г. Москва |
|
25 августа 2016 г. |
Дело N А41-29457/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Мангала": Сизова И.В., по доверенности от 20.04.2016 N 3; Журова Е.Ф., по доверенности от 20.04.2016 N 3,
от администрации городского округа Химки Московской области: Беккер Т.А., по доверенности от 04.08.2016 N 71,
от третьего лица - Министерства строительного комплекса Московской области: Молчанова Л.Г., по доверенности от 07.09.2015 N 111,
от третьего лица - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: Романова Ю.В., по доверенности от 26.01.2016 N 31Исх-2494/11-27,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-29457/15 по апелляционной жалобе ЗАО "Мангала" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 по делу N А41-29457/15, принятое судьей А.В.Гриневой, по заявлению ЗАО "Мангала" к администрации городского округа Химки Московской области о признании недействительными приказов, третьи лица: Министерство строительного комплекса Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Мангала" (далее - ЗАО "Мангала", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация г.о.Химки, администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительными Приказ заместителя руководителя администрации городского округа Химки Московской области N 18 от 10.04.2015 "Об отзыве разрешения на строительство N RU50301000-88 от 14.08.2013" и Приказ заместителя руководителя администрации городского округа Химки Московской области от 10.04.2015 N 19 "Об отзыве разрешения на строительство N RU50301000-168 от 10.09.2014".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление), Министерство строительного комплекса Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представители заявителя поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители третьих лиц: министерства и управления, возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "Мангала".
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.12.2010 между администрацией г.о.Химки (далее - арендодатель) и ООО "Стройсимвол" был заключен договор аренды N ЮА-182 земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:25, площадью 203353 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, в районе Ленинградского шоссе, ул.Панфилова, п. проезда 6010, Куркинского шоссе и МКАД, в целях использования "для размещения жилой застройки в объектами общественно-делового, культурно-развлекательного и спортивного назначения, сроком с 27.09.2005 по 26.09.2020.
Постановлением от 25.10.2010 N 1435 администрация г.о.Химки осуществила раздел земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:25 и образование из него новых земельных участков, в т.ч. земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:63, площадью 3571 кв.м., по адресу: г.Химки, в районе Ленинградского шоссе, ул.Панфилова, п. проезда 6010, Куркинского шоссе и МКАД", категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения жилой застройки с объектами общественно-делового, культурно-развлекательного и спортивного назначения.
По договору от 18.04.2011 N СП-63 права и обязанности арендатора по договору аренды от 09.12.2010 N ЮА-182 перешли к ЗАО "Первая ипотечная компания - Регион".
По договору от 28.06.2012 права и обязанности арендатора по договору аренды от 09.12.2010 N ЮА-182 переданы ЗАО "Мангала".
28.06.2012 подписан акт приема-передачи земельного участка.
Постановлением администрации г.о.Химки от 09.10.2012 N 1608 утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 3571 кв.м. с кадастровым номером 50:10:010121:63, расположенного по адресу: г.Химки, Юбилейный проспект, жилой микрорайон 1 "А", под строительство на земельном участке объекта капитального строительства - здания Торгового комплекса, корпус N 13.
14.08.2013 обществу выдано разрешение на строительство N RU50301000-88 "Торгового центра с предприятиями общественного питания (корпус 13), сроком действия до 15.02.2015 (том 1 л.д.32).
10.09.2014 обществу выдано разрешение на строительство N RU50301000-268 "Торгового центра с предприятиями общественного питания. Корректировка (корпус 13)", сроком действия до 30.09.2015 (том 1 л.д.33).
Постановлением от 10.04.2015 N 397 администрация г.о.Химки отменила постановление от 09.10.2012 N 1608 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области г.Химки, жилой микрорайон 1 "А", Юбилейный проспект", о чем письмами от 10.04.2015 и от 13.04.2015 уведомила ЗАО "Мангала" с предложением прекратить осуществление строительно-монтажных работ на объекте.
Приказом от 10.04.2015 N 18 заместитель руководителя администрации г.о.Химки отозвал разрешение на строительство N RU50301000-88 от 14.08.2013 (том 1 л.д. 51).
Приказом от 10.04.2015 N 19 заместитель руководителя администрации г.о.Химки отозвал разрешение на строительство N RU50301000-168 от 10.09.2014 (том 1 л.д. 52).
Не согласившись с отменой разрешений на строительство, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями о признании изданных приказов недействительными.
Оказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания оспариваемых приказов незаконными не имеется.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах, направленных, в том числе, на обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности и так далее.
Из положений статьи 8 ГрК РФ следует, что в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ указан перечь документов, прилагаемых застройщиком в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства к заявлению о выдаче разрешения на строительство, направляемого непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган.
К указанному заявлению в числе прочего прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пункты 1-3 части 7 статьи 51 ГрК РФ).
Анализируя положения пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, является правоустанавливающий документ на земельный участок, под которым надлежит понимать документ, устанавливающий или удостоверяющий право застройщика на земельный участок, строительство на котором предполагается производить.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:63 на основании договора аренды земельного участка от 09.12.2010 N ЮА-182 с учетом договора от 18.04.2011 N СП-63 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ЮА-182 от 09.12.2010 и договора от 28.06.2012 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N ЮА-182 от 09.12.2010, а также акта приема-передачи имущества (земельного участка) к договору от 28.06.2012.
Согласно условиям договора аренды земельного участка от 09.12.2010 N ЮА-182, земельный участок с кадастровым номером 50:10:010121:63 предоставлен обществу в целях использования "для размещения жилой застройки в объектами общественно-делового, культурно-развлекательного и спортивного назначения (том 1 л.д. 9-18).
На момент рассмотрения заявления общества данный договор не был расторгнут либо признан недействительным или незаключенным в установленном порядке.
В соответствии со статьей 44 ГрК РФ предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Таким образом, градостроительный план земельного участка по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
По смыслу статей 41-46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13.
Статьей 46 ГрК РФ установлена обязанность органов местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, осуществить в течение тридцати дней со дня поступления обращения подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждение и предоставление его бесплатно заявителю.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации г.о.Химки от 09.10.2012 N 1608 утвержден градостроительный план земельного участка общей площадью 3571 кв.м. с кадастровым номером 50:10:010121:63, расположенного по адресу: г.Химки, Юбилейный проспект, жилой микрорайон 1 "А", под строительство на земельном участке объекта капитального строительства - здания Торгового комплекса, корпус N 13 (том 1 л.д.31).
В связи с тем, что заявителем был представлен весь пакет документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, обществу были выданы 14.08.2013 разрешение на строительство N RU50301000-88 "Торгового центра с предприятиями общественного питания (корпус 13), сроком действия до 15.02.2015 и 10.09.2014 разрешение на строительство N RU50301000-268 "Торгового центра с предприятиями общественного питания. Корректировка (корпус 13)", сроком действия до 30.09.2015 (том 1 л.д. 32,33).
Между тем, 09.04.2015 в адрес заинтересованного лица поступил протест Химкинской городской Прокуратуры N 07.02-2015 на постановление администрации городского округа Химки N 1608, из которого следовало, что градостроительный план земельного участка не соответствует Проекту планировки территории жилого микрорайона N 1А, утвержденному постановлением Главы округа от 25.05.2007 N 802 (том 1 л.д.98-99).
Постановлением от 10.04.2015 N 397 администрация г.о.Химки отменила постановление от 09.10.2012 N 1608 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области г.Химки, жилой микрорайон 1 "А", Юбилейный проспект" (том 1 л.д. 48).
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия оспариваемых по настоящему делу приказов заместителя руководителя администрации г.о.Химки от 10.04.2015 N 18 и N 19.
Апелляционным судом установлено, что в рамках дела N А41-25917/15 Арбитражным судом Московской области рассматривалось заявление ЗАО "Мангала" к администрации городского округа Химки Московской области о признании недействительным указанного постановления администрации г.о.Химки от 10.04.2015 N 397.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 по делу N А41-25917/15 постановление администрации городского округа Химки Московской области от 10.04.2015 N 397 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 09.10.2012 N 1608 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области г.Химки, жилой микрорайон 1 "А", Юбилейный проспект" признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2016 по делу N А41-25917/15 установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:63 "для размещения многоэтажной жилой застройки с объектами общественно-делового, культурно развлекательного и спортивного назначения", в том числе с учетом Проекта планировки территории микрорайона 1А с учетом размещения объектов обслуживания общегородского значения в г.Химки Московской области 2007 года, не содержит ограничения на размещение на таком земельном участке торгового центра.
При указанных обстоятельствах, оспариваемые по настоящему делу приказы заместителя руководителя администрации г.о. Химки от 10.04.2015 N 18 и N 19, основанные на недействительном постановлении администрации городского округа Химки Московской области от 10.04.2015 N 397, об отзыве разрешений на строительство от 14.08.2013 NRU50301000-88 и 10.09.2014 N RU50301000-268 при наличии действующего градостроительного плана земельного участка, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, необходимо отметить, что такого основания для прекращения действия разрешения на строительство как отзыв такого разрешения, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Доказательств, свидетельствующих о признании судом разрешений на строительство незаконными, заинтересованным лицом не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
В суде апелляционной инстанции по ходатайству ЗАО "Мангала" к материалам настоящего дела приобщены: копия выписки из протокола заседания Градостроительного совета Московской области от 15.06.2016 N 20 по вопросу о выдаче разрешения на строительство многофункционального торгово-офисного центра с гостиницей и предприятиями общественного питания по адресу: Московская область, г.Химки, в районе Ленинградского шоссе, ул.Панфилова, п. проезда 6010, Куркинского шоссе и МКАД; копия распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 22.07.2016 N Г63/2295 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:10:010121:63, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Химки; копия градостроительного плана земельного участка N RU50301000-MSK002071, подготовленного на основании заявления ЗАО "Мангала".
Учитывая, что основанием для принятия оспариваемых по настоящему делу приказов заместителя руководителя администрации г.о.Химки от 10.04.2015 N 18 и N 19, явилось отсутствие у ЗАО "Мангала" градостроительного плана земельного участка ввиду издания администрацией г.о.Химки постановления от 10.04.2015 N 397 "Об отмене постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 09.10.2012 N 1608 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Московской области г.Химки, жилой микрорайон 1 "А", Юбилейный проспект", признанного решением Арбитражного суда Московской области 06.06.2016 по делу N А41-25917/15 недействительным, отзыв разрешений на строительство при наличии у общества действующего градостроительного плана земельного участка, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушает права и законные интересы ЗАО "Мангала".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 по делу N А41-29457/15 отменить.
Признать недействительными Приказ заместителя руководителя Администрации городского округа Химки Московской области N 18 от 10.04.2015 "Об отзыве разрешения на строительство N RU50301000-88 от 14.08.2013" и Приказ заместителя руководителя Администрации городского округа Химки Московской области N 111999 от 10.04.2015 "Об отзыве разрешения на строительство N RU50301000-168 от 10.09.2014".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29457/2015
Истец: ЗАО "Мангала"
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области