Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2016 г. |
дело N А32-15846/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ФКУЗ "Медсанчасть N 23 ФСИН": Николаев А.Н., паспорт, по доверенности от 10.06.2016 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 23 Федеральной службы исполнения наказания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2016 по делу N А32-15846/2016, принятое судьёй Купреевым Д.В.,
по заявлению Краснодарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края
к заинтересованному лицу - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 23 Федеральной службы исполнения наказаний"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Краснодарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 23 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ "МСЧ-23 ФСИН") о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 16.06.2016 суд привлек ФКУЗ "МСЧ-23 ФСИН" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение учреждением правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУЗ "МСЧ-23 ФСИН" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда и назначить административное наказание в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились представители прокуратуры, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие прокуратуры.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и назначить административное наказание в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя учреждения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, заместителем краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края вынесено постановление от 04.05.2016 о возбуждении в отношении ФКУЗ "МСЧ-23 ФСИН" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В постановлении указано, что 15.04.2015 специализированной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при осуществлении деятельности МЧ N 11 ФКУЗ "МСЧ N 23 ФСИН России".
В ходе проверки установлено, что учреждением осуществляется хранение приобретенных для обеспечения лечебно-диагностического процесса лекарственных препаратов с нарушением Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н, а именно:
- в нарушение пунктов 3, 32, 42 Правил хранения лекарственных средств в МЧ N 11 при температуре +14°С хранились медицинские препараты "Протафан" (5 упаковок) и "Актрапид" (6 упаковок), условия хранения которых установлены при температуре от +2°С до +8°С;
- в нарушение пункта 12 Правил хранения лекарственных средств, лекарственные средства с истекшим сроком годности не хранятся отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне, а именно: в МЧ N 11 проверкой выявлены медицинские препараты с истекшим сроком годности - "Беродуал" (срок годности до 04.2016), "Нитроглицерин" (срок годности до 03.2016), "Йод" (срок годности до 04.2016).
Дело возбуждено с участием представителя учреждения.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения заявления о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
"Правилами хранения лекарственных средств", утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств (п. 3).
В силу пункта 12 Правил хранения лекарственных средств N 706н, при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Согласно пункту 32 Правил хранения лекарственных средств N 706н, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается допущение учреждением "МСЧ-23 ФСИН" приведенных Правил хранения лекарственных средств в части температурного режима и порядка хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации, не соответствующих таким требованиям.
Соответственно, нарушения правил хранения лекарственных средств, установленные Правилами N 706н, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и правильно квалифицированы судом первой инстанции.
ФКУЗ "МСЧ N 23 ФСИН России", будучи лицом, осуществляющим хранение лекарственных средств с нарушением обязательных требований, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Учреждение указывает, что правонарушение допущено заведующей аптекой филиала МЧ N 11 ФКУЗ "МСЧ N 23 ФСИН.
Вместе с тем, учреждением не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения.
В частности, в материалы дела не представлено доказательств проведения периодических проверок соблюдения работниками правил хранения лекарственных средств.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции принято законное решение от 16.06.2016 о привлечении ФКУЗ "МСЧ N 23 ФСИН" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решение вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для снижения размера назначенного административного наказания с учетом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П.
Как правильно указано судом первой инстанции, учреждением не представлены доказательства, подтверждающие имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства, свидетельствующие об особом статусе учреждения, исключительном характере правонарушения и обстоятельствах его совершения, свидетельствующих о наличии оснований для снижения штрафа.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье людей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 16.06.2016 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июня 2016 года по делу А32-15846/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15846/2016
Истец: Краснодарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчик: Федеральная служба исполнения наказания Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N23", ФКУЗ МСЧ 23 ФСИН России
Третье лицо: Прокуратура Ростовской области