г. Красноярск |
|
29 августа 2016 г. |
Дело N А69-3723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" августа 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от налогового органа (Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва) - Нурзат А.В., представителя по доверенности от 12.07.2016,
от налогового органа (Управления ФНС России по Республике Тыва) - Сат Д.А., представителя по доверенности от 20.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "14" марта 2016 года по делу N А69-3723/2015, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
Государственное унитарное предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 20.08.2015 N 65 в части взыскания по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) недоимки в сумме 3 127 602 рублей, пени в сумме 671 087 рублей, штрафа в сумме 625 520 рублей, требования от 17.11.2015 N 1781 и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее - управление) о признании недействительным решения по жалобе от 22.10.2015 N02-12/6859.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предприятие правомерно не включило в налоговую базу при исчислении НДС суммы государственных контрактов, которые исполнены за счет средств субвенции из федерального бюджета. Заявитель указывает, что обеспечение лекарственными препаратами граждан льготной категории относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поэтому из федерального бюджета в соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса предусмотрены субвенции бюджету республики.
Также заявитель считает, что исчисление НДС расчетным методом исходя из суммы денежных средств, перечисляемых Министерством здравоохранения Республики Тыва без учета НДС, противоречит статьей 154 Кодекса.
Инспекция и управления в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами, просят решение суда оставить без изменения, указывая, что денежные средства предприятию при исполнении государственных контрактов были перечислены бюджетным учреждением за оказанные налогоплательщиком услуги.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлен в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 29.05.2015 N 09-11/22.
При проведении проверки инспекцией установлено занижение предприятием налоговой базы при исчислении НДС на стоимость услуг по государственным контрактам на оказание услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами.
Также инспекция установила несвоевременное исполнение заявителем обязанностей налогового агента по перечислению удержанного налога на доходы физических лиц.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 20.08.2015 N 65 о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением с заявителя по НДС взысканы недоимка в сумме 3 127 602 рублей, пени в сумме 671 087 рублей и штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в размере 625 520 рублей, а также взыскан штраф по статье 123 Кодекса в размере 428 483 рублей за неисполнение обязанности налогового агента по перечислению удержанного налога на доходы физических лиц и начислены пени в размере 14 186 рублей по данному налогу.
Управление решением от 22.10.2015 N 02-12/6859 оставило без удовлетворения жалобу предприятия на решение инспекции от 20.08.2015 N 65.
На основании решения от 20.08.2015 N 65 предприятию выставлено требование от 17.11.2015 N 1781 об уплате недоимки, пени и штрафа по НДС.
Заявитель оспорил решение инспекции от 20.08.2015 N 65, требование от 17.11.2015 N 1781 и решение управления по жалобе от 22.10.2015 N 02-12/6859 в судебном порядке в части взыскания по НДС недоимки в сумме 3 127 602 рублей, пени в сумме 671 087 рублей, штрафа в сумме 625 520 рублей.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что при рассмотрении спора в суде первой инстанции и в апелляционной жалобу заявитель приводит доводы о несогласии с оспариваемыми актами только в части начисления сумм по НДС. Определением от 15.07.2016 суд апелляционной инстанции предлагал заявителю представить пояснения о том, в какой части им оспаривается решение инспекции от 20.08.2015 N 65, привести основания для признания данного решения незаконным в части начисления пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц. Однако данное определение апелляционного суда предприятием не было исполнено.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых актов налоговых органов недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Досудебный порядок обжалования решения налогового органа и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд налогоплательщиком соблюдены.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений процедуры принятия налоговыми органами оспариваемых решений.
Заявитель оспаривает решение инспекции, требование об уплате налога, пеней и штрафа, решение управления по жалобе, так как считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса правомерно не включил в налоговую базу при исчислении НДС суммы государственных контрактов, которые исполнены за счет средств субвенции из федерального бюджета и направлены на обеспечение лекарственными препаратами граждан льготной категории.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Суд первой инстанции, исходя из содержания пункта 2 статьи 154 Кодекса, правильно указал, что налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость без учета суммы субвенций при соблюдении условий:
- реализация товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам;
- соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии).
В этом случае средства, выделяемые из бюджета налогоплательщикам для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
По результатам проведенных Министерством здравоохранения Республики Тыва электронных аукционных с предприятием были заключены государственные контракты от 27.11.2012 N 2012/154217 и от 24.06.2013 N 2013/93909 на оказание услуг по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Налоговым органом данные государственные контракты правильно квалифицированы как договоры на оказание услуг, в которых в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определены существенные условия договора на оказание услуг - срок действия договоров, согласование цены услуг и порядок выполнения задания заказчика.
В данном случае цена услуг по государственным контрактам подлежала определению в результате проведения электронного аукциона и не является регулируемой.
В соответствии со статьей с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг, включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; под субсидией - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Следовательно, согласно приведенным правовым положениям социальные услуги оказываются определенным категориям граждан за счет выделяемых им субсидий.
Для исполнения бюджетных обязательств по предоставлению социальных услуг в соответствии с названным Федеральным законом из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделяются субвенции.
За счет средств федерального бюджета бюджетные обязательства доводятся до конкретных получателей бюджетных средств, в данном случае до Министерства здравоохранения Республики Тыва, последнее принимает бюджетные обязательства к исполнению посредством заключения государственных контрактов и производит оплату оказанных услуг за счет бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
При таких обстоятельствах заявитель не является получателем субсидий, а ему производится оплата за счет бюджетных средств оказанных услуг за исполнение обязательств по государственным контрактам.
В связи с этим отсутствуют предусмотренные пунктом 2 статьи 154 Кодекса условия для исключения из налоговой базы поступивших за оплату оказанных услуг бюджетных средств, так как реализация услуг осуществлялась не по регулируемым ценам, перечисленные заявителю денежные средства не являлись субсидиями, а предприятие их получателем, перечисление денежных средств заявителю не направлено на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен и тарифов.
Услуги, оказанные предприятием по государственным контрактам, не относятся к товарам, работам, услугам, освобождаемым от налогообложения НДС в соответствии со статьей 149 Кодекса.
Инспекция и управление в оспариваемых решениях, руководствуясь Перечнем медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132, правильно указал, что услуги по приему от поставщиков, хранению, учету и отчетности, транспортировке в аптечные организации и отпуску лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на льготное обеспечение лекарственными средствами, не относятся к медицинским услугам, включенным в данный перечень.
Налоговым органом сумма НДС по результатам проверки определена от стоимости реализованных услуг с применением налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса.
При этом оснований для применения расчетного метода исчисления НДС, установленных пунктом 4 указанной статьи, не имеется.
Неполная уплата НДС в связи с занижением налоговой базы является основанием для начисления пени в соответствии со статьей 75 Кодекса за несвоевременную уплату налога и привлечения к ответственности по пункту части 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа.
Требование 17.11.2015 N 1781 об уплате недоимки, пени и штрафа по НДС выдано инспекцией предприятию на основании решения от 20.08.2015 N 65 в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Кодекса.
С учетом изложенного оспариваемые акты налоговых органов являются законными и в соответствии с положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанию недействительными не подлежат.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы не установлено оснований, указанных в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решение суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "14" марта 2016 года по делу N А69-3723/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3723/2015
Истец: ГУП "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва
Ответчик: МИФНС России N 1 по Республике Тыва
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, МРИ ФНС России N 1 по Республике Тыва, МРИ ФНС РФ N 1 по РТ, Управление ФНС России по РТ, ФНС России МРИ N 1 по Республике Тыва