Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Минобразования РФ
от 9 марта 2004 г. N 03-23-ин/42-03
Рекомендации по разработке содержания образования
и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля
1. Общие положения
1.1. Рекомендации по разработке содержания образования и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля (далее - Рекомендации), разработаны в целях обеспечения единого образовательного пространства подготовки педагогических кадров, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования, реализации Программы непрерывного педагогического образования и Программы модернизации педагогического образования.
1.2. Рекомендации разъясняют процедуру разработки содержания образования и организации образовательного процесса в высших учебных заведениях для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля, и продолжающих обучение по специальностям высшего профессионального педагогического образования.
К специальностям педагогического профиля относятся специальности группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования и специальности группы 030000 Педагогические специальности Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.
1.3. Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264, приказом Минобразования России "Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки" от 13 мая 2002 г. N 1725, Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по педагогическим специальностям, Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования педагогического профиля, Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ (приказ Минобразования России от 14 января 2003 г. N 50), письмом Минобразования России "О подготовке специалистов по сокращенным программам" от 30 марта 1999 г. N 14-55-156ин/15.
1.4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование (далее - СПО) педагогического профиля, имеют право продолжить обучение в вузе по сокращенным основным образовательным программам высшего профессионального образования (далее - ВПО) педагогического профиля (далее - сокращенная программа).
Срок реализации сокращенной программы устанавливается в зависимости от степени соответствия содержания основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования, а также форм обучения.
Срок освоения сокращенных программ по очной форме обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное педагогическое образование по соответствующей специальности, рекомендуется устанавливать не более 3 лет*.
При несоответствии содержания предметной подготовки в среднем и высшем педагогическом образовании рекомендуемый срок реализации сокращенной программы - не менее 3 лет.
1.5. Сокращение срока обучения осуществляется за счет переаттестации дисциплин (разделов) общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных разделов или в целом отдельных общепрофессиональных и предметных дисциплин, а также отдельных видов практики.
1.6. Для лиц, поступающих на обучение по сокращенной программе рекомендуется устанавливать не более двух вступительных испытаний. Виды и формы вступительных испытаний устанавливаются вузом в зависимости от особенностей соответствующих специальностей. К основным видам вступительных испытаний относятся собеседование, экзамен, тестирование, творческие задания. Содержание вступительных испытаний может включать в себя учебный материал общепрофессиональной и предметной подготовки Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования педагогического профиля.
При наличии одного вступительного испытания в виде собеседования испытание по русскому языку может быть включено в качестве одного из этапов собеседования.
1.7. Студенты, обучающиеся по сокращенным программам, могут обучаться в группах, состоящих только из лиц со средним профессиональным (педагогическим) образованием, или/и в группах, формируемых из лиц со средним (полным) общим образованием и со средним профессиональным (педагогическим) образованием.
Вузу рекомендуется разрабатывать:
- индивидуальный учебный план группы с сокращенными сроками обучения (для группы, формируемой только из лиц со средним профессиональным (педагогическим) образованием);
- индивидуальный учебный план освоения студентом сокращенной программы (для лиц со средним профессиональным (педагогическим) образованием, обучающихся по сокращенным программам в смешанных группах).
2. Разработка содержания сокращенной программы
2.1. Основными принципами формирования сокращенной программы являются:
- принцип завершенности образования, предполагающий полную реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
- принцип преемственности содержания образования, предполагающий расширение и углубление в вузе приобретенных на предыдущей ступени обучения знаний и умений и их дальнейшее развитие с учетом требований к уровню общей образованности специалистов с высшим профессиональным образованием и обеспечения их готовности к выполнению иных профессиональных функций в соответствии с квалификационными характеристиками.
2.2. Разработка преемственного содержания образования в вузе предполагает выявление сходства и различия содержания подготовки на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального (педагогического) образования и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.
При этом следует иметь в виду, что содержание высшего профессионального педагогического образования характеризуется отличными от содержания СПО по специальностям педагогического профиля показателями:
- соотношение теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая подготовка либо равны друг другу, либо практическая несколько превышает теоретическую и составляет до 60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику; в условиях ВПО теоретическая подготовка преобладает над практической и достигает 80%);
- соотношение общенаучной, общепрофессиональной и предметной подготовки (объем времени, отведенный на освоение общенаучных дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, математических и общих естественнонаучных в ВПО достигает 32%, в то время как в СПО этот объем составляет 25% и студенты изучают, как правило, только основы наук, имеющие прикладное значение).
2.3. Процедура формирования содержания сокращенных программ состоит из следующих этапов:
2.3.1. Сравнительный анализ квалификационных характеристик в части функций (в рамках основных видов деятельности) специалистов с высшим и средним профессиональным (педагогическим) образованием с целью выявления новых требований, предъявляемых только к выпускнику вуза.
2.3.2. Сопоставление перечня, наименований и объемов учебных дисциплин и их направленности на подготовку к профессиональной деятельности; при этом необходимо иметь в виду, что одинаковые по наименованию учебные дисциплины (как правило, это общепрофессиональные и специальные дисциплины) образовательных программ СПО и ВПО могут иметь разное назначение, а их внешне одинаковые объемы в учебных часах имеют принципиально различную реализацию в вузе и среднем специальном учебном заведении.
2.3.3. Сравнение состава дидактических единиц по каждой учебной дисциплине с целью установления дублируемого в вузе учебного материала.
2.3.4. Сравнительный анализ содержания и объемов времени, отведенного на этапы и виды практики в СПО и ВПО.
2.3.5. Разработка индивидуального учебного плана группы с сокращенными сроками обучения на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального (педагогического) образования и Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальности педагогического профиля, включающая в себя**:
- исключение из содержания подготовки в вузе отдельных учебных дисциплин, полностью дублирующих дисциплины Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования;
- определение объема и последовательности изучения учебных дисциплин, совпадающих или близких по наименованию с дисциплинами Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования, в рамках сокращенного срока обучения, а также требований к входному контролю;
- определение объема и последовательности изучения учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего образования, отсутствующих в Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования;
- определение дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента;
- определение дисциплин и курсов по выбору студента, устанавливаемых вузом;
- уменьшение объема практики за счет совпадающего содержания некоторых этапов и видов практики в СПО и ВПО;
- увеличение доли самостоятельной работы студентов, особенно по общепрофессиональным и предметным дисциплинам (в ВПО доля самостоятельной работы составляет от 50% и более, в то время как в СПО - до 30%);
- планирование учебного времени на учебную научно-исследовательскую работу студентов, оказывающую значительное влияние на формирование профессионального мышления более высокого уровня;
- определение форм итогового контроля для учебных дисциплин с сокращенными объемами.
2.3.6. Разработка рабочих программ учебных дисциплин в рамках сокращенного объема часов, отвечающая следующим требованиям:
- сохранение логики учебной дисциплины, построенной с учетом более высокого уровня теоретической обобщенности;
- ориентация на подготовку студентов к новым профессиональным функциям;
- направленность на формирование проблемного мышления студентов путем ознакомления с теориями, на которых базируется учебный материал, с современными научными исследованиями, проблемами и прогностикой в области науки, лежащей в основе учебной дисциплины, включения в содержание обучения элементов исторического характера.
3. Организация образовательного процесса
в условиях реализации сокращенной программы
3.1. В течение первого семестра лицам, обучающимся по сокращенным программам проводится переаттестация учебных дисциплин (разделов) и видов и этапов практики. Под переаттестацией понимается оценка в баллах или зачет знаний и умений студентов по учебным дисциплинам (разделам) и практикам, освоенным в образовательном учреждении среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по специальностям высшего профессионального образования.
3.2. Переаттестация проводится путем собеседования или в иных формах, определяемых вузом. Условия переаттестации определяются кафедрами вуза.
3.3. Переаттестация учебных дисциплин (разделов) и видов (этапов) практики завершается оформлением решения локального акта вуза (факультета).
3.4. В структуру учебного процесса по дисциплине при обучении по сокращенным программам рекомендуется включать:
- "входной контроль" знаний и умений студентов;
- обзорные лекции, направленные на углубление теоретического материала;
- проблемные семинары, предполагающие рассмотрение новых аспектов знакомого учебного материала, формирование проблемного мышления студентов и повышение уровня интеллектуализации учебного труда;
- разнообразие форм организации самостоятельной работы и контроля за ней;
- выполнение контрольных заданий на основе усвоенного в образовательном учреждении среднего профессионального образования учебного материала с предъявлением требований высшей школы к качеству и уровню работы;
- пересмотр структуры и содержания практических работ с учетом умений, приобретенных в образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- организация научно-исследовательской работы и др.
3.5. В качестве программы государственной итоговой аттестации лиц, обучающихся в сокращенные сроки, используются документы вуза, разработанные для реализации основной образовательной программы по специальности с полным сроком обучения.
3.6. Студент, выполнивший учебный план вуза в сокращенные сроки, получает диплом специалиста с высшим профессиональным образованием. При оформлении диплома о высшем профессиональном образовании переаттестованные практики и дисциплины вносятся в приложение к диплому.
______________________________
* В приложении 2 перечислены соответствующие специальности среднего профессионального и высшего профессионального образования педагогического профиля.
** При наличии примерного сопряженного учебного плана по специальности педагогического профиля индивидуальный учебный план группы с сокращенными сроками обучения рекомендуется разрабатывать на его основе. В приложении 3 содержится проект примерного сопряженного учебного плана по специальности 031200 Педагогика и методика начального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.