Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 25 февраля 2004 г. N 91-1-4
Методическое письмо
о некоторых вопросах организации голосования на выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения участковыми избирательными комиссиями норм федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) рекомендует членам избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации руководствоваться разъяснениями, включенными в Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии.
В данном Методическом письме разъяснены отдельные, не включенные в Рабочий блокнот положения, связанные с особенностями организации голосования на выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Перечень нормативных правовых актов ЦИК России по указанным вопросам представлен в приложении.
1. Особенности организации взаимодействия участковых избирательных комиссий с вышестоящими избирательными комиссиями
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
На выборах Президента Российской Федерации руководство участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, осуществляет территориальная избирательная комиссия, которая образована постановлением ЦИК России от 15 января 2004 года N 79/670-4. Руководство участковыми избирательными комиссиями, сформированными в городе Байконур (Республика Казахстан), постановлением ЦИК России от 11 декабря 2003 года N 67/601-4 возложено на территориальную избирательную комиссию города Байконура (Республика Казахстан).
Вышестоящей избирательной комиссией для указанных территориальных избирательных комиссий является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2. Обеспечение участковых избирательных комиссий избирательной документацией
Порядок передачи избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, определен постановлением ЦИК России от 2 февраля 2004 года N 82/698-4.
Согласно указанному Порядку ЦИК России передает избирательные бюллетени по акту в территориальную избирательную комиссию города Байконура и в территориальную избирательную комиссию для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, осуществляемой участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Избирательные бюллетени должны быть переданы указанными территориальными избирательными комиссиями в участковые избирательные комиссии не позднее 9 марта 2004 года, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за четыре дня до установленного дня досрочного голосования.
Доставку избирательных бюллетеней и увеличенной формы протокола избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, организует Министерство иностранных дел Российской Федерации, а в исключительных случаях при соответствующем обращении Министерства иностранных дел Российской Федерации в территориальную избирательную комиссию - Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в чьем подчинении находятся расположенные за пределами территории Российской Федерации воинские части, на территории которых образованы избирательные участки.
В соответствии с пунктом 17 статьи 67 Федерального закона в исключительных случаях (невозможность доставки избирательных бюллетеней) на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, допускается изготовление избирательных бюллетеней непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации, в том числе с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней, принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией. Запрос о необходимости самостоятельного изготовления избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию через Министерство иностранных дел Российской Федерации, а в исключительных случаях - через Министерство обороны Российской Федерации или Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
О самостоятельном изготовлении тиража избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией составляется акт в двух экземплярах: первый экземпляр направляется непосредственно либо через Министерство иностранных дел Российской Федерации (в исключительных случаях через Министерство обороны Российской Федерации или Федеральную службу безопасности Российской Федерации) в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а второй остается в участковой избирательной комиссии.
В соответствии с постановлением ЦИК России от 6 февраля 2004 года N 83/701-4 для передачи утвержденной формы и текста избирательного бюллетеня, форм других избирательных документов территориальная избирательная комиссия использует технические каналы связи, обеспечивающие передачу копий документов.
При отсутствии такой возможности территориальная избирательная комиссия по руководству деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных за пределами территории Российской Федерации, согласовывает с ЦИК России описание избирательного бюллетеня и обеспечивает передачу этого описания в соответствующие участковые избирательные комиссии с использованием иных видов связи.
Описание избирательного бюллетеня готовится на основании текста избирательного бюллетеня, утвержденного постановлением ЦИК России от 11 февраля 2004 года N 87/728-4.
Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней в случае их изготовления непосредственно участковой избирательной комиссией осуществляет председатель этой комиссии.
После изготовления избирательных бюллетеней председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования.
3. Организация досрочного голосования
Проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи и постановлением ЦИК России от 2 февраля 2004 года N 82/698-4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочное голосование, но не ранее 27 февраля 2004 года, всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в отдаленных или труднодоступных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится по правилам, установленным статьей 69 Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статей 72 и 73 Федерального закона.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 70 Федерального закона допускается досрочное голосование отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования.
Запрос на проведение досрочного голосования с указанием даты, места и предполагаемого количества избирателей заблаговременно направляется участковой избирательной комиссией через Министерство иностранных дел Российской Федерации (в исключительных случаях - через Министерство обороны Российской Федерации или Федеральную службу безопасности Российской Федерации) в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Территориальная избирательная комиссия на основании данных запросов принимает решение об обращении в ЦИК России с просьбой разрешить досрочное голосование и направляет свое решение и соответствующие документы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая принимает соответствующее решение.
В случае принятия ЦИК России положительного решения о досрочном голосовании оно через соответствующую территориальную избирательную комиссию доводится до участковой избирательной комиссии, направившей запрос.
В соответствии с постановлением ЦИК России от 24 декабря 2003 года N 72/622-4 передачу открепительных удостоверений участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, организуют территориальные избирательные комиссии, сформированные ЦИК России для руководства деятельностью указанных участковых избирательных комиссий, через Министерство иностранных дел Российской Федерации, а в исключительных случаях - через Министерство обороны Российской Федерации или Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
4. Документы, удостоверяющие личность российских граждан, находящихся в день голосования за пределами территории Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года N 35 и Разъяснениями МИД России от 22 января 2004 года (исх. N 2567/гс) документами, на основании которых граждане Российской Федерации могут принять участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, являются:
1) заграничный паспорт с символикой Российской Федерации;
2) заграничный паспорт с символикой СССР с записью или отметкой о гражданстве Российской Федерации;
3) дипломатический паспорт;
4) служебный паспорт;
5) паспорт моряка;
6) свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.
В странах СНГ, кроме указанных выше, действительны следующие документы:
1) паспорт гражданина Российской Федерации (внутренний паспорт);
2) паспорт гражданина СССР образца 1974 года с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, или штампом на внутренней стороне обложки паспорта гражданина СССР с текстом о наличии гражданства Российской Федерации, заверенным подписью руководителя паспортно-визовой службы ОВД МВД России или консульского загранучреждения (КЗУ) и мастичной гербовой печатью, или штампом о прописке (регистрации) по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года;
3) удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации.
4) удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации
5. Установление итогов голосования, составление протоколов избирательных комиссий и их передача в территориальную избирательную комиссию
Особое внимание после подсчета избирательных бюллетеней необходимо обратить на проверку контрольных и иных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, порядок которой подробно описан в Рабочем блокноте, а также в Инструкции, утвержденной постановлением ЦИК России от 15 января 2004 года N 79/669-4.
В соответствии с пунктом 29 статьи 73 Федерального закона при наличии соответствующих технических средств данные протоколов об итогах голосования сразу после их подписания членами участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, передаются по техническим каналам связи в соответствующие территориальные избирательные комиссии.
Первый экземпляр протокола об итогах голосования, составленного участковой избирательной комиссией, сформированной за пределами территории Российской Федерации, вместе с приобщенными к нему документами, перечисленными в пункте 27 указанной статьи, представляются в территориальную избирательную комиссию при первой возможности либо непосредственно, либо через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и ее доставку по назначению.
Порядок передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи, при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, утвержден постановлением ЦИК России от 6 февраля 2004 года N 83/701-4.
Данные протоколов об итогах голосования могут передаваться с использованием технической системы передачи информации, обеспечивающей передачу копий документов.
При отсутствии такой технической системы передачи информации участковая избирательная комиссия с использованием других видов связи (кроме видов связи, передающих информацию голосом) передает данные, внесенные в протоколы об итогах голосования: номер протокола, номера строк и соответствующие им данные протокола с указанием всех цифр прописью.
Участковая избирательная комиссия, сформированная на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, делает на пакете с первым экземпляром протокола об итогах голосования с приобщенными к ним документами пометку "Выборная" и опечатывает его путем проставления пяти печатей участковой избирательной комиссии в центре и по углам сгиба конверта.
6. Информационное обеспечение участковых избирательных комиссий
Во исполнение положений статьи 66 Федерального закона, касающихся наличия информационных материалов на избирательном участке, ЦИК России направляет в избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, необходимые информационные материалы, предусмотренные федеральным избирательным законодательством, доставку которых осуществляет МИД России, а в исключительных случаях - Минобороны России и ФСБ России. Объем информации о зарегистрированных кандидатах, размещенный на информационном стенде, установлен постановлением ЦИК России от 11 декабря 2003 года N 67/596-4.
Порядок размещения информационных материалов в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением (если это позволяет законодательство страны пребывания) описан в Рабочем блокноте.
Одним из информационных источников организации деятельности участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, является сайт ЦИК России в сети Интернет: www.cikrf.ru.
Для информирования избирателей о дате и месте проведения голосования на выборах Президента Российской Федерации рекомендуется использовать местные русскоязычные средства массовой информации, а также информационные возможности общественных объединений российских граждан в данной стране.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.