22 августа 2016 г. |
Дело N А83-1652/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Евдокимова И.В., Омельченко В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В. С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2016 года по делу N А83-1652/2016 (судья Колосова А.Г.), принятое по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЮВАС", при участии заинтересованных лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7, о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЮВАС" (далее - общество, налогоплательщик, ООО "ПКФ "ЮВАС") о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 20936,05 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.06.2016 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не подтверждено документально возникновение у общества заявленной к взысканию задолженности, образовавшейся в переходный период.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба финнадзора подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что во исполнение норм Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" ему был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, где за налогоплательщиком ООО "ПКФ "ЮВАС" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 20 936,05 руб. При этом, переданный реестр был сформирован Керченской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления Службе финнадзора расчётов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Единственным доказательством в подтверждение задолженности общества перед бюджетом, которым располагает заявитель, является переданный реестр. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции не были предприняты необходимые и достаточные меры, предусмотренные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по истребованию у Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС России по Республике Крым), а также у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Республике Крым (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Республике Крым), как хранителей информации, которые располагают данными о суммах, включенных в переданный Службе финнадзора реестр, и документами, подтверждающими сумму задолженности налогоплательщика перед бюджетом.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. От УФНС России по Республике Крым и Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Крым поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Керченской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым во исполнение Закона Республики Крым N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" Службе финансового надзора Республики Крым был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, согласно которому за ООО "ПКФ "ЮВАС" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 20 936,05 руб.
В связи с указанным, на юридический адрес должника было направлено предписание от 20.05.2015 N 05-14/2196 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое не было получено адресатом, ввиду чего Службой повторно направлено предписание от 28.09.2015 N 05-14/5142, которое вернулось отправителю с отметкой почты адресат не значится.
Отсутствие информации об уплате обществом суммы задолженности стало причиной обращения Службы финнадзора в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и законом Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым N 56-ЗРК).
В силу статьи 2 Закона Республики Крым N 56-ЗРК органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Статьей 4 Закона Республики Крым N 56-ЗРК предусмотрено, что Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
В свою очередь, Служба финансового надзора Республики Крым до 01.01.2015 обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01.01.2015, а также осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым N 56-ЗРК порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет министров Республики Крым.
В развитие данной нормы закона Советом министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление N 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 01 января 2015 года" (далее - Порядок N 254).
Пунктами 9, 10 Порядка N 254 установлено, что Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Учитывая положения пунктов 9 и 10 Порядка N 254 требование о взыскании задолженности должно отражать реальную налоговую обязанность налогоплательщика по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. В свою очередь, частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Таким образом, Служба финнадзора, как заявитель, должна доказать наличие у налогоплательщика недоимки по налогам соответствующего вида, подлежащей взысканию.
Вопреки указанным требованиям из материалов дела усматривается, что требование заявителя основано только на сформированном Керченской объединенной налоговой инспекцией Налоговой службы Республики Крым реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, в котором за налогоплательщиком ООО "ПКФ "ЮВАС" (ИНН 9102039490) числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 20 936,05 руб.
При этом, как указывает сам заявитель, кроме указанного реестра, в котором отражены общие суммы задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, иные материалы, касающиеся налоговой задолженности общества, отчетные данные о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, информация о состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01.01.2015, на основании которых сумма задолженности была включена в реестр, Службе финнадзора не передавались и в ее ведении отсутствуют.
В связи с указанным, подтвердить обоснованность включения в реестр данной суммы задолженности, предоставить расчет суммы задолженности с указанием видов налогов заявитель не имеет возможности.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела Межрайонная ИФНС N 7 по Республике Крым представила в суд расшифровку задолженности общества перед бюджетом Республики Крым по состоянию на 01.01.2015, имеющего ссылку на уведомление-решение N 0002402203 от 29.10.2014, уведомление-решение N 0002111501 от 20.10.2014, налоговую декларацию N 1400009794 от 10.02.2014, а также само налоговое уведомление-решение N 0002402203 от 29.10.2014.
Согласно данному уведомлению-решению на основании акта проверки от 24.09.2014 N 397/22-03/31681012 инспекцией установлено нарушение обществом п. п. 49.18.2 п.49.18 ст.49 Налогового кодекса Украины, п. 1 раздела 2 Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 N 2263-6/14, в связи с чем обществу начислено 554,38 руб. штрафа.
Между тем ни акт проверки, ни первичные документы, на основании которых была проведена проверка и установлено указанное нарушение, инспекцией представлены суду не были. Доказательств того, что указанное уведомление-решение направлялось в адрес общества и было им получено, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал уведомление-решение N 0002402203 от 29.10.2014 ненадлежащим доказательством наличия у общества задолженности перед бюджетом Республики Крым, сформировавшейся в переходный период.
Иные доказательства, свидетельствующие о наличии задолженности общества перед бюджетом, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из письменных пояснений Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Крым суду первой инстанции, представить документы, на основании которых сделан расчет задолженности, не представляется возможным по причине того, что декларации по налогу на землю с юридических лиц в налоговый орган были сданы налогоплательщиком в электронном виде и хранились на программном обеспечении Украины "Податковый блок", доступ к которому после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации был отключен.
Таким образом, в нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, надлежащих доказательств, подтверждающих наличие у ООО "ПКФ "ЮВАС" задолженности перед бюджетом, заявителем суду не представлено, сумма задолженности, включенная в реестр в размере 20 936,05 руб., не была подтверждена первичными документами, причины ее включения в реестр не были обоснованы.
В связи с вышеизложенным, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие задолженности у общества перед бюджетом, образовавшейся в переходный период, заявленные требования были правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившихся в невынесении судом определения об истребовании доказательств в порядке статьи 66 АПК РФ апелляционным судом отклоняются, поскольку указанной нормой суду предоставлено право истребовать доказательства по своей инициативе лишь в случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с учетом также того, что такими доказательствами соответствующий орган располагает.
В рассматриваемом случае определением суда первой инстанции от 15.03.2016 на Межрайонную ИФНС России N 7 по Республике Крым, как держателя архива, судом была возложена обязанность представить необходимые доказательства, во исполнение которого инспекция письмом за подписью начальника Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Крым от 04.04.2016 N 04-22/05020 сообщила суду о невозможности выполнить определение и представить доказательства ввиду их отсутствия.
При таких обстоятельствах оснований для вынесения судом определения об истребовании доказательств в порядке части 6 статьи 66 АПК РФ у лица, не располагающего такими доказательствами, у суда первой инстанции не имелось, утверждения заявителя об обратном не соответствуют положениям статьи 66 АПК РФ.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2016 года по делу N А83-1652/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1652/2016
Истец: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "ЮВАС", Управление Федеральной Налоговой Службы России по Республике Крым, УФНС России по РК