г. Владимир |
|
26 августа 2016 г. |
Дело N А79-10354/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Тарасовой Т.И., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Яблоковой С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.05.2016 по делу N А79-10354/2015, принятое судьёй Афанасьевым А.А., по исковому заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики о взыскании 963 105 руб. 00 коп., с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике и Финансового управления администрации города Чебоксары.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Павлова Анна Николаевна по доверенности от 29.12.2015 (срок действия до 31.12.2016).
от ответчика (заявителя) - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации и Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомления N 13059, N 13063);
от третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 13062);
от третьего лица - Министерства финансов Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 13059);
от третьего лица - Кабинета Министров Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом.
от третьего лица - Казначейства по Чувашской Республике - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 13057);
от третьего лица - Финансового управления администрации города Чебоксары - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 13058).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары 963 105 руб. убытков, понесенные в результате предоставления благоустроенной квартиры в городе Чебоксары.
Определением суда от 26.01.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Чувашская Республика в лице Министерства финансов Чувашской Республики, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кабинет Министров Чувашской Республики и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Определением суда от 20.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации г.Чебоксары.
Решением от 25.05.2016 иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики взыскан ущерб в сумме 963 105 руб. В иске к Чувашской Республике - Чувашии отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство Финансов Российской Федерации обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель считает недоказанным факт противоправности своих действий, выразившихся в невыполнении обязательств по финансированию названных расходов Считает, что суд не выяснил фактическое время постановки Ярушина И.Ф. на учет, указывает на нахождение квартиры в муниципальной собственности, на перечисление денежных средств из федерального бюджета в полном объеме.
Истец возразил против доводов жалобы, сославшись на доказанность обстоятельств постановки физического лица на учет до 01.03.2005, недостаточность выделенного финансирования.
Представитель администрации обеспечил явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 08.04.2014 по делу N 2-695/2014 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения Ярушину И.Ф. по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке.
Апелляционным определением Верховного суда Чувашской Республики от 16.06.2014 по делу N 33-2195/2014, указанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу
Согласно указанному решению суда, Ярушин И.Ф. является инвалидом третьей группы и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации Ленинского района г. Чебоксары под N12277, на учете граждан на внеочередное предоставление жилого помещения в очереди "Инвалиды войны" под N 47, на улучшении жилищных условий с 13.01.2003 (л.д. 79-81).
Во исполнение решения Ленинского районного суда, администрацией Ленинского района г. Чебоксары принято постановление от 17.04.2015 N 454 о предоставлении по договору социального найма Ярушину Ивану Филипповичу квартиры N186 общей площадью 33,3 кв.м в доме N1 по ул. П.В. Дементьева в г. Чебоксары, состоящему с 13.01.2003 в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке "Инвалиды войны, имеющие право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма", с исключением из списка очередников (л.д. 11).
Муниципальным контрактом от 11.06.2014 N 41, заключенным между Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары и обществом с ограниченной ответственностью "СУОР", приобретено жилье для муниципальных нужд (л.д. 13-18).
Согласно спецификации к указанному контракту (Приложение N 1)
стоимость квартиры под N 186 составила 963 105 руб. 00 коп.
20.04.2015 между МБУ "Управление жилищным фондом города Чебоксар" (наймодатель) и Ярушиным И.Ф. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 372 (л.д. 36-37), согласно которому наймодатель передает, а наниматель принимает в бессрочное владение и пользование находящуюся в муниципальной собственности квартиру общей площадью 33,3 кв. м по адресу: г. Чебоксары, ул. Дементьева, д. 1, кв. 186.
Ссылаясь на то, при заключении договора социального найма квартира фактически выбыла из муниципальной собственности, а расходы на ее приобретение являются для администрации г. Чебоксары убытками, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти. По смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (части 3), 114 (пункт "а" части 1), 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности статья 39 (часть 1), 40 (часть 3).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предусмотрено положениями Федерального закона N 181-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено в подпункте 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 08.04.2014, из которого следует, что Ярушин И.Ф. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, исключающего совместное проживание граждан в одной квартире, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, договор социального найма от 20.04.2015 N 372, в соответствии с условиями которого администрацией исполнены обязательства по обеспечению физического лица жилым помещением стоимостью 963 105 руб., установив, что доказательств выделения субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых средств на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, ответчиком не представлено, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрации причинен вред бездействием органа государственного власти, не исполнившим надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом и, соответственно, взятое на себя Российской Федерацией.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации 963 105 руб. в качестве компенсации убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения Ярушину И.Ф.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Довод заявителя жалобы о том, что Российская Федерация исполнила обязательства перед субъектом по выделению субвенций на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов, подлежит отклонению, поскольку поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены.
Более того, согласно сведениям, представленным Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (письмо от 19.08.2015 N 11-15/5073, л.д. 32-33) из федерального бюджета по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в 2012 году выделено 54 614,5 тыс. руб., освоено 53 334,0 тыс. руб., что составило 2,9% от состоящих в сводном списке; в 2013 году - 54 117,82 тыс. руб., освоено 51 404,60 тыс. руб., что составило 3,2% от состоящих в сводном списке; в 2014 году - 50 678,5 тыс. руб., освоено 50141,65 тыс. руб., что составило 3,1% от состоящих в сводном списке; в 2015 году - 57 667,80 тыс. руб., порядка 65 граждан указанной категории получат единовременные денежные выплаты (4,4% от состоящих в сводном списке).
Указанное свидетельствует о недостаточном финансировании из федерального бюджета расходов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, имеющих право на улучшение жилищных условий.
В связи с этим подлежит отклонению довод Министерства финансов
Российской Федерации о том, что ежегодно в бюджете Чувашской Республики остаются неосвоенные субвенции, поступившие из федерального бюджета, и убытки возникли у истца в связи с бездействием муниципального образования, которое не обратилось с вопросом о выделении субвенции.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 частью 5, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.05.2016 по делу N А79-10354/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10354/2015
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Министерство Финансов Российской Федерации, Чувашская Республика-Чувашия в лице Министерства финансов ЧР
Третье лицо: Кабинет Министров ЧР, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство Финансов РФ в лице УФК по ЧР, Министерство Финансов Чувашской Республики, Управление федерального казначейства по ЧР, Финансовое управление администрации г.Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5026/16
27.09.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10354/15
29.11.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4903/16
26.08.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5026/16
25.05.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-10354/15