I. Общие положения
1. Настоящие Правила предназначены для руководства при выполнении практических занятий в кабинетах электротехники, физики и других, где учащиеся работают с электрооборудованием, аппаратами и приборами напряжением до 0,4 кВ, а также в период проведения экскурсий и производственной практики на промышленных объектах и стройках.
Выполнение Правил имеет целью обеспечить надежную безопасную эксплуатацию электрооборудования кабинетов, а также безопасное проведение экскурсий и производственной практики учащихся на промышленных объектах и стройках.
Настоящие Правила составлены в соответствии с требованиями действующих "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТБ).
2. Преподаватели электротехники, физики и других предметов обязаны:
- изучить настоящие Правила, а также правила техники безопасности, действующие на объектах, на которых проводится производственная практика учащихся, руководствоваться ими и обеспечить их строгое соблюдение при проведении учебного процесса;
- обучить учащихся правильному и безопасному обращению с электрооборудованием кабинетов, безопасным приемам проведения работ, прохождению экскурсий на промышленных объектах и следить за соблюдением учащимися мер электробезопасности;
- перед началом любой самостоятельной работы преподаватель или инструктор промышленного объекта должен проинструктировать учащегося о мерах безопасности при выполнении данной работы, о безопасных приемах работы, подготовке и уборке рабочего места и проверить усвоение учащимся данных ему инструкций.
Учащиеся обязаны изучить инструкцию по технике безопасности, составленную на основании настоящих Правил.
В журнале проведения инструктажа по технике безопасности должно быть указано, в объеме каких инструкций, когда и кем проводилось обучение учащихся.
Проводить проверку знаний Правил техники безопасности один раз в год.
Квалификационные комиссии для проверки знаний и аттестации преподавателей специальных предметов создаются органами народного образования на местах в установленном ПТЭ и ПТБ порядке.
Учителя физики, работающие с лазерами, должны быть обучены Правилам по технике безопасности при работе с оптическими квантовыми генераторами, Правилам технической эксплуатации электроустановок напряжением выше 1000 В, Правилам техники безопасности при их эксплуатации и аттестованы по знанию этих Правил.
3. Ответственность за выполнение настоящих Правил и выполнение санитарных норм для проведения практических работ и занятий несут директор школы, преподаватель, ведущий практические занятия, производственную практику или экскурсию учащихся.
Администрация школы обязана обеспечить прохождение всеми учащимися медицинского осмотра с целью допуска их к практическим работам в кабинетах электротехники, а также и на промышленных предприятиях. Медицинский осмотр должен проводиться ежегодно, в начале учебного года. Допуск учащихся к работам без предварительного медицинского осмотра не разрешается.
II. Требования к устройству учебных кабинетов (электротехники, физики и др.)
1. Помещения
1.1. Помещения учебных классов и кабинетов в школах должны удовлетворять требованиям СН 245-71 "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий" и СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты".
1.2. Помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми. Полы делаются ровными, без выбоин, плотными, имеют нескользкую и удобную для очистки поверхность и содержатся в чистоте.
1.3. Учебные кабинеты (физики, электротехники и др.) относятся к помещениям с повышенной опасностью (на основании пункта ЭШ-II-13г "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" или пункта I-1-13г "Правил устройства электроустановок").
В учебных кабинетах все электрифицированные пособия и электротехнические изделия, предназначенные для демонстрационных целей, должны быть отнесены по способу защиты человека от поражения электрическим током к классу I (ГОСТ 12.2.007.0-75). При наличии в сетях подключения электроприборов специальных защитно-отключающих устройств или разделительного трансформатора допускается применение демонстрационных электроприборов по способу защиты человека от поражения электрическим током, отнесенных к классам 0 и 01.
Все учебные электрифицированные пособия и электротехнические изделия, предназначенные для проведения лабораторных работ, должны быть отнесены по способу защиты человека от поражения электрическим током ко II и III классу.
1.4. Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем оборудуются диэлектрическим (деревянным и т.п.) ограждением.
1.5. В этих помещениях должна быть аптечка с набором медикаментов в соответствии с табл. 3, а для личной гигиены - мыло и полотенце.
1.6. В кабинете должен быть кран с проточной холодной и горячей водой. При работах, связанных с пайкой, необходимо полоскание рта и мытье рук для удаления следов припоя, флюсов, электролита и т.п.
1.7. Рабочие места пайки мелких изделий сплавами, содержащими свинец, оборудуются местными вытяжными устройствами, обеспечивающими скорость движения воздуха непосредственно на месте пайки не менее 0,6 м/с.
При пайке применяются электрические паяльники напряжением не более 42 В.
Паяльные работы выполняются в спецодежде. По окончании работ проводится индивидуальная профилактика (мытье рук с мылом, полоскание полости рта).
2. Освещение
2.1. Естественное освещение учебных классов, кабинетов должно отвечать требованиям главы СНиП II-А.8-72 "Естественное освещение. Нормы проектирования". Искусственное освещение должно отвечать требованиям главы СНиП II-А 9-71 "Искусственное освещение. Нормы проектирования".
2.2. Оконные проемы с южной ориентацией оборудуются солнцезащитными устройствами (жалюзийными решетками, козырьками и т.п.).
2.3. Оборудование учебных классов и кабинетов должно размещаться так, чтобы не затенять рабочую зону. Естественный свет (оконные проемы) находится слева от ученических мест.
2.4. Искусственное освещение, как правило, должно быть комбинированным (в сочетании общего с местным). Применение только местного освещения не допускается. Светильники местного освещения должны иметь возможность устанавливаться в необходимое положение для конкретно выполняемой работы.
2.5. Напряжение светильников местного освещения не должно превышать 42 В.
2.6. Требуемая освещенность поддерживается применением ламп нужной мощности, немедленной их заменой при выходе из строя и систематической очисткой светильников и ламп от пыли не менее 1 раза в месяц.
2.7. Высота подвеса светильников общего освещения должна быть не менее 3 м от пола.
3. Электропроводка
3.1. Электропроводка должна выполняться в соответствии с требованиями "Правил устройства электроустановок", инструкцией Госгражданстроя по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства ВСН-19-74 и СНиП III-33-76 "Правила производства и приемки работ электротехнических устройств".
3.2. Разрешается применение как открытой, так и скрытой электропроводки. Выбор вида электропроводки должен определяться архитектурными и строительными особенностями помещения и условиями безопасности ее эксплуатации.
3.3. Провода и кабели, применяемые для электропроводки, должны иметь изоляцию, рассчитанную на напряжение переменного тока не ниже 500 В.
3.4. Все работы по прокладке, закреплению, присоединению и ремонту проводов производятся только при снятом напряжении.
3.5. Выбор сечения проводов в зависимости от тока нагрузки и способа прокладки должен производиться в соответствии с таблицами 1 и 2.
3.6. В местах, где возможно механическое повреждение проводов, кабелей, они должны быть дополнительно защищены.
3.7. Высота прокладки изолированных защищенных проводов от уровня пола не нормируется.
3.8. Расстояние от открыто проложенных на изолирующих опорах незащищенных проводов до поверхности стен и других предметов должно быть не менее 10 мм.
3.9. Изоляционные трубы с металлической оболочкой, защищенные провода, кабели и гибкие металлические рукава электропроводки закрепляются на опорных поверхностях: трубы - через 0,8 - 1 м; провода, кабели и гибкие металлические рукава - через 0,5 - 0,7 м.
3.10. Открыто проложенные трубы закрепляются как на горизонтальных, так и на вертикальных участках на расстоянии 2,5 - 4 м, в зависимости от диаметра трубы.
3.11. При скрытой электропроводке должна быть обеспечена возможность замены проводов.
3.12. Соединение проводов сечением от 1 до 10 мм2 разрешается только пайкой с предварительной скруткой. При сечении до 1 мм2 допускается соединение скруткой.
3.13. Присоединение проводов к коммутационной аппаратуре, электродвигателям, электроприборам и т.п. производится с помощью наконечников для проводов: однопроволочных - сечением свыше 10 мм2, многопроволочных - сечением свыше 2,5 мм2.
4. Распределительные щиты и пульты питания
4.1. Питание потребителей электроэнергией осуществляется от распределительных щитов и пультов.
4.2. Устройство распределительных щитов и пультов питания производится в строгом соответствии с "Правилами устройства электроустановок".
4.3. Токоведущие части в распределительных щитах и пультах закрываются сплошными ограждениями и запираются на замок.
4.4. Корпуса щитов и пультов выполняются из несгораемых или трудносгораемых материалов.
4.5. Все металлические части щитов и пультов должны быть покрашены или иметь другое антикоррозийное покрытие.
4.6. Панели щитов и пультов должны иметь четкие надписи, указывающие назначение отдельных цепей или панелей. Надписи выполняются на лицевой стороне устройства, а при обслуживании с двух сторон - также и на задней стороне устройства.
4.7. Части щитов и пультов, относящиеся к цепям различного напряжения и рода тока выполняются и размещаются с учетом их легкого распознания.
Штепсельные соединения на 12 - 42 В должны иметь окраску, резко отличающуюся от окраски штепсельных соединений на 110 - 220 В.
4.8. Распределительные щиты размещаются таким образом, чтобы обеспечить ширину прохода при открытых дверках не менее 0,8 м. Высота помещения должна быть не менее 1,9 м.
4.9. Распределительные пульты, устанавливаемые на столах, размещаются в местах, обеспечивающих их свободное использование в обслуживание.
4.10. Щиты и пульты надежно закрепляются.
4.11. Плавкие вставки предохранителей должны точно соответствовать значениям тока данного присоединения, указанным на схеме, расположенной на внутренней стороне дверки щита.
Применение некалиброванных и завышенных по току плавких вставок во всех типах предохранителей запрещается.
4.12. Все распределительные щиты и пульты питания должны быть снабжены кнопкой аварийного отключения, обеспечивающей отключение электропитания всего кабинета или класса (за исключением общего освещения).
5. Электрические машины и трансформаторы
5.1. Разрешается применение электрических машин и трансформаторов единичной мощностью не более 2,7 кВт.
5.2. Электродвигатели, двигатели-генераторы и трансформаторы устанавливаются на прочное основание (фундаменты) так, чтобы при их работе вибрация самого оборудования, основания и частей здания не превышала допустимых величин, соответствующих установленным нормам.
5.3. Вращающиеся части электрических машин и сопряженных с ними механизмов, а также открытые токоведущие части оборудования должны иметь надежные ограждения.
5.4. На электродвигателях должно быть четко указано направление вращения ротора.
5.5. Электрические машины и трансформаторы должны иметь четкую маркировку клемм для присоединения проводов.
5.6. При кнопочном управлении двигателями кнопки включения должны иметь свободный ход - 3 - 5 мм или быть заподлицо с фронтальным кольцом кнопочного поста.
5.7. Электрические машины и трансформаторы мощностью до 1 кВт допускается включать в сеть с помощью штепсельных соединений.
5.8. Электродвигатели и трансформаторы должны оборудоваться защитой питающей сети от коротких замыканий. Двигатели-генераторы и трансформаторы должны также защищаться от коротких замыканий и перегрузок на стороне выходного напряжения.
Защита может обеспечиваться плавкими вставками и автоматическими выключателями. Выбор защиты должен производиться в соответствии с "Правилами устройства электроустановок".
5.9. Двигатели-генераторы должны оборудоваться измерительными приборами на стороне выходного напряжения.
6. Аппаратура управления
6.1. Коммутационные и пусковые аппараты (магнитные пускатели, контакторы, пакетные выключатели и т.п.) должны отключать одновременно от сети все ответвления к отключаемому токоприемнику.
6.2. Для группы потребителей, функционально взаимосвязанных, следует применять общий пусковой аппарат, если применение раздельных аппаратов не диктуется необходимыми условиями.
6.3. Пускорегулирующие аппараты (реостаты, контроллеры, переключатели), а также применяемые для этой цели коммутационные аппараты должны без повреждения или ненормального износа включать пусковой ток и отключать полный рабочий ток токоприемника. Они также должны допускать отключение пускового тока без разрушения. Контроллеры должны допускать без повреждения и ненормального износа как включение, так и отключение пускового тока.
Для включения и отключения токоприемников не более 2,7 кВт, в том числе электродвигателей, разрешается применять рубильники.
6.4. Катушки магнитных пускателей должны, как правило, включаться на линейное напряжение.
Допускается их включение на фазное напряжение, если при срабатывании защиты обеспечивается отключение всех трех фаз ответвления к данному токоприемнику.
При включении катушек пускателей на фазное напряжение нулевой вывод катушки должен присоединяться либо к нулевой жиле кабеля (нулевому проводу), либо непосредственно к заземленному корпусу аппарата (внутри него).
6.5. Коммутационная, пусковая и пускорегулирующая аппаратура должна иметь конструкцию, обеспечивающую недоступность всех токоведущих частей.
Применение рубильников с центральной рукояткой запрещается.
6.6. Ручки управления аппаратов снабжаются четкими надписями, указывающими их назначение, а также надписями, позволяющими легко распознавать включенное и отключенное положение аппарата.
6.7. Аппараты управления следует располагать как можно ближе к токоприемникам, в местах, удобных для обслуживания.
7. Аккумуляторные батареи
7.1. В помещениях учебных кабинетов разрешается размещать только переносные аккумуляторные батареи и аккумуляторы закрытого типа (например, стартерные), а также аккумуляторные батареи напряжением 24 - 48 В, емкостью не более 42 а x ч.
7.2. Аккумуляторы и аккумуляторные батареи размещаются в вентилируемых шкафах с запираемыми на замок дверцами.
Дверцы шкафов снабжаются надписями: "Аккумуляторы", "Огнеопасно".
7.3. Место размещения аккумуляторных батарей должно быть:
- расположено возможно ближе к зарядному устройству и распределительному щиту постоянного тока;
- защищено от попадания пыли, испарений и газов;
- легко доступно для обслуживания;
- не подвержено каким-либо сотрясениям.
7.4. Запрещается устанавливать совместно кислотные и щелочные аккумуляторы.
7.5. Внутренние поверхности шкафов окрашиваются, соответственно, кислото- или щелочеупорной краской.
7.6. Основание для установки аккумуляторных батарей должно быть выложено метлахскими плитками с заполнением швов кислото- или щелочеупорным материалом, в зависимости от типов аккумуляторов.
7.7. Зарядный агрегат должен иметь мощность и напряжение, достаточное для заряда батареи на 90% емкости в течение не более 6 - 8 часов.
7.8. Зарядный двигатель-генератор должен быть оборудован автоматическим выключателем максимального обратного тока, вольтметром с переключателем и амперметрами в цепи зарядного агрегата и батареи.
8. Электроизмерительные приборы, инструменты и защитные средства
8.1. Щитовые электроизмерительные приборы устанавливаются на распределительных щитах, пультах, шкафах так, чтобы при обслуживании этих устройств обеспечивалась хорошая видимость приборов.
8.2. Переносные приборы располагаются на рабочем столе в удобном для проведения измерений месте, в положении, указанном на шкале прибора.
8.3. Пределы измерений приборов выбираются с учетом возможных длительных отклонений измеряемых параметров от номинальных величин.
8.4. Инструмент, применяемый для работы, должен быть исправным, удобным, соответствовать характеру выполняемой работы, не иметь острых кромок и заусенцев.
8.5. Для электромонтажных работ должен применяться ручной инструмент (отвертки, кусачки, плоскогубцы и т.п.) только с изолированными рукоятками.
III. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования
1. Общие положения
1.1. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования учебных кабинетов с точки зрения мер безопасности относится к работам, выполняемым при частичном или полном снятии напряжения.
1.2. К техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования допускается только электротехнический персонал (лица, ответственные за электрохозяйство школы, преподаватели электротехники и электромонтеры).
1.3. Все лица, имеющие право технического обслуживания и ремонта электрооборудования, должны изучить настоящие "Правила" и иметь квалификацию в соответствии с выполняемой работой.
2. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работы
2.1. При работах должен быть выполнен комплекс следующих технических мероприятий в указанной ниже последовательности:
- производство необходимых отключений оборудования или участка, выделенного для производства работ, и принятие мер против ошибочного включения или самовключения;
- вывешивание предупредительных плакатов: "Не включать - работают люди!";
- проверка отсутствия напряжения;
- наложение заземлений (в необходимых случаях).
А. Производство отключений
2.2. Отключению подлежат связанные с подготавливаемым к работам оборудованием коммутационные аппараты со стороны питания. В случае, если напряжение на оборудование может быть подано путем обратной трансформации, следует отключить трансформаторы со стороны низшего напряжения.
2.3. На месте работы отключаются токоведующие части, на которых производится работа, а также те, которые могут быть доступны прикосновению при выполнении работы.
2.4. Отключение производится таким образом, чтобы выделенное для выполнения работ электрооборудование было со всех сторон отделено от частей, находящихся под напряжением, коммутационными аппаратами или снятыми предохранителями.
2.5. Принимаются дополнительные меры, препятствующие ошибочной подаче напряжения на оборудование, на котором производится работа: механическое запирание приводов отключенных аппаратов, снятие предохранителей, включенных последовательно с коммутационными аппаратами, применение изолирующих накладок в рубильниках и т.п. Эти технические меры должны быть указаны в местной инструкции по организации выполнения работ. Местные инструкции должны составляться преподавателем совместно с лицом, ответственным за электрохозяйство, конкретно для каждого кабинета и утверждаться руководством школы. При невозможности принятия указанных дополнительных мер должны быть отсоединены концы питающей линии на распределительном щите, сборке или непосредственно на месте работы при соблюдении мер безопасности.
2.6. На приводах коммутационных аппаратов, а также на цоколях предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работы, вывешиваются запрещающие плакаты: "Не включать - работают люди!".
Перед началом всех видов работ необходимо проверить отсутствие напряжения на участке работы. Проверка отсутствия напряжения производится между всеми фазами и каждой фазы по отношению к земле или нулевому проводу.
2.7. Проверка отсутствия напряжения должна производиться указателем напряжения или переносным вольтметром; непосредственно перед проверкой отсутствия напряжения должна быть установлена исправность применяемого для этой цели указателя или другого прибора на токоведущих частях, расположенных поблизости и заведомо находящихся под напряжением. Если проверенный таким образом прибор был уронен или подвергался толчкам либо ударам, то применять его без повторной проверки запрещается.
2.8. Стационарные устройства, сигнализирующие об отключенном состоянии аппаратов (сигнальные лампы, вольтметры, рукоятки коммутационных аппаратов) являются только вспомогательными средствами, на основании показаний которых нельзя делать заключение об отсутствии напряжения.
Указания сигнализационных устройств о наличии напряжения являются безусловным признаком недопустимости приближения к данному оборудованию.
Б. Наложение заземлений
2.9. В необходимых случаях (оговоренных местной инструкцией) после проверки отсутствия напряжения производится наложение переносного заземления на отключенные токоведующие части. При этом переносные заземлители сперва подсоединяются к "земле", а затем к заземляемому оборудованию.
После наложения заземления вывешивается напоминающий плакат "Заземлено". Этот плакат вывешивается в одном экземпляре на каждом приводе или рукоятке коммутационного аппарата и снимается только после снятия всех заземлений.
2.10. В необходимых случаях производится ограждение непосредственно рабочего места от неотключенных частей электроустановки переносными ширмами, щитками и т.п. и вывешиваются разрешающие плакаты "Работать здесь".
2.11. Во время работы запрещается переставлять или убирать плакаты и временные ограждения.
3. Организация безопасного проведения работ
3.1. Работы по техническому обслуживанию и ремонту кабинетов должны выполняться по распоряжению с записью в журнале производства работ. В журнале должно быть указано, кем отдано распоряжение, содержание и место работы, категория производства работ в отношении мер безопасности, перечень технических и организационных мероприятий, время выполнения работы, фамилия, инициалы, квалификационная группа производителя работ (наблюдающего) и членов бригады. После окончания работ в журнале должна быть сделана соответствующая отметка с указанием даты и времени их окончания.
3.2. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования в помещении должны находиться не менее двух лиц, одно из которых - производитель работ, а другое - член бригады. В случае необходимости одним из этих лиц покинуть помещение, даже кратковременно, второе лицо обязано прекратить работы на электрооборудовании и выйти из помещения.
4. Лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности
4.1. Ответственными за безопасность работ являются:
- лицо, отдающее распоряжения;
- лицо, допускающее к работам;
- производитель работ;
- член бригады.
4.2. Лицо, отдающее распоряжения, устанавливает необходимость и объем работ и отвечает за безопасность выполнения.
Отдавать распоряжения на выполнение тех или иных работ в электроустановках имеют право лица электротехнического персонала, уполномоченные на это распоряжением лица, ответственного за электрохозяйство, имеющие квалификационную группу не ниже IV.
Этим лицом может быть преподаватель электротехники, физики.
4.3. Лицо, допускающее к работе, несет ответственность за подготовку рабочего места: правильность выполнения технических мер безопасности, предусмотренных распоряжением на производство работ, их достаточность и соответствие характеру и месту работы. Кроме того, он отвечает за правильность допуска к работе, приемку рабочего места по окончании работы и своевременность его оформления в оперативном журнале. Допускающий должен иметь квалификационную группу не ниже III.
Допускающим может быть преподаватель электротехники, физики, штатный электромонтер.
4.4. Производитель работ как лицо, постоянно находящееся при бригаде, является лицом, непосредственно отвечающим за безопасность членов бригады в течение всего времени проведения работ. Он отвечает за численный состав бригады и ее квалификацию. Производитель работ отвечает за соблюдение правил им самим и членами его бригады, следит за исправностью инструмента.
Производителем работ может быть штатный (или по совместительству) электромонтер, а также преподаватель электротехники с квалификационной группой не ниже III.
4.5. Допускается совмещение обязанностей допускающего и производителя работ или отдающего распоряжения и допускающего.
4.6. Члены бригады отвечают за соблюдение ими лично настоящих Правил и инструкций, полученных при допуске к работе и во время работы.
5. Действия в аварийных случаях
5.1. При возникновении аварий: несрабатывании защиты, при перегрузках и коротких замыканиях электропроводки, электрических машин и трансформаторов, возгорании изоляции, попадании под напряжение и т.п. необходимо немедленно нажать кнопку аварийного отключения питания. Затем следует предпринять действия в зависимости от характера аварии: оказание первой помощи пострадавшим, ликвидацию очага пожара, местное отключение поврежденного оборудования и вывод его в ремонт.
5.2. Работу в аварийных случаях, а также кратковременные, не терпящие отлагательства работы по устранению неисправностей оборудования, которые могут привести к аварии, разрешается производить без предварительной записи в журнале не менее чем двумя лицами с квалификационной группой не ниже III.
5.3. Работы в аварийных случаях должны производиться с выполнением всех технических мероприятий, обеспечивающих безопасность их производства, с последующим оформлением записи в журнале производства работ.
6. Периодичность и объем профилактических работ
6.1. Не реже 1 раза в 3 месяца необходимо проделать следующий комплекс работ:
а) стереть пыль со всех поверхностей электрооборудования (щитов, пультов питания, рубильников, пускателей и т.д.);
б) внимательно осмотреть все оборудование с целью выявления механических повреждений и устранить их в случае необходимости;
в) проверить затяжку винтов (болтов) электрических соединений и при необходимости произвести их подтяжку; подгоревшие контактные соединения разъединить, зачистить мелкой наждачной шкуркой, смазать и соединить вновь;
г) не реже 1 раза в 3 года необходимо проверить мегомметром сопротивление изоляции всех единиц электрооборудования.
IV. Правила техники безопасности при проведении лабораторно-практических работ
1. Работы на распределительных щитах и пультах питания
1.1. На каждом распределительном щите должна быть укреплена схема электрических соединений первичных и вторичных цепей с указанием всех коммутационных и защитных аппаратов.
1.2. Переключения в электрических схемах оборудования кабинетов производятся только преподавателем.
1.3. Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя (рубильника, пускателя) к выключателям отходящих цепей. Отключение производится в обратном порядке. Перед включением общего выключателя необходимо убедиться в отключенном состоянии последующих выключателей.
При подаче напряжения к токоприемникам необходимо убедиться в их исправности.
1.4. Смену ламп освещения и предохранителей разрешается производить электромонтеру или преподавателю только при снятом напряжении. Под напряжением разрешается заменять только предохранители пробочного типа при снятой нагрузке.
2. Работа с электрическими машинами и трансформаторами
2.1. При работе с электрическими машинами необходимо соблюдать меры безопасности, предупреждающие от травмирования учащихся вращающимися частями машины.
2.2. Перед включением необходимо проверить целостность защитных кожухов, двигателя или трансформатора, механических передач, убрать, если имеются, посторонние предметы с корпуса.
2.3. Пуск электродвигателей должен осуществляться непосредственным включением в сеть (прямой пуск). При этом пуск синхронных электродвигателей должен осуществляться с присоединенным наглухо или через сопротивление возбудителем.
2.4. Регулирование скорости двигателя переменного тока производится автотрансформаторным способом без разрыва цепи (например, ЛАТРом).
2.5. Пуск двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением мощностью более 50 Вт без нагрузки недопустим.
2.6. Электродвигатель должен немедленно отключаться от сети при:
- несчастном случае (или угрозе его), требующем немедленной остановки двигателя;
- появлении дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
- вибрации, угрожающей целостности электродвигателя и другого оборудования;
- поломки приводного механизма;
- значительном снижении числа оборотов, сопровождающимся быстрым нагревом электродвигателя;
- при работе двигателя "вразнос".
2.7. Трансформатор должен отключаться от сети при повышении температуры его обмоток (или кожуха), а также при появлении дыма из обмоток.
2.8. Включение трансформаторов в сеть может производиться сразу на полное напряжение.
3. Правила сборки лабораторных схем и работы с ними
3.1. Провода, применяемые для присоединения элементов лабораторных схем, должны иметь цельную, прочную изоляцию без видимых повреждений. Применение неизолированных проводов недопустимо. Соединительные провода должны быть гибкими.
3.2. Присоединение проводов к элементам схем производится только с помощью специальных наконечников, напаянных на концы проводов.
3.3. Соединение (наращивание) проводов скруткой разрешается только для многопроволочных проводов сечением до 1 мм2. Для остальных проводов разрешается соединение только пайкой с предварительной скруткой.
3.4. Сечение проводов выбирается в зависимости от токов, протекающих через них, на основании следующей таблицы:
до 10 А |
- |
0,5 мм2 |
15 А |
- |
1,0 мм2 |
20 А |
- |
1,5 мм2 |
30 А |
- |
2,5 мм2 |
40 А |
- |
4,0 мм2 |
50 А |
- |
6,0 мм2 |
3.5. Присоединение и пересоединение проводов к элементам лабораторных схем производится только при отключенных источниках питания.
3.6. Учащимся запрещается использовать в лабораторных работах конденсаторы с емкостью более 1000,0 мкФ и рабочим напряжением более 50 В.
4. Пользование аккумуляторными батареями
4.1. Провода, служащие для присоединения потребителей к аккумуляторной батарее, должны иметь наконечники.
4.2. Разрешается применять только провода с изоляцией, устойчивой против воздействия кислот и щелочей, а также их паров.
4.3. Провода, отходящие от батареи, должны быть стационарно подключены к ней, а противоположные концы проводов подсоединены к клеммам распределительного щита, пульта питания, панели и т.п. через амперметр со шкалой, рассчитанной на 10-часовой ток разряда.
Все подключения токоприемников производятся через указанный щит (пульт, панель), который размещается в месте, исключающем случайное прикосновение к аккумуляторной батарее при подключении токоприемников.
4.4. Электрические цепи, подключаемые к аккумуляторной батарее, должны иметь максимальную токовую защиту, рассчитанную на пусковые токи токоприемников.
4.5. В месте установки аккумуляторной батареи размещаются:
- ареометр и термометр для измерения плотности и температуры электролита;
- переносной вольтметр постоянного тока;
- стеклянные кружка и воронка для доливки воды и электролита;
- резиновые перчатки и фартук, защитные очки, сосуд с раствором соды или борной кислоты (при щелочных аккумуляторах).
4.6. Эксплуатация аккумуляторной батареи производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
4.7. Обслуживание аккумуляторной батареи производится преподавателем с записью в оперативном журнале.
Один комплект ключей от шкафов с аккумуляторами хранится у преподавателя, другой - у заместителя директора по производственному обучению в школе.
4.8. Хранение кислоты и щелочей в шкафах с аккумуляторами запрещается. Разрешается хранение только дистиллированной воды в бутылках емкостью до 1 л.
4.9. Доливка дистиллированной воды производится тонкой струей через стеклянную воронку.
При доливке, а также при измерении плотности и температуры электролита необходимо пользоваться резиновыми перчатками и защитными очками.
4.10. Шкафы с аккумуляторными батареями не должны оборудоваться местным электрическим освещением.
4.11. В помещениях кабинетов приготовление электролита запрещается.
4.12. Переноска и перевозка аккумуляторных батарей производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
4.13. Ремонт зарядных выпрямительных установок производится по мере необходимости. Ремонт двигателей генераторов - в порядке, установленном для ремонта электродвигателей.
5. Пользование электроизмерительными приборами
5.1. Присоединение и отсоединение переносных электроизмерительных приборов производится при полном отключении напряжения с замеряемого участка схемы или токоприемника.
5.2. Провода для присоединения переносных приборов и измерительных трансформаторов должны быть однотипными и однопроволочными с изоляцией, соответствующей напряжению первичной цепи и сечением, соответствующим измеряемому значению тока, но не менее 2,5 мм2.
5.3. Во время производства измерений касаться приборов, измерительных трансформаторов, резисторов и проводов запрещается.
5.4. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования и участков сети должно производиться только при полном отключении их от сети.
Производство измерений учащимися в цепях напряжением выше 42 В должно производиться в присутствии преподавателя.
5.5. Измерения мегомметром производятся учащимися только под наблюдением преподавателя.
V. Правила техники безопасности при проведении экскурсий на промышленные объекты и стройки
1. Общие положения
1.1. В качестве объекта экскурсии выбираются цехи, участки, установки, на которых обеспечивается полная безопасность проведения экскурсии.
1.2. Место проведения экскурсии, маршрут следования, объекты демонстрации, день и время экскурсии согласуются представителем школы с администрацией объекта экскурсии и оформляются служебной запиской с подписями директора школы, руководителя экскурсии от школы и представителя промышленного предприятия.
1.3. Руководителями экскурсии назначаются: от школы - преподаватель электротехники, мастер производственного обучения или заместитель директора по производственному обучению, от предприятия (стройки) - мастер цеха, прораб.
1.4. Руководители экскурсии на промышленные объекты (стройки) должны хорошо знать объект экскурсии, иметь квалификационную группу по технике безопасности не ниже III для установок свыше 1000 В, подтвержденную удостоверением установленной формы.
1.5. Руководители экскурсии ответственны за соблюдение правил техники безопасности, промышленной санитарии и охрану жизни и здоровья учащихся. Кроме того, ответственность за выполнение пунктов 1.1. - 1.15 несут: директор школы, руководитель экскурсии, руководитель предприятия - объекта экскурсии.
1.6. Руководители экскурсий должны вести постоянный надзор за учащимися, находящимися во время проведения экскурсии на территории промышленного объекта (стройки).
1.7. Перед каждой экскурсией учащиеся должны быть ознакомлены с общей характеристикой объекта экскурсии, маршрутом следования и мерами предосторожности, соблюдение которых необходимо при проведении экскурсии.
1.8. Число учащихся, одновременно участвующих в экскурсии, не должно превышать 25 человек и согласовывается с руководителем экскурсии от предприятия.
1.9. Допущенные к экскурсии учащиеся должны быть соответствующим образом одеты, не иметь при себе предметов, создающих опасность при проведении экскурсии.
1.10. Во время проведения экскурсии учащимся запрещается производить какие-либо воздействия на объекты экскурсии без разрешения руководителя.
1.11. Запрещается проведение экскурсии на открытых и закрытых распределительных устройствах при наступлении грозы, во время дождя, тумана и в темное время суток.
1.12. Запрещаются экскурсии на промышленные предприятия, использующие ядовитые вещества. Запрещается проведение экскурсии на объекты, использующие радиоактивные элементы, различные рентгеновские установки, установки, использующие токи высокой частоты большой мощности (более 0,5 кВт), на объекты гальванического производства.
1.13. Запрещаются экскурсии в помещения с аккумуляторами при их профилактическом осмотре, заливке электролита и ремонта.
1.14. В случае аварийной ситуации на месте экскурсии учащиеся выводятся руководителями экскурсии в заранее выбранное безопасное место.
1.15. При несчастном случае экскурсанты выводятся в безопасное место, а пострадавшему оказывается первая помощь (см. раздел VII).
1.16. Посла окончания экскурсии руководители выводят всех учащихся с объекта и проверяют наличие учащихся по списку.
2. Правила проведения экскурсий на промышленные предприятия (стройки) с установками до 1000 В
2.1. При проведении экскурсии на объекты с электроустановками до 1000 В последние могут демонстрироваться учащимся в режимах коммутации.
2.2. Демонстрация электроустановок в режимах коммутации (включение, отключение, изменение режимов работы) может производиться только руководителем экскурсии, работающим на данном производственном объекте.
2.3. Все электроустановки, на которых производится монтаж, ремонт, отладка или испытания во время проведения экскурсии, должны иметь ограждения, обеспечивающие безопасность проведения экскурсии.
2.4. Проведение экскурсии в помещениях с аккумуляторными установками разрешается только при нормально действующей вентиляции.
2.5. Экскурсии на объекты, имеющие оборудование, при работе которого учащимися могут быть получены травмы от слепящего воздействия источников света (ламп накаливания, электросварки, искр, раскаленного металла, терморадиационных ожогов и пр.), проводятся в том случае, если администрация предприятия обеспечит учащихся специальной одеждой и соответствующими средствами индивидуальной защиты.
3. Правила проведения экскурсий на промышленные предприятия с установками с напряжением выше 1000 В
3.1. Экскурсия на объекты с установками выше 1000 В разрешается только после оформления специального разрешения за подписью руководителя объекта экскурсии.
3.2. Запрещаются экскурсии на объекты с электроустановками свыше 110 кВ.
3.3. Число учащихся, одновременно участвующих в экскурсии на закрытых или открытых распределительных устройствах с напряжением выше 1000 В, должно быть не более 5 человек, а продолжительность экскурсии не более 30 мин.
3.4. При экскурсии в помещения электроустановок, где расположена низковольтная аппаратура дистанционного управления, мнемосхемы и пр., число учащихся, одновременно участвующих в экскурсии, должно быть не более 25 человек, а продолжительность экскурсии не более 1 часа.
3.5. Запрещается проводить экскурсии на установки с напряжением выше 1000 В во время их ремонта.
3.6. Запрещается демонстрация оборудования во время производства оперативных переключений.
VI. Правила техники безопасности при проведении производственной практики для учащихся 9(10) классов общеобразовательных школ на промышленных объектах и стройках по электротехнике
1. Общие положения
1.1. Руководитель практики назначается приказом директора школы из числа преподавателей электротехники, физики.
1.2. Руководитель производственной практики должен оформить официальный документ на допуск учащихся к производственной практике. Документ подписывается руководителем предприятия и директором школы. К документу прикладывается список учащихся и медицинские справки о допуске к практическим работам и перечень работ, выполняемых учащимися.
1.3. После распределения учащихся по рабочим местам каждый из них проходит инструктаж по технике безопасности, в том числе и электробезопасности, который проводит компетентный представитель предприятия.
1.4. Руководитель практики ежедневно перед началом работы расставляет учащихся по рабочим местам, а работник производства дает каждому производственное задание на рабочий день. Если учащиеся проходят производственную практику и территориально находятся в разных местах объекта практики, то руководитель практики обязан осуществлять ежедневный регулярный надзор за каждым учащимся, проходящим под его руководством производственную практику.
1.5. Руководитель практики присутствует на объекте во время выполнения учащимися практических производственных работ.
1.6. Продолжительность рабочего дня учащихся во время производственной практики должна быть не более четырех академических часов.
1.7. После окончания рабочего дня учащиеся под наблюдением руководителя практики должны организованно покинуть территорию промышленного объекта (стройки).
1.8. В случае аварийного состояния на объекте практики учащиеся немедленно выводятся руководителем практики или работником производства (стройки).
1.9. При несчастном случае пострадавшему немедленно оказывается первая помощь (см. раздел VII), а все учащиеся, проходящие практику, выводятся с территории объекта.
1.10. Запрещается проводить производственную практику на предприятиях, указанных в п.1.12 раздела V.
1.11. Запрещается использование учащихся на погрузо-разгрузочных работах.
1.12. Учащиеся не должны выполнять работы на промышленных объектах (стройках), где может возникнуть опасность падения с высоты, превышающей 1 - 2 м.
1.13. Ответственность за соблюдение настоящих Правил и обеспечение безопасности проведения практических работ на промышленных объектах (стройках) непосредственно несут: директор школы, руководитель практики, руководитель предприятия, где учащиеся проводят практические работы.
2. Непрерывная производственная практика учащихся на промышленных объектах
2.1. При проведении производственной практики учащиеся допускаются к работе на электроустановках с линейным напряжением до 380 В.
2.2. Во время производственной практики разрешается работа учащихся на установках с температурой рабочих поверхностей не более 90°С.
2.3. При выполнении сборочно-монтажных работ учащиеся должны пользоваться электрическими паяльниками с напряжением не более 42 В.
2.4. Учащимся запрещается при выполнении монтажных работ пользоваться электрифицированным электроинструментом, работающим при напряжении, превышающем 42 В.
2.5. Запрещается использование учащихся в пусконаладочных работах, при испытаниях оборудования и во время его опытной эксплуатации.
2.6. Категорически запрещается использование учащихся в качестве электротехнического персонала.
2.7. Запрещается проведение практических работ на объектах с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами.
2.8. Запрещается проведение практических работ с учащимися в горячих цехах (кузнечном, кузнечно-прессовом, сталелитейном, формовочном и пр.).
2.9. Выполнение учащимися малярных работ вблизи электроустановок электрических приборов допускается только при полном снятии напряжения с последних
.
3. Запрещается выполнение любых практических работ на стройках, связанных с грузоподъемными машинами.
VII. Первая помощь пострадавшим
1.1. Основными условиями успеха при оказании первой помощи пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях является быстрота действий, находчивость и умения того, кто оказывает помощь. Эти качества могут быть выработаны тренировочными упражнениями и приобретением соответствующих навыков.
Спасение пострадавшего от электрического тока в большинстве случаев зависит от быстроты освобождения его от тока. Промедление и длительная подготовка могут повлечь за собой гибель пострадавшего.
1.2. Преподаватели электротехники и учащиеся должны быть обучены способам оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока и правилам проведения искусственного дыхания.
Занятия проводятся компетентными лицами из числа медицинского персонала (школьный врач) совместно с техническим персоналом районного энергетического отдела. Ответственность за организацию обучения возлагается на директора школы, замдиректора по производственному обучению и на лицо, ответственное за электрохозяйство.
1.3. В учебных классах и кабинетах должна быть аптечка (см. приложение 3).
По-видимому, в тексте предыдущего пункта имеется в виду таблица 3
1.4. Помощь пострадавшему, оказываемая до прибытия врача, должна ограничиваться строго определенными видами (временная остановка кровотечения, перевязка раны, ожога, иммобилизация перелома - неподвижная повязка, переноска и перевозка пострадавшего).
1.5. В процессе изучения основ техники безопасности учащиеся должны быть ознакомлены с воздействием электрического тока на организм человека. Учащимся должны быть показаны пути прохождения электрического тока при прикосновении к токоведущим частям электропроводки и различных электроустановок (рис.1, 2 и 3) с целью полного понимания ими опасности поражения электрическим током.
1.6. Первая помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях, если она оказывается не медицинским персоналом, проводится в соответствии с приложением X "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".
VIII. Заземление электрооборудования
8.1. Для обеспечения безопасности учащихся и преподавателей все металлические части электрооборудования кабинетов, которые вследствие нарушения изоляции могут оказаться под напряжением, должны быть надежно заземлены.
8.2. Заземления должны выполняться в соответствии с требованиями "Правил устройства электроустановок".
Таблица 1
Провода и шнуры с резиновой или полихлорвиниловой изоляцией
Сечение жилы, мм2 |
Токовые нагрузки (А) на провода, проложенные в одной трубе |
|||||
открыто |
два одножильных |
три одножильных |
четыре одножильных |
один двухжильный |
один трехжильный |
|
с медными жилами | ||||||
0,5 |
11 |
- |
- |
- |
- |
- |
0,75 |
15 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
17 |
16 |
15 |
14 |
15 |
14 |
1,5 |
23 |
19 |
17 |
16 |
18 |
15 |
2,5 |
30 |
27 |
25 |
25 |
25 |
21 |
4,0 |
41 |
38 |
35 |
30 |
32 |
27 |
6,0 |
50 |
46 |
42 |
40 |
40 |
34 |
10 |
80 |
70 |
60 |
50 |
55 |
50 |
16 |
100 |
85 |
80 |
75 |
80 |
70 |
25 |
140 |
115 |
100 |
90 |
100 |
85 |
с алюминиевыми жилами | ||||||
2,5 |
24 |
20 |
19 |
19 |
|
|
4,0 |
32 |
28 |
28 |
23 |
|
|
6,0 |
39 |
36 |
32 |
30 |
|
|
10 |
55 |
50 |
47 |
39 |
|
|
16 |
80 |
60 |
60 |
55 |
|
|
25 |
105 |
85 |
80 |
70 |
|
|
Таблица 2
Шнуры, провода и переносные шланговые легкие кабели
Сечение жилы, мм2 |
Токовые нагрузки, А |
||
одножильные |
двухжильные |
трехжильные |
|
0,5 |
- |
12 |
- |
0,75 |
- |
16 |
14 |
1,0 |
- |
18 |
16 |
1,5 |
- |
23 |
20 |
2,5 |
40 |
33 |
28 |
4,0 |
50 |
43 |
36 |
6,0 |
65 |
55 |
45 |
10 |
90 |
75 |
60 |
Таблица 3
Наименование медицинских средств и медикаментов |
Назначение |
Количество |
Индивидуальные перевязочные антисептические пакеты |
Для наложения повязок |
3 шт. |
Бинты |
То же |
3 шт. |
Вата (в пакетах) |
То же |
2 шт. |
Жгут |
Для остановки кровотечения |
1 шт. |
Настойка йода |
Для смазывания окружности раны, свежих ссадин, царапин на коже и т.п. |
1 склянка с притертой пробкой или 10 ампул |
Нашатырный спирт |
Применять при обмороке, накапав на ватку 2 - 3 капли и поднося к носу пострадавшего |
1 флакон или 10 ампул |
Раствор (2 - 4 %) борной кислоты |
Для промывания глаз, для примочек на глаза, при ожогах глаза вольтовой дугой, для полоскания рта при ожогах щелочью |
1 флакон (250 мл) |
Вазелин |
Для смазывания кожи при ожогах 1-й степени, ссадинах, раздражениях |
|
Валидол |
Применять при сильных болях в области сердца по одной таблетке под язык до полного рассасывания |
1 тюбик |
Согласовано
Председатель ЦК Профсоюза |
Т.П.Янушковская |
Главный инженер |
Ю.В.Копытов |
Заместитель |
Ф.Е.Штыкало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразовательных школ и практики школьников на промышленных объектах (утв. Минпросом СССР в 1979 г.)
Текст правил опубликован в справочном издании "Техника безопасности и профилактика травматизма в школе", М.: ИФ "Образование в документах", 2003 г., в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2005 г., N 25, N 26