Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-16166/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, об обязании совершить действия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
19 августа 2016 г. |
Дело N А40-15267/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2016 по делу N А40-15267/16 принятое судьей Михайловой Е.В. по заявлению Акционерное общество "Первая ипотечная компания - Регион" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным и решения об отказе в государственной регистрации и обязании совершить регистрационные действия,
при участии:
от заявителя: |
Власова Н.Г. по дов. от 19.10.2015; |
от заинтересованного лица: |
Крылова Г.Г. по дов. от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая ипотечная компания - Регион" (далее - АО "ПИК-Регион", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление Росреестра, Заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления Росреестра, оформленного письмом 25.12.2015 года исх. N 77/017/071/2015-189 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности АО "ПИК-Регион" в отношении земельного участка по адресу РФ, Москва, г. Щербинка, площадью 7866 кв.м., кадастровый номер 50:61:0020216:47 незаконным.; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве произвести государственную регистрацию прекращения права собственности АО "ПИК-Регион" в отношении земельного участка по адресу РФ, Москва, г. Щербинка, площадью 7866 кв.м., кадастровый номер 50:61:0020216:47 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 г. заявление АО "ПИК-Регион" удовлетворено.
Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
ПредставительАО "ПИК-Регион" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в Управление Росреестра было представлено заявление о государственной регистрации прекращения права собственности АО "ПИК - Регион" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:61:0020216:47, расположенного по адресу: г. Москва, г. Щербинка, общей площадью 7866 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоэтажного жилого дома) вследствие отказа от права собственности.
В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе и, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены статьей 53 ЗК РФ. Так, согласно пункту 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на 3 земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него установлен статьей 30.2 Закона о регистрации.
Пунктом 4 статьи 30.2 Закона о регистрации предусмотрено, что при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права. Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 29.12.2004 г. N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Между тем, в силу закона при регистрации прав на объекты долевого строительства вышеуказанный земельный участок будет принадлежать участникам на праве общей долевой собственности, право собственности застройщика на земельный участок, который в силу закона не может ему принадлежать, прекратится.
В целях получения информации о соответствии указанного земельного участка нормативам, предусмотренным земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, был направлен запрос в Департамент городского имущества города Москвы. Согласно ответу Департамента городского имущества города Москвы от 15.12.2015 г. N ДГИ 1-598975/15-1 (вх. N 17-1812/2015 от 24.12.2015) границы и размер земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, определяются на основании проекта межевания территории. Однако проект межевания территории, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, до настоящего времени не утвержден, в связи с чем, определить соответствие его площади нормативной не представляется возможным.
На основании изложенного Управление Росреестра пришло к выводу, что проведение государственной регистрации прекращения права собственности не представляется возможным.
Суд первой инстанции правильно признал позицию Управления Росреестра неправомерной, исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона о регистрации, государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, отдельной регистрации доли в праве собственности на земельный участок не требуется.
Как разъяснено в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда 4 Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично - правового образования.
На спорном земельном участке расположен многоквартирный дом, право собственности на квартиры и нежилые помещения в этом доме зарегистрировано за различными лицами. Заявитель не имеет в собственности каких-либо помещений в данном доме и это обстоятельство регистрирующим органом не опровергнуто.
Заявление Общества об отказе от права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации его права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Такие же указания содержатся в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме.
При этом обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, в силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возложена на органы власти и обусловлена соответствующим волеизъявлением собственников помещений многоквартирного дома расположенного на таком земельном участке.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Таким уполномоченным органом в городе Москве является Департамент городского имущества города Москвы, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП.
Поскольку Заявителем на государственную регистрацию были представлены необходимые документов, предусмотренные законом, для государственной регистрации прекращения права собственности на спорный земельный участок. Отказ в регистрации не соответствует статье 20 Закона о регистрации, оснований для отказа в такой регистрации у Управления Росреестра не имелось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявления АО "ПИК-Регион".
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.05.2016 по делу N А40-15267/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15267/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-16166/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ПЕРВАЯ ИПОТЕЧНАЯ КОМПАНИЯ-РЕГИОН", АО "ПИК-Регион"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИПО МОСКВЕ