В соответствии с планом работы Управление инспекционно-аналитической работы в 1999/2000 учебном году изучило деятельность 373 государственных и муниципальных образовательных учреждений в 46 субъектах Российской Федерации, уделяя особое внимание вопросам создания безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях, и установило следующее.
Проблемы охраны здоровья и жизни учащейся молодежи, техники безопасности, профилактики травматизма и создания безопасных условий труда и учебы находят место в повседневной деятельности образовательных учреждений. В целом работа проводится в соответствии с системой действующих стандартов в области обеспечения жизнедеятельности обучающихся, Законом Российской Федерации "Об образовании", Положением об организации работы по охране труда, приказами Минобразования России.
Вопросы состояния организации безопасных условий обеспечения жизнедеятельности обучающихся ежегодно рассматриваются на заседаниях коллегий, принимаются конкретные решения по улучшению этой работы. Издаются приказы, распоряжения, инструктивные письма и т.п. Ежегодно согласно приказам органов управления образованием проводится проверка и приемка образовательных учреждений к началу учебного года. Образовательные учреждения принимаются с выдачей актов-разрешений на проведение занятий в мастерских, кабинетах химии, физики, информатики, спортивных залах.
Вместе с тем организация работы органов управления образованием, руководства посещенных образовательных учреждений по созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся не в полной мере отвечает современным требованиям. В большинстве посещенных образовательных учреждений в той или иной мере имеют место нарушения правил электробезопасности и пожарной безопасности: отсутствуют первичные средства пожаротушения - огнетушители, пожарные стволы, рукава, краны, брандспойты, не установлена пожарная автоматика, захламлены помещения и запасные входы. В отдельных образовательных учреждениях отсутствуют планы эвакуации обучающихся при пожаре и т.д.
В учебных мастерских в отдельных случаях не соблюдаются правила и нормы размещения оборудования, на станках отсутствует электроблокировка, нет защитных экранов на металлообрабатывающих станках, не закрыты распределительные электрощиты. Отсутствуют производственные инструкции по технике безопасности на рабочих местах, у каждого вида оборудования нет инструкций по эксплуатации электрооборудования. Довольно часто в мастерских используются устаревшие инструкции по охране труда, не утвержденные руководителями образовательных учреждений, не согласованные с профсоюзными комитетами и т.д.
Особенно много нарушений правил безопасности труда и обучения наблюдается в кабинетах химии. Реактивы хранятся небрежно, отсутствует стандартная маркировка, нет нейтрализующих средств. Продолжают иметь место факты применения приборов с наличием ртути и ртутьсодержащих веществ. В ряде случаев не работают вытяжные шкафы. Нет инструкций по оказанию неотложной помощи. Наблюдается некомплект медикаментов и перевязочного материала в медицинских аптечках.
В спортивных и актовых залах не всегда имеется аварийное освещение. Нерегулярно проводятся испытания спортивного оборудования на динамические и статические нагрузки; нет соответствующих актов и записей в специальных журналах.
Неблагополучное положение сложилось с вентиляционным хозяйством образовательных учреждений. Принудительная вентиляция практически отсутствует либо работает не на полную мощность, тем самым создавая вредные условия труда в кабинетах химии, обслуживающего труда, мастерских, столовых, спортивных залах.
Как правило, нет оформленных в установленном порядке актов-разрешений на проведение занятий в мастерских, спортивных залах, кабинетах физики, химии, информатики. Нарушаются нормы освещенности, шума, температурного и питьевого режимов. Условия обучения не соответствуют требованиям гигиены и возрастным особенностям обучающихся. Особенно это касается сельских образовательных учреждений.
Указанные нарушения и недостатки в значительной мере объясняются отсутствием должного контроля за созданием безопасных условий по обеспечению жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях со стороны руководителей органов управления образованием.
Следствием ослабления внимания к проблеме является то, что в ряде территорий практически полностью или частично не выполняются приказы Минобразования России:
N 262 от 07.08.91 "О состоянии охраны труда и травматизма в учреждениях системы образования РСФСР и мерах по улучшению безопасности жизнедеятельности работающих, учащихся и студентов";
N 61 от 28.02.92 "О нарушениях норм и правил охраны труда и создании безопасных условий жизнедеятельности в учреждениях Минобразования России";
N 94 от 11.04.94 "Об организации охраны труда и жизнеобеспечения работников отрасли и учащейся молодежи".
Безответственное отношение к исполнению нормативных документов, формальный характер большинства проводимых мероприятий свидетельствуют о том, что у значительной части руководителей и педагогов отсутствует четко сформированное отношение к проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся как одному из определяющих фактов успешного функционирования образовательной системы.
Сложившееся положение во многом объясняется недостатками в обучении работников всех уровней по вопросам создания безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
В ряде территорий неудовлетворительно поставлена подготовка руководящих кадров, особенно вновь назначенных, по правилам техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности. Особенно слабо обстоит дело с аттестацией учителей физики, химии, информатики, трудового обучения на III группу допуска по электробезопасности, а также с ежегодной аттестацией лиц, ответственных за эксплуатацию оборудования.
На основании вышеизложенного Управление инспекционно-аналитической работы предлагает органам управления образованием субъектов Российской Федерации предусмотреть в своей деятельности на 2000/2001 учебный год следующие мероприятия:
1. Провести выборочное инспектирование муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по созданию безопасных условий по обеспечению жизнедеятельности обучающихся и выполнению приказов Минобразования России от 07.08.91 N 262, от 28.02.92 N 61, от 11.04.94 N 94, результаты инспектирования заслушивать на коллегиях.
2. Организовать проведение инвентаризации образовательных учреждений на предмет наличия запрещенных химических реактивов, ртутьсодержащих приборов, ионизирующих приборов, запрещенных для использования, нагревательных приборов с открытой спиралью с их последующим изъятием.
3. Обратить внимание руководителей образовательных учреждений на их персональную ответственность за состояние безопасных условий по обеспечению жизнедеятельности обучающихся согласно ст.8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, на исполнение предписаний государственных органов надзора по устранению отмеченных недостатков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 12 июля 2000 г. N 22-06-788 "О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2000 г., N 23, в справочном издании "Техника безопасности и профилактика травматизма в школе", М.: ИФ "Образование в документах", 2003 г.