Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2016 г. N Ф06-14424/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
19 августа 2016 г. |
Дело N А57-9857/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июня 2016 года по делу N А57-9857/2016 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (ИНН 6452037720, ОГРН 11116450005430, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 1)
заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области (ИНН 6451707770, ОГРН 1046405419301, адрес местонахождения: 410049, г. Саратов, ул. Пономарева, д. 24)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области по Саратовской области от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" - Шмагина А.В., действующая по доверенности от 04.04.2016,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области - Блезнякова А.С., действующая по доверенности от 03.12.2015 N 03-02/027558,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Блезнякова А.С., действующая по доверенности от 13.05.2016 N 05-17/114,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (далее - заявитель, ООО "Электрические сети", Общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС N 19 по Саратовской области, регистрирующий орган, Инспекция) от 17.02.2016 N1582А об отказе в государственной регистрации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области.
Решением от 22 июня 2016 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" отказал.
ООО "Электрические сети" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
УФНС России по Саратовской области и Межрайонная ИФНС N 19 по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 18 августа 2016 года до 9 час. 15 мин.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.02.2016 ООО "Электрические сети" в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области представлены документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в связи с изменением сведений о юридическом лице (входящий N 1582А), а именно - заявление по форме N Р 14001, в котором в листе Б были заполнены поля 1-7 и 9, протокол общего собрания участников юридического лица N3 от 09.02.2016, договор аренды от 11.01.2016, свидетельство о государственной регистрации права серии 64 00 N140694, доверенность серии 64 АА N1662881.
Общество желало внести изменения о смене адреса места нахождения юридического лица.
Налоговый орган квалифицировал заполнение полей 6, 7 и 9 как непредставление формы и решением N 1582А от 17.02.2016 отказал в государственной регистрации изменений.
Не согласившись с решением налогового органа, заявителем подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 31.03.2016 жалоба общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области N 1582А от 17.02.2016 является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что исходя из представленных на государственную регистрацию ООО "Электрические сети" сведений предполагается изменение адреса места нахождения, при котором изменяется место нахождения организации без внесения изменений в учредительные документы, что недопустимо в силу установленного Законом порядка. Государственная регистрация таких изменений осуществляется на основании заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (по форме Р13001) с приложением документов, определённых пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида
В силу статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации содержит перечень сведений и документов о юридическом лице, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 данной статьи в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу с подпункта "в.2" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года, в ЕГРЮЛ так же должна содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона о государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года) к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Таким образом, с 01 января 2016 года установлен следующий порядок внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, в два этапа:
- внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
- внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
При этом документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Поскольку новые формы уведомления на сегодняшний момент не разработаны, налоговыми органами разъяснено, что в целях пункта 6 статьи 17 Федерального закона РФ от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ применяется форма N Р 14001.
Как указала ФНС России в письме от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 "О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ", исходя из положений пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ и Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ при принятии юридическим лицом после 1 января 2016 года решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого заполняются только пункты 1 - 5, а также указанное решение.
На основании вышеуказанных документов регистрирующий орган в установленном порядке вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (подпункт "з.2" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица (статьи 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (абзац четвертый пункта 6 статьи 17, статья 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).
Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, в том числе заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, в листе Б которого указывается адрес юридического лица, или предусмотренное пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ заявление по форме N Р14001, утвержденной указанным приказом ФНС России, в листе Б которого указывается адрес юридического лица (в случае, если юридическое лицо действует на основании типового или единого типового устава (пункты 2 и 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации)). Одновременно с указанными документами, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица (абзац третий пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ, действующей с 1 января 2016 года).
Как следует из материалов дела, 10.02.2016 ООО "Электрические сети" в Межрайонную ИФНС России N 19 по Саратовской области представлены документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно представленному заявлению (форма Р14001), ООО "Электрические сети" изменило место нахождения юридического лица с муниципального образования - город Саратов на муниципальное образование - город Балаково и, соответственно, изменило адрес юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
При этом Общество нарушило порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ).
Общество должно было указать в заявлении о смене места нахождения юридического лица и представить документы, подтверждающие принятие решения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
После чего не ранее двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, заявить о смене адреса и представить документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица.
Довод Общества о том, что регистрирующий орган самостоятельно должен был по заявлению Общества внести в единый государственный реестр юридических лиц только сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку Обществом подано заявление, в соответствии с которым заявитель просил внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица и представлен полный пакет документов, и частичное рассмотрение данного заявления противоречило бы волеизъявлению самого Общества.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Саратовской области по Саратовской области от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "Электрические сети" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 30.06.2016 N 52 ООО "Электрические сети" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Электрические сети" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 июня 2016 года по делу N А57-9857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Электрические сети" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1500 рублей, излишне уплаченной платежным поручением от 30.06.2016 N 52.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9857/2016
Истец: ООО "Электрические сети"
Ответчик: МРИ ФНС N19 по Саратовской обл., Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 19 по Саратовской области