытекает из положений действующего законодательства. Иной подход, в частности требование наличия лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "розничная торговля лекарственными средствами", противоречил бы нормам Закона N 61-ФЗ, Положения о лицензировании, Порядка отпуска лекарственных средств и в свою очередь требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, с учетом предмета аукциона - право на поставку лекарственного препарата на склад фармацевтической организации, субъектов экономической деятельности, которые могут осуществлять данный вид деятельности - производители лекарственных средств либо оптовые поставщики лекарственных средств, заказчик правомерно установил в документации об аукционе требования о предоставлении лицензии на производство или оптовую продажу лекарственных средств, не включая субъектов розничной торговли лекарственными средствами.
Данное положение документации об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, указанное условие не ограничивает число участников размещения заказа, в частности, субъектов розничной торговли лекарственными средствами, которые в силу закона не вправе осуществлять поставку лекарственных средств, в связи с чем действия заказчика и выводы антимонопольного органа основаны на действующем законодательстве.
Довод апелляционной жалобы, о том, что заказчик является конечным покупателем лекарственного препарата и использует его в лечении пациентов, подлежит отклонению, поскольку в данном случае поставка лекарственных препаратов не может быть квалифицирована в качестве розничной купли-продажи, в связи с чем данные доводы с учетом изложенного не влияют на правовую оценку рассматриваемой ситуации и не свидетельствуют о недействительности решения антимонопольного органа.
Данные выводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.06.2016 по делу N А31-7300/2015.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Управления от 02.06.2015 по делу N ЭА-405/2015 и правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2016 по делу N А32-20117/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20117/2015
Истец: Выборнова Юлия Владимировна, ИП Выборнова Юлия Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГБУЗ "Специализированная клиническая детская инфекционная больница", Управление Федеральной антимонопольной службы по КК