Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Разъяснения
порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 22 января 2004 г. N 80/681-4)
Настоящие Разъяснения подготовлены на основе федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, иными общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов.
1.Общие положения
1.1. В соответствии с пунктом 43 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" иностранным (международным) наблюдателем является лицо, представляющее иностранную или международную организацию, наделенное правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации.
1.2. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии соответствующего приглашения аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании документов, представляемых Международным управлением Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.3. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
1.4. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных)
наблюдателей
2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации направляет приглашения в соответствии с предложениями каждой из политических партий, каждого из избирательных блоков, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов.
2.2. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может направить приглашения избирательным органам зарубежных стран, а также иностранным (международным) организациям, специализирующимся в вопросах избирательного законодательства и выборов.
2.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца в соответствии с представленными им заявлением, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением любого из указанных в пунктах 2.1 и 2.3 настоящих Разъяснений органов или лиц. Такое удостоверение дает право иностранному (международному) наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов.
3. Полномочия и порядок деятельности иностранных (международных)
наблюдателей
3.1. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", другими федеральными законами, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также иными общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов.
3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.
3.3. Иностранный (международный) наблюдатель при посещении избирательных комиссий всех уровней, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должен предъявлять выданное ему удостоверение иностранного (международного) наблюдателя и документ, удостоверяющий его личность.
3.4. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
3.4.1. Встречаться с кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, уполномоченными представителями политических партий, избирательных блоков, групп избирателей.
3.4.2. Иметь доступ ко всем документам, регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии избирательных документов, указанных в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации".
3.4.3. Присутствовать в избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.4. Присутствовать на избирательных участках, в том числе образованных за пределами Российской Федерации, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии соответствующей вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.5. Ознакомиться со списком избирателей после его заверения подписью председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии.
3.4.6. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
3.4.7. После окончания голосования присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных открепительных удостоверений.
3.4.8. Визуально знакомиться с погашенными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.4.9. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней.
3.4.10. Присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей, проводимому участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.
3.4.11. Визуально ознакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с избирательными бюллетенями установленной формы, рассортированными по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам избирателей, поданным против всех кандидатов.
3.4.12. Присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей, визуально ознакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.
3.4.13. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.14. Знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами об итогах голосования и о результатах выборов иной избирательной комиссии, в которой он присутствует; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в избирательную комиссию либо составленных этой комиссией в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования.
3.4.15. Получать от участковой избирательной комиссии после подписания протоколов об итогах голосования заверенные копии этих протоколов или иметь возможность их изготовления и заверения.
3.4.16. Ставить свои подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени, открепительные удостоверения после завершения подсчета голосов избирателей.
3.4.17. Информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях, рекомендациях без вмешательства в их работу.
3.4.18. Присутствовать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.
3.4.19. Знакомиться с результатами рассмотрения жалоб (заявлений), обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах.
3.4.20. После окончания времени голосования излагать свое мнение об избирательном законодательстве и о подготовке и проведении выборов, проводить пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации.
3.4.21. Предоставлять организаторам выборов, органам государственной власти, органам местного самоуправления и соответствующим должностным лицам свое заключение о результатах наблюдения за ходом выборов.
3.5. Иностранные (международные) наблюдатели должны:
3.5.1. Руководствоваться в своей деятельности положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, решениями Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права и избирательного процесса, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов.
3.5.2. Иметь при себе удостоверение об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя и предъявлять его по требованию организаторов выборов.
3.5.3. Выполнять свои функции по осуществлению международного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, участникам избирательного процесса.
3.5.4. Не вмешиваться в избирательный процесс.
3.5.5. Основывать все свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.
4. Ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав
иностранных (международных) наблюдателей
4.1. В соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять иные действия, кроме перечисленных в пунктах 3.3, 3.4 и 3.5 настоящих Разъяснений, а также использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
4.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать на основании документов, представляемых Международным управлением Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов или общепризнанных принципов и норм международного права.
4.3. Лица, нарушающие права иностранных (международных) наблюдателей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.