Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2016 г. N Ф08-8939/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
26 августа 2016 г. |
дело N А32-8026/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Галова В.В., Глазуновой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
- Федерального агентства научных организаций
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2016 по делу N А32-8026/2016
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к ООО "Озеленитель-Кубань"; ФГБНУ "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства",
третье лицо Федерального агентства научных организаций,
о признании договора о совместной деятельности недействительной сделкой, обязании передать по акту земельный участок, истребовании участка из чужого незаконного владения и обязании ООО "Озеленитель-Кубань" своим силами и за счёт своих средств привести земельный участок в первоначальное состояние путём сноса теплиц, котельной и технического отделения,
принятое судьей Гордюком А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Озеленитель-Кубань" (далее - ответчик 1) и ФГБНУ "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства" (далее - ответчик 2, учреждение) о признании договора о совместной деятельности от 05.06.2009, заключённого ООО "Озеленитель-Кубань" и ФГБНУ "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства", недействительной сделкой, обязании ООО "Озеленитель-Кубань" передать по акту земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105, истребовании указанного участка из чужого незаконного владения и обязании ООО "Озеленитель-Кубань" своим силами и за счёт своих средств привести земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105 в первоначальное состояние путём сноса теплиц, котельной и технического отделения.
Решением суда от 30.06.2016 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить. Жалоба мотивирована изложением фактических обстоятельств, с указанием на то, что в период заключения договора истец являлся уполномоченным органом, осуществлявшим полномочия по управлению и распоряжению спорным имуществом.
Третье лицо также обжаловало решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение отменить, иск удовлетворить.
В жалобе ФАНО указало следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее Положение N 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти).
Определенные исключения из полномочий Росимущества установлены Положением о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 (далее Положение N 959), согласно которому на ФАНО России возложены функции по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству (пункт 1), в том числе функции и полномочия учредителя подведомственных организаций и собственника закрепленного за ними федерального имущества, которые Агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 5.3). При этом, названным положением права самостоятельного (единоличного) распоряжения имуществом подведомственных организаций ФАНО России не предоставлено, за исключением случаев его закрепления или правомерного изъятия в целях перераспределения (пункт 5.3.6). При этом в Положении отсутствует какое-либо указание на земельные участки, как на особый вид недвижимого имущества. Вместе с тем, на основании Положения о Росимуществе к полномочиям данного Агентства отнесены: передача федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3); заключение в установленном порядке договоров купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечение передачи прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам (пункт 5.8); принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, о прекращении прав на такие участки, о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка (пункты 5.35.1, 5.35.2, 5.38).
В подтверждение данной позиции ссылается на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.03.2015 N ВВ-10/10699, определение АС МО от 19.12.2014 по делу N А41-37023.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена, о месте и времени судебного разбирательства лица извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2015 N 90-13360313, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105 с целевым назначением "земли сельскохозяйственного назначения", площадью 22501391,03 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский / пос. Зеленопольский, является собственностью Российской Федерации; его правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования выступает ФГБУ "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства".
Учреждение и ООО "Озеленитель-Кубань" подписали договор о совместной деятельности от 05.06.2009 (далее - договор), по которому обязались путём объединения имущества и усилий совместно действовать в сфере растениеводства для достижения следующих общих хозяйственных целей (проведение научно-исследовательских работ в области растениеводства).
На основании договора учреждение предоставило в пользование ООО "Озеленитель-Кубань" земельный участок площадью 3,7 га, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Знаменский (территория бывшего зверосовхоза) на срок до 05.06.2029 с правом разрешения строительства теплиц, котельной, технического отделения, а также монтажа систем и оборудования теплиц. Указанные объекты возведены на земельном участке.
Ссылаясь на то, что согласие уполномоченного органа на заключение договора о совместной деятельности отсутствует, управление просило признать договор недействительной сделкой и применить последствия его недействительности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пунктах 5.35 (1), 5.36.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, закреплено следующее. Росимущество принимает решения о предоставлении и заключает договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) создана единая Россельхозакадемия. Академии в бессрочное, бесплатное пользование переданы земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям и относящиеся к федеральной собственности.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Закона о науке Россельхозакадемия осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника (право владения, пользования и распоряжения) в отношении имущества своих учреждений, предприятий, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ), Россельхозакадемия (наряду с иными государственными академиями наук), присоединяется к Российской академии наук. При этом организации, находившиеся в ведении Россельхозакадемии до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ, передаются в ведение Федерального агентства научных организаций, осуществляющего функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Федеральное агентство научных организаций образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735. Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций. В пункте 2 указанного постановления закреплено, что Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ.
ФАНО указывает, что Положением N 959 права самостоятельного (единоличного) распоряжения имуществом подведомственных организаций ФАНО России не предоставлено, за исключением случаев его закрепления или правомерного изъятия в целях перераспределения (п. 5.3.6).
Данное утверждение сделано на основании п. 5.3.6. Положения N 959, который изложен следующим образом: "в целях перераспределения имущества между организациями, подведомственными Агентству, закрепляет за такими организациями федеральное имущество и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества".
Очевидно, что в данном пункте речь идет именно о полномочиях ФАНО по перераспределению имущества между подведомственными организациями и изъятию у подведомственных организаций имущества, что не может рассматриваться как изъятие у ФАНО всех иных полномочий собственника имущества, которые предоставлены ФАНО пунктом 5.3.1 Положения N 959.
Так пунктами 5.3, 5.3.1 Положения N 959 установлено, что ФАНО на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:
осуществляет функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
В нормах Положения N 959 отсутствуют указания на изъятие у ФАНО отдельных полномочий собственника предоставленных пунктом 5.3.1. Оговорок данный пункт не содержит.
ФАНО указывает, что в Положении N 959 отсутствует какое-либо указание на земельные участки, как на особый вид недвижимого имущества.
Суд отмечает, что также в данном Положении отсутствует какое-либо указание на: движимое и недвижимое имущество, здания и сооружения, транспортные средства, водные акватории, объекты интеллектуальных прав, материальные ценности в не зависимости от их вида, рода, назначения и оборотоспособности.
Законодателем установлены следующие критерии имущества, в отношении которого ФАНО осуществляет полномочия собственника: имущество является федеральным, имущество закреплено за подведомственными ФАНО организациями.
Спорный земельный участок этим критериям отвечает.
Каких-либо исключений из открытого перечня имущества соответствующего вышеуказанным критериям Положение N 959 не содержит.
Напротив, именно полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом ограничены оговоркой п. 1 Положения N 432 о том, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти).
Ссылка заявителя на письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.03.2015 N ВВ-10/10699 отклоняется, поскольку указанное письмо источником норм права не является, в Минюсте России не зарегистрировано. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не наделено полномочиями по толкованию правовых норм, в том числе норм Положения N 989.
Кроме того, в силу п. 5.5 Положения N 989 ФАНО обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями. Какие либо оговорки относительно данного пункта Положение N 989 не содержит.
По отношению к аналогичным полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федерального имущества в целом, нормы п. 5.5 Положения N 989 носят приоритетный характер, по аналогии приоритета специальной нормы перед общей, что и предусмотрено законодателем при включении в п. 1 Положения N 432 оговорки о том, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти.
Таким образом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2016 по делу N А32-8026/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8026/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2016 г. N Ф08-8939/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Ответчик: ООО "Озеленитель-Кубань", ФГБНУ Северо-Кавказский научно исследовательский институт животноводства, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства"
Третье лицо: Артюшкина Л. И., Федеральное агентство научных организаций