Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2016 г. N Ф07-9886/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2016 г. |
Дело N А56-3730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Гаркуша Н.Н. - доверенность ль 22.12.2015;
Маркова М.М. - доверенность от 22.12.2015;
от ответчика (должника): Стефогло Т.В. - доверенность от 29.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18693/2016) Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-3730/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решения
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10А, ОГРН 1027806860707 (далее - Фонд, заинтересованное лицо) N 140 от 27.10.2015 о привлечении ОАО "РЖД" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части доначисления страховых взносов в размере 91 415,48 руб., назначении штрафа в размере 34,32 руб. и начислении пени в размере 11 162,45 руб. за неначисление страховых взносов за частичную компенсацию затрат работника на занятие физической культурой и спортом, частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы, компенсацию оплаты затрат на медицинские услуги, не включенные в добровольное медицинское страхование.
Решением суда от 30.05.2016 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренные коллективным договором или являющиеся мерой ответственности работодателя, которые не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представители Общества возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 10.08.2015 по 27.08.2015 Фонд провел выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой был составлен акт N 839 от 28.09.2015.
В ходе проверки были выявлены нарушения положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а именно страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов:
- частичная компенсация затрат работника на занятие физической культурой и спортом;
- возмещение стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых;
- компенсация (процент) за задержку выплаты заработной платы;
- компенсация оплаты затрат на медицинские услуги, не включенные в добровольное медицинское страхование;
- в проверяемом периоде произведены расходы за счет средств ФСС с нарушением действующего законодательства;
- в проверяемом периоде произведены расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением действующего законодательства.
27.10.2015 Фондом принято решение N 140 от 27.10.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, назначен штраф в размере 34,32 руб., пени в размере 11 162,45 руб., начислена недоимка в размере 91 587,10 руб.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления страховых взносов в размере 91 415,48 руб., назначении штрафа в размере 34,32 руб. и начислении пени в размере 11 162,45 руб. за неначисление страховых взносов за частичную компенсацию затрат работника на занятие физической культурой и спортом, частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы, компенсацию оплаты затрат на медицинские услуги, не включенные в добровольное медицинское страхование, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, указав на то, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, удовлетворил заявление Общества.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 названной статьи Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Устанавливая фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции учел, что коллективный договор Общества на 2014-2016 годы включает в себя, в том числе следующие выплаты: компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников (пункт 5.3.8 коллективного договора); частичная компенсация затрат работника на занятия физической культурой и спортом (п. 5.3.3 коллективного договора); компенсация работникам затрат по оплате медицинских услуг, не включенных в добровольное медицинское страхование (п. 5.3.1 коллективного договора).
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доводы сторон и представленные доказательства, сделал обоснованный вывод о том, что произведенные Обществом выплаты, основанные на коллективном договоре и локальных нормативных актах, не подлежат обложению страховыми взносами. Выплаченные суммы на частичную компенсацию затрат работника на занятия физической культурой и спортом, компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, компенсация работникам затрат по оплате медицинских услуг, не включенных в добровольное медицинское страхование, не является вознаграждением за труд, поскольку не зависит от результата труда или квалификации работников Общества. При этом указанные выплаты производятся в одинаковом размере для всех сотрудников, независимо от занимаемой должности. Спорные выплаты не связаны и с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не подпадают под понятие компенсационных, приведенное в статье 164 ТК РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
Не подлежат также обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды суммы денежной компенсации (проценты) за задержку выплаты заработной платы, установленной статьей 236 ТК РФ.
Статья 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Указанные выплаты носят компенсационный характер, являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, независимо от условий трудового и коллективного договоров, и обеспечивают дополнительную защиту трудовых прав работника.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах у Фонда отсутствовали правовые основания для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Фонда в части доначисления страховых взносов в размере 91 415,48 руб., назначении штрафа в размере 34,32 руб. и начислении пени в размере 11 162,45 руб. за неначисление страховых взносов за частичную компенсацию затрат работника на занятие физической культурой и спортом, частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы, компенсацию оплаты затрат на медицинские услуги, не включенные в добровольное медицинское страхование, недействительным.
Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-3730/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3730/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2016 г. N Ф07-9886/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Государственное учреждение-Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации, Филиал 15