Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления контроля качества общего образования В.Н.Шаулина, коллегия отмечает, что во исполнение постановлений Правительства РФ от 16.02.2001 N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена" и от 05.04.2002 N 222 "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 08.10.2002 N 19/1 в 2001 - 2003 годах Минобразованием России совместно с органами управления образованием субъектов РФ и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
Число субъектов РФ - участников эксперимента увеличилось с 5 до 47, количество сдававших выпускные и вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) возросло с 30 почти до 700 тыс.чел., общеобразовательных учреждений - с 2845 до 18 130, государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - вузы) и их филиалов - с 16 до 464, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - ссузы) и их филиалов - с 79 до 928. С 20 федеральными министерствами и ведомствами было согласовано участие подведомственных им вузов и ссузов.
В целях организации и обеспечения эксперимента в 2002/2003 учебном году:
- обновлены и подготовлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных комиссий и конфликтных комиссий субъекта Федерации, организацию приема в вузы и ссузы, участвующие в эксперименте. Данные документы и материалы опубликованы в сборнике нормативных документов объемом более 400 страниц;
- разработаны контрольные измерительные материалы по 12 общеобразовательным предметам;
- усовершенствована технология проведения ЕГЭ;
- продолжены работы по ведению и созданию федеральных и региональных баз данных, по апробации федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ;
- проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий и др.);
- проведена работа по организации эксперимента с 47 субъектами РФ (схемы эксперимента, региональные программы организации и проведения ЕГЭ, региональные нормативные, инструктивные, методические документы и материалы, базы выпускников, контроль проведения ЕГЭ и др.);
- определены и реализованы схемы материально-технического и финансового обеспечения субъектов РФ - участников эксперимента за счет средств Федеральной программы развития образования и федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", проведены 6 конкурсов и заключен 61 государственный контракт по различным направлениям работ;
- организована и осуществлена поставка оборудования в 47 субъектов РФ, проведены каналы связи;
- проведена работа с 464 вузами и 928 ссузами по участию в эксперименте (по определению направлений и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, по разработке правил приема, по организации зачисления, по работе с федеральными базами свидетельств о результатах ЕГЭ и др.);
- проведены 16 семинаров-совещаний, заседаний Совета по организации подготовки и проведения ЕГЭ и коллегия министерства;
- ведутся работы по научно-методическому обеспечению эксперимента через подпрограммы "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение модернизации системы образования", научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ФПРО;
- организована работа по информированию заинтересованных организаций, образовательных учреждений - участников эксперимента и средств массовой информации о подготовке и ходе проведения эксперимента через портал информационного сопровождения ЕГЭ ege.edu.ru, сборники нормативных, научно-методических и информационных материалов.
Анализ результатов проведения ЕГЭ в 2001 - 2003 гг. показал, что в субъектах РФ, участвующих в эксперименте, повышается мобильность выпускников, поступающих в вузы. Так, в этих регионах увеличился конкурс в вузы, был зафиксирован прирост числа поступавших и поступивших выпускников из сельской местности. Многие выпускники поступили в вузы, не выезжая к месту его расположения.
Органы управления образованием субъектов РФ на основе анализа результатов ЕГЭ организовали конкретную работу по повышению качества обучения.
Анализ успеваемости студентов первого курса, проведенный в ряде вузов, участвующих в эксперименте, показал, что корреляция между результатами ЕЭГ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.
Результаты медико-психологического исследования состояния выпускников в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме ЕГЭ и традиционной форме показали отсутствие статистически значимых различий в состоянии выпускников и абитуриентов.
Введение системы общественных наблюдателей повысило доверие общественности к единому государственному экзамену и позволило усилить контроль за его проведением.
По итогам трех лет эксперимента были получены следующие результаты:
- подтверждена возможность достижения целей, поставленных при проведении единого государственного экзамена;
- показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие учебные заведения в 47 регионах и 464 вузах;
- решены некоторые технические задачи по использованию выбранной организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ и подготовке контрольных измерительных материалов для ЕГЭ.
Полученные результаты ЕГЭ коррелируют с результатами международных исследований и с результатами мониторинга, которые Минобразование России проводит в рамках широкомасштабного эксперимента по определению структуры и содержания общего образования.
Вместе с тем существует ряд проблем, которые до сих пор нуждаются в дальнейшей проработке. В 2003/2004 учебном году будет продолжена проработка следующих вопросов:
- развитие и уточнение нормативной базы, регулирующей проведение ЕГЭ на федеральном и региональных уровнях (в частности, подготовка предложений по изменению и дополнению ряда федеральных законов по правовому регулированию участия в ЕГЭ отдельных категорий выпускников, уточнение сроков и формы подачи документов в вузы и ссузы, усиление персональной ответственности организаторов ЕГЭ, предложения по статусу региональных центров обработки информации и др.);
- совершенствование контрольных измерительных материалов (в соответствии с новыми стандартами общего образования и проработкой вопросов проверки общеучебных навыков и способностей выпускников);
- совершенствование организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ (в том числе будет продолжен эксперимент по апробации других технологий и проработан вопрос по повышению объективности проверки открытых заданий);
- отработка различных вариантов организации информационных потоков на этапах подготовки и проведения ЕГЭ, в том числе в ряде регионов будут отработаны модели единого информационного пространства и модели зачисления в вузы и ссузы;
- расширение сферы участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента;
- усовершенствование в рамках эксперимента мониторинга, связанного с качеством обучения в школах России;
- развитие практики привлечения общественных наблюдателей.
Ход эксперимента и его результаты в целом оцениваются участниками эксперимента как положительные.
В соответствии с вышеизложенным коллегия решила:
1. Отметить положительные результаты эксперимента по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент) в 2001- 2003 гг., а также большую работу, проведенную органами управления образованием, советами ректоров вузов и директоров ссузов - участников эксперимента.
2. Управлению контроля качества общего образования (В.Н.Шаулину):
2.1. Подготовить доклад Правительству РФ об итогах эксперимента в срок до 15.10.2004.
2.2. Обеспечивать подготовку проведения конкурсов для определения организаций, выполняющих работы по основным направлениям проведения эксперимента по введению ЕГЭ.
2.3. Совместно с органами управления образованием субъектов РФ, советами ректоров высших учебных заведений:
2.3.1. Продолжить в 2004 году апробацию других технологий проведения ЕГЭ.
2.3.2. Организовать работу по формированию региональных баз данных выпускников, образовательных учреждений и федеральных баз свидетельств о результатах ЕГЭ.
2.4. Обеспечить проведение работы по совершенствованию контрольных измерительных материалов для ЕГЭ, учитывая перспективы введения государственных образовательных стандартов и перехода на профильное обучение.
3. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) в срок до 01.12.2003 подготовить предложения по изменению сроков приема в средние специальные учебные заведения.
4. Управлению высшего профессионального образования (Л.А.Кравцовой) совместно с Управлением контроля качества общего образования (В.Н.Шаулиным) в срок до 01.12.2003:
4.1. Провести работу по обеспечению участия в эксперименте по введению ЕГЭ вузов Минобразования России и филиалов, расположенных на территориях субъектов РФ - участников эксперимента по введению ЕГЭ.
4.2. Рекомендовать министерствам и ведомствам, имеющим подведомственные им образовательные учреждения высшего профессионального образования, более активно включаться в эксперимент.
4.3. Подготовить проект приказа Минобразования России об участии вузов Минобразования России в эксперименте по введению ЕГЭ с учетом того, чтобы вузы и филиалы, расположенные на территории субъектов Федерации - участников эксперимента в 2003 году, проводили вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ по всем направлениям и специальностям, а включившиеся в эксперимент в 2004 году выделили для единого государственного экзамена не менее 50% от общего числа направлений и специальностей.
5. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) совместно с Управлением контроля качества общего образования (В.Н.Шаулиным) в срок до 15.12.2003:
5.1. Провести работу по обеспечению участия в эксперименте по введению ЕГЭ ссузов, расположенных на территориях субъектов РФ - участников эксперимента.
5.2. Организовать взаимодействие с министерствами и ведомствами по расширению участия подведомственных им образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте.
5.3. Подготовить проект приказа Минобразования России об участии ссузов в эксперименте.
6. Управлению высшего профессионального образования (Л.А.Кравцовой), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову) обеспечить контроль за участием подведомственных образовательных учреждений профессионального образования в эксперименте по введению ЕГЭ и по его результатам представить информацию в Управление контроля качества общего образования (В.Н.Шаулину) в срок до 15.09.2004.
7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ - участников эксперимента по введению ЕГЭ совместно с советами ректоров вузов и советами директоров ссузов подготовить программу организации и проведения эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 - 2004 годах в срок до 01.12.2003.
8. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ - участников эксперимента по введению ЕГЭ совместно с советами ректоров вузов организовать на территории субъектов Федерации проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и конкурсов по профессии для учета результатов при приеме в вузы и ссузы.
9. Рекомендовать вузам и ссузам, расположенным на территориях субъектов РФ, не участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, принимать свидетельства о результатах ЕГЭ при проведении приема и зачисления и до 01.04.2004 представить в Минобразование России информацию о перечне направлений и специальностей, по которым будет осуществляться прием по результатам ЕГЭ.
10. Управлению контроля качества общего образования (В.Н.Шаулину) подготовить в срок до 30.10.2003 приказ по реализации решения коллегии.
Председатель коллегии |
В.М.Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Минобразования РФ от 14 октября 2003 г. N 14 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001 - 2003 гг. и планах его организации на 2004 год"
Текст решения опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", январь 2004 г., N 1