Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2016 г. N Ф08-8772/16 настоящее постановление изменено
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
18 августа 2016 г. |
Дело N А63-1679/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", в лице Ставропольского филиала на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.04.2016 по делу N А63-1679/2016 (судья В.Е. Филатов)
по заявлению публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", в лице Ставропольского филиала
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, г.Ставрополь
о признании незаконным предписания N 524-пр от 19.11.2015,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком": Синцова Л.Л. (доверенность от 15.09.2015), Сигитов А.А. (доверенность от 15.09.2015),
иные лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", в лице Ставропольского филиала (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю, г.Ставрополь (далее - управление) о признании незаконным предписания N 524-пр от 19.11.2015 РФ.
Решением от 26.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.04.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 26.04.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения N 1083-р/в от 26.10.2015 управлением проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Ростелеком" в связи с обращением гражданки Беляевой Т.Н.
В ходе проверки выявлено, что между обществом и Беляевой Т.Н. заключен договор об оказании услуг связи 28.02.2013 N 1986966.13., согласно которому абоненту Беляевой Т.Н. предоставлен широкополосный доступ (ШПД) к сети Интернет по технологии ЕТТН, с выделением во временное владение и пользование абонентского модема и начислением платы за данные услуги.
Помимо этого, между обществом и гр. Беляевой Т.Н. заключено дополнительное соглашение от 01.03.2013 N л/с 1986966 о предоставлении во временное владение и пользование оборудования к договору об оказании услуг связи, содержащее условие, ущемляющее права потребителя.
Оборудование (абонентский модем N 71232439005623) принято абонентом Беляевой Т.Н. по акту приема-передачи от 01.03.2012.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.11.2015 N 542.
Придя к выводу о нарушении обществом статей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) управление вынесло предписание N524-пр от 19.11.2015, которым на общество возложена обязанность в срок до 25.02.2016 привести в соответствие с действующим законодательством в области защиты прав потребителей пункт 3.3 дополнительного соглашения Nл/с 1986966 от 01.03.2013 и пункт 3.2.3 правил оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам, являющимися приложением и неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи от 28.02.2013 заключенный с гр.Беляевой Т.Н.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в частности, путем выдачи предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
В п. 3 Положения о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, установлено, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей (ч. 1). Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (ч. 2).
Управлением установлено, что в соответствии с пунктом 11 договора от 28.02.2013 N 1986966.13 "подписанием настоящего договора абонент Беляева Т.Н. подтверждает своё согласие со всеми его условиями, с Правилами оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, с действующими тарифами, с которыми абонент ознакомлен и согласен с их применением, а также с тем, что до него в понятной, доступной форме и в полном объеме доведены сведения об основных потребительских свойствах предоставляемых ПАО "Ростелеком" услуг, цены/тарифы на услуги, тарификация соединений, порядок и сроки расчетов, правила и условия оказания и использования услуг, информация о ПАО "Ростелеком", территория обслуживания и иная необходимая информация". Во всем, что не урегулировано договором, абонент и ПАО "Ростелеком" руководствуются Правилами оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам (далее - Правила Ростелеком), являющимися приложением к Договору и его неотъемлемой частью, а также Федеральным законом "О связи" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения. Правила оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" размещены на сайте ПАО "Ростелеком" по адресу: www.rt.ru (п.10 Договора от 28.02.2013 N 1986966.13).
Согласно п.3.2.3. Правил оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" "Ростелеком имеет право самостоятельно устанавливать и/или изменять Тарифные планы, отдельные Тарифы на Услуги, определять иные ценовые условия предоставления Услуг, при условии извещения Абонента не менее чем за 10 (десять) дней о введении указанных изменений путем размещения соответствующей информации на сайте ПАО "Ростелеком". Оператор вправе дополнительно уведомить Абонентов о введении изменений путем размещения информации об изменении на бланках счетов, в местах работы с абонентами, а также с помощью средств электронной, факсимильной связи, письменных сообщений и т.п.".
Как указано в п. 3.1; 3.3 дополнительного соглашения от 01.03.2013 г. N л/с 1986966 "Ежемесячный платеж за пользование предоставляемым оборудованием рассчитывается в соответствии с тарифами ПАО "Ростелеком", приведенными в приложении N2 настоящему соглашению..." "Ростелеком вправе в одностороннем порядке изменить тарифы на предоставление в пользование оборудования. При изменении тарифов абонент в случае несогласия с новыми тарифами, вправе расторгнуть настоящее соглашение".
Однако данные условия не соответствуют требованиям действующего законодательства ввиду следующего.
На основании ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям данных услуг на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
На основании пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Необходимо также, чтобы оно имело надлежащую форму, установленную для данного вида договоров законом, иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 45 Закона о связи следует, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи. Оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи (п. ст. 46 Закона о связи). Также данным Законом не предусмотрена возможность оператора связи в одностороннем порядке изменять стоимость оказываемых услуг и тарифы, предусмотренные договором на оказание услуг связи.
Отношения между Абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи, регулируются "Правилами оказания телематических услуг связи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее Правила N 575).
Согласно пункту 23 Правил N 575, в договоре должны быть указаны существенные условия, в том числе и тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи. То есть, положения договора о ценовых условиях, на основании которых оператор связи оказывает услуги (тариф), являются существенными.
Согласно Правилам N 575 "тарифный план" - совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими телематическими услугами связи, следовательно, изменение любого ценового условия входящего в тарифный план - есть изменение тарифного плана.
Пунктом 50 Правил N 575 предусмотрено, что внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме, оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается.
Учитывая, что договор с потребителем заключен в письменной форме (путем подписания обеими сторонами), то и изменение его возможно лишь путем заключения сторонами дополни тельного соглашения к договору, то есть документа подписываемого обеими сторонами сделки и выражающего их совместную волю на внесение изменений.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о том, что пунктом 1 статьи 28 ФЗ РФ "О связи" и пунктом 33 Правил N 575 определено, что тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом "О связи" и законодательством РФ о естественных монополиях, поскольку вышеизложенное означает лишь то, что законодательством РФ установлена возможность оператора связи самостоятельно, без регулирования со стороны государства, формировать цены на предлагаемые потребителям услуги связи, что само по себе не свидетельствует о наличии у оператора связи права на одностороннее изменение действующего (согласованного с абонентом) тарифа в рамках конкретного договора.
Довод общества о том, что подпунктом б пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи установлена обязанность оператора связи извещать абонента и (или) пользователя в Местах работы с абонентами и (или) пользователями, через средства массовой информации и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов, не может быть принят во внимание в виду того, что, в соответствии со ст. 165.1 ПС Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Согласно статье 158 ГК РФ конклюдентными действиями является поведение лица, которое ясно выражает его намерение на совершение сделки. Однако заключать сделки таким способом допускается лишь тогда, когда это либо прямо предусмотрено законом, либо сделка может быть совершена в устной форме.
При этом молчание абонента как способ выражения волеизъявления, в гражданском праве, напротив, означает по общему правилу отказ лица от совершения сделки, при этом лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон, молчание признается выражением воли лица на совершение сделки (пункт 3 статьи 158 ГК РФ).
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными положениями норм права, полагаем, что в случае заключения договора с потребителем в письменной форме его изменение возможно лишь путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, то есть документа подписываемого обеими сторонами сделки и выражающего их совместную волю на внесение изменений, применение конклюдентных действий в целях изменения договора в указанном случае законодательством и Правилами N 575 - не предусмотрено.
Исходя из буквального толкования п.п. 3.1, 3.3 Дополнительного соглашения N л/с 1986966 от 01.03.2013 и п.3.2.3 Правил оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам являющимися приложением к Договору оказания услуг связи и его неотъемлемой частью, предоставило себе право на одностороннее изменение условий заключенного с потребителем договора. Данное условие договора, противоречит вышеуказанным нормам права и ущемляет права потребителя.
Кроме того, информирование абонента о необходимости изменения договора, осуществленное каким-либо из указанных в пункте п. 3.2.3 Правил способов, в том числе путем размещения уведомления на сайте, или в иных средствах массовой информации, не отвечает требованиям доступности и наглядности информирования потребителей об оказанных услугах, закрепленным в статьях 8 и 10 Закона о защите прав потребителей, ст. 165.1 ГК Российской Федерации.
При этом, форма Правил оказания услуг связи ПАО "Ростелеком" физическим лицам как часть договора об оказании услуг связи, является типовой и содержит заранее определенные условия, поэтому потребитель как сторона договора и Правил не имеет возможности влиять на их содержание, что является ограничением свободы договора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23.02.1999 4-П, потребитель-гражданин является экономически слабой стороной в правоотношениях по договору оказания услуг и нуждается в особой защите своих прав.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.04.2016 по делу N А63-1679/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.04.2016 по делу N А63-1679/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1679/2016
Истец: ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ", ПАО МЕЖДУГОРОДНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВЯЗИ "РОСТЕЛЕКОМ" В ЛИЦЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Синцова Л Л, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ