22 августа 2016 г. |
Дело N А83-3898/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Евдокимова И.В., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С., с участием представителей от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - Домрачев В.Ю., начальник управления нормативного правого обеспечения, по доверенности от 11.11.2015 N 08.2/44, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Левицкий Р.А., главный специалист-эксперт, по доверенности от 11.01.2016 б/н, от общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" - Демьянович К.С., юрисконсульт, по доверенности от 10.02.2016 N 16, от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Сорокин И.А., советник отдела судебной и судебно-аналитической работы правового департамента, по доверенности от 11.09.2015 N 01-08-35/21987, от Федерального агентства по недропользованию - Катаев П.А. по доверенности от 21.09.2015 N ЕК-01-32/10645, от Совета министров Республики Крым - Няньчук Е.Н., консультант сектора обеспечения представительства по арбитражным и административным делам отдела по представительству в судебных органах и взаимодействию с правоохранительными органами аппарат, по доверенности от 09.11.2015 N 1/01-48/5304, в отсутствии Компании "Индасмин Энерджи Корпорейшн", Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Федерального агентства по недропользованию, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2016 года по делу N А83-3898/2015 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью "Крымгазпром", Компании "Индасмин Энерджи Корпорейшн", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Совета Министров Республики Крым, Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология",
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее по тексту - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю (далее по тексту - управление) о признании незаконным в полном объеме и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.08.2015 по делу N 05/132-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2015, от 11.02.2016 к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2016 года заявленные требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым удовлетворены в полном объёме. Признано незаконным в полном объёме и отменено решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.08.2015 по делу N 05/132-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2016 года, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления министерства. В обоснование апелляционных жалоб заявители ссылаются на неправильное применение и нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
До начала судебного заседания от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология" поступили: заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя, отзывы на апелляционные жалобы, в соответствии с которыми предприятие просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Федерального агентства по недропользованию, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители министерства и ООО "Крымгазпром" представили отзывы на апелляционные жалобы, против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Компании "Индасмин Энерджи Корпорейшн", Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения от 07 июня 2016 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.10.2014 министерством ООО "Крымгазпром" было выдано специальное разрешение N 7 на пользование недрами на территории Республики Крым (Краснополянское газовое месторождение).
В связи с выдачей указанного разрешения, на основании письма Управления Федеральной службы безопасности РФ (вх. N 382 ов от 17.03.15) о наличии в действиях министерства нарушений антимонопольного законодательства, приказом руководителя Крымского УФАС России от 24.04.2015 N 48 было возбуждено дело N 05/132-15, по результатам рассмотрения которого управлением принято решение N 05/132 от 21.08.2015 о признании действий министерства по выдаче специального разрешения без проведения конкурсных процедур такими, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЭ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности поскольку в действиях министерства отсутствуют признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", министерство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что министерству в порядке, предусмотренном статьей 3.1. Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", были делегированы полномочия по принятию решений о предоставлении права пользования как иной категории недр, так и недр местного значения.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, в данной ситуации для признания судом оспариваемого решения незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов министерства в сфере экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13.1. Закона "О недрах" принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством Российской Федерации.
Статьей 3.1. Закона "О недрах" установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования, предусмотренные настоящим Законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
На основании вышеуказанной нормы закона, распоряжением Правительства Российской Федерации N 886-р от 26.05.2014 было утверждено Соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере недропользования в отношении участков недр, расположенных на территории Республики Крым, за исключением участков недр федерального значения.
В свою очередь Совет министров Республики Крым, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2083-6/14 "О регулировании отношений в сфере охраны окружающей природной среды в Республике Крым на переходный период", постановлением от 09.07.2014 N 205 утвердил "Порядок выдачи специальных разрешений на пользование недрами", который действовал на момент возникновения спорных правоотношений и утратил силу в связи с принятием Постановления Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 626.
Указанный Порядок регламентировал процедуру выдачи специальных разрешений на пользование недрами на территории Республики Крым, определял процедуру продления срока действия, переоформления, выдачи дубликата, приостановления действия или аннулирования разрешения и внесения в него изменений до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативных правовых актов Республики Крым. Действие настоящего Порядка распространяется на все виды пользования недрами и полезными ископаемыми.
При этом пункт 2 Порядка предусматривал возможность выдачи министерством разрешений без проведения аукционов в случаях, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, подпункт 1 которого предоставлял право министерства на выдачу разрешения для добычи полезных ископаемых, если заявитель по результатам геологического изучения участка недр за собственные средства совершил подсчет запасов полезных ископаемых, утвержденных в государственной комиссии по запасам, а также добычи полезных ископаемых, если заявитель за собственные средства совершил апробацию в ГКЗ.
С учетом установленной классификации, согласно Закона "О недрах", Краснополянское газовое месторождение является иной категорией недр, поскольку не относится к недрам как федерального, так и местного значения.
Таким образом, 16.10.2014 в рамках предоставленных ему полномочий, министерством на бесконкурсной основе было выдано обществу с ограниченной ответственностью "Крымгазпром" специальное разрешение N 7 на пользование недрами на территории Республики Крым (Краснополянское газовое месторождение), поскольку ООО "Крымгазпром" являлось обладателем геолого-экономической оценки запасов полезных ископаемых данного месторождения на основании договора купли-продажи научно-технической продукции от 01.08.2014, который был заключен с Компанией "Индасмин Энерджи Корпорэйшн".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2016 года по делу N А83-3898/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3898/2015
Истец: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
Третье лицо: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМГЕОЛОГИЯ", Компания "Индасмин Энерджи Корпорэйшен", Компания "Индасмин Энерджи Корпорэйшн", Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ООО "Крымгазпром", ООО "Крымгазпром", Совет Министров Республики, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ