город Омск |
|
24 августа 2016 г. |
Дело N А46-14353/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8208/2016) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 по делу N А46-14353/2015 (судья Чернышев В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ИНН 5506227870, ОГРН 1135543045615)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
3-е лицо: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072)
о признании недействительным отказа в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, об обязании направить подписанные экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Трофимов Александр Геннадьевич по доверенности от 16.06.2016 сроком действия три года (паспорт);
от заинтересованного лица: Жмотов Виктор Александрович по доверенности N ДИО/10562 от 22.07.2016 сроком действия один год (служебное удостоверение);
от третьего лица: не явился.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений):
- о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений (письмо от 02.10.2015 Исх.-ДИО/18611) в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки;
- обязании Департамента имущественных отношений в 30-ти дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Прогресс" подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
Определением от 15.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - третье лицо, Департамент городского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 по делу N А46-14353/2015 заявленные ООО "Прогресс" требования удовлетворены, признан недействительным отказ Департамента имущественных отношений (письмо от 02.10.2015 Исх.-ДИО/18611) в установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки; на Департамент имущественных отношений возложена обязанность в 30-ти дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Прогресс" подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
Этим же решением, с Департамента имущественных отношений в пользу ООО "Прогресс" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован незаконностью отказа Департамента имущественных отношений в установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает на необоснованность доводов заявителя о необходимости установления сервитута, а также ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 имеет вид разрешенного использования- земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки и не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. При этом, Департамент имущественных отношений не усматривает исключительных случаев, предусмотренных статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, для установления сервитута, а также считает, что основания для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175 без проведения торгов в целях размещения коммерческой парковки с ООО "Прогресс" отсутствует.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ООО "Прогресс" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент городского хозяйства письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Департамент городского хозяйства, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица, по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Прогресс" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
24.03.2014 ООО "Прогресс" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 1 457 кв.м. и 3 429 кв.м., расположенных по адресам: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок.
В ответ на указанные обращения Департамент имущественных отношений письмом от 16.04.2014 N Исх-ДИО/5763 сообщил Обществу о том, что Городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 08.04.2014 рассмотрены соответствующие обращения от 25.03.2014 (N 232, 233) о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок, и принято решение о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с наличием на земельных участках инженерных коммуникаций, а также в связи с условием проекта планировки территории о том, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах "красных" линий магистрали общегородского районного значения регулируемого движения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2014 по делу N А46-7082/2014 указанное выше решение об отказе в предоставлении земельных участков было признано незаконным, на Департамент имущественных отношений возложена обязанность утвердить и выдать ООО "Прогресс" схемы расположения земельных участков площадью 1 457 кв.м. и 3 429 кв.м., расположенных по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 40, под размещение коммерческих парковок на кадастровом плане территории согласно заявлениям от 24.03.2014.
Во исполнение решения Арбитражного суда Омской области от 01.07.2014 по делу N А46-7082/2014 Распоряжением Департамента имущественных отношений N 5003-р от 30.09.2014 утверждена схема расположения испрашиваемых Обществом земельных участков на кадастровом плане территории, в границах кадастровых кварталов: 55:36:040116, 55:36:040102, относящихся к категории земель населенных пунктов, с установлением вида разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки, местоположение установлено по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Фрунзе, д. 40.
06.11.2014 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках: земельный участок с кадастровым номером 55:36:040116:2998, площадью 1 997 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки; земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175, площадью 2 761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки, земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6174, площадью 365 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки.
12.11.2014 ООО "Прогресс" обратилось в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в аренду под размещение коммерческой парковки.
30.01.2015 Департамент имущественных отношений проинформировал Общество о рассмотрении обращений о возможности предоставления земельных участков на городской комиссии по рассмотрению обращений о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством. По результатам рассмотрения принято решение о невозможности предоставления земельных участков в связи с размещением земельных участков в зоне городского наземного транспорта ИТ -2 в границах полосы отвода автомобильной дороги. Заявителю предложено обратиться в Департамент городского хозяйства для решения вопроса о размещении коммерческой парковки в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2015 по делу N А46-1385/2015 в удовлетворении требований ООО "Прогресс" к Департаменту имущественных отношений о признании незаконным решения от 30.01.2015 N Исх-ДИО/1412 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:040116:2998, 55:36:040102:6174, 55:36:040102:6175 отказано.
11.09.2015 ООО "Прогресс" направило обращение о создании коммерческой парковки и заключении соглашения об установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175 (вх. от 11.09.2015 N 8796) в адрес Мэра города Омска, в адрес первого заместителя Мэра города Омска, директора Департамента городского хозяйства (вх. от 11.09.2015 N 8796).
Для рассмотрения по существу и принятия решения заявления были переданы в Департамент имущественных отношений.
Письмом от 02.10.2015 Исх.-ДИО/18611 Департамент имущественных отношений принял решение об отказе в установлении сервитута на основании пункта 2 статьи 39.26 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования: земли общего пользования под улицей, под размещение коммерческой парковки и не являются автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Полагая, что вышеуказанный отказ Департамента имущественных отношений является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.06.2016 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом имущественных отношений в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) (часть 10 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 4.1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ допускают использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута.
Согласно части 4 статьи 25 названного Федерального закона в отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указано на право заинтересованного лица представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и обязанность уполномоченного органа в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, выполнить одно из следующих действий: направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах; направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории; направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса; принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Основания отказа в установлении сервитута установлены в части 4 указанной выше статьи Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает отказ Департамента имущественных отношений в установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175, который содержит ссылку на пункт 2 части 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, а также указание на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 автомобильной дорогой общего пользования местного значения не является.
Между тем, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:6175 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ-2.
Указанные Правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 указанных Правил, зона городского наземного транспорта ИТ-2 включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно- защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Зона городского транспорта представлена полосой отвода автомобильных дорог (магистральных улиц общегородского и районного значения).
Частью 1 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
По верному замечанию суда первой инстанции, материалами дела подтверждается нахождение спорного земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги.
Доказательств обратного Департаментом имущественных отношений не представлено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ размещение объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Вместе с тем, на основании части 4 статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов только путем установления частных сервитутов. При этом Федеральным законом не предусмотрена возможность размещения объектов дорожного сервиса (пунктов питания, парковок и т.д.) по договору аренды земельного участка.
По мнению подателя жалобы у ООО "Прогресс" нет объектов недвижимости или каких-то объектов дорожного хозяйства иных для обслуживания, которых необходима стоянка, поэтому Департамент имущественных отношений отказывает Обществу в предоставлении испрашиваемого участка.
Между тем, согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 39.26. Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута, в случае если планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами.
В рассматриваемом случае, возможность отказа в предоставлении земельного участка связана с положениями, установленными Федеральным законом N 257-ФЗ.
При этом, по мнению Департамента имущественных отношений в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ стоянки могут быть предоставлены только владельцам объектов дорожного сервиса, расположенных по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). При этом, заявитель никаких подобных объектов не имеет.
Однако, толкование указанной нормы предполагает, что к объектам дорожного сервиса относятся:
- автозаправочные станции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги и другие, а также необходимые для их функционирования места отдыха;
- кроме того, к таким объектам относятся и иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения.
Следовательно, коммерческие стоянки, как объекты для обслуживания участников дорожного движения, допускается относить к объектам дорожного сервиса и располагать в полосе отвода автомобильных дорог.
Решением Омского городского Совета от 18.02.2015 N 310 в Положение о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 были внесены изменения в части дополнения перечня возложенных на Департамент функций обязанностью по принятию решений об установлении частных и публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
Согласно решению Омского городского Совета от 18.02.2015 N 310 Департамент имущественных отношений выступает стороной соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска, выступает стороной соглашений, предусматривающих размер платы за установление публичных сервитутов в отношении земельных участков (их частей) в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Омска.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Департамента имущественных отношений в установлении частного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:6175 обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 по делу N А46-14353/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14353/2015
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: департамент городского хозяйства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2017 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-14353/15
15.12.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5434/16
24.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8208/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14353/15