• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Минобразования РФ от 22 февраля 1999 г. N 220/11-12 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"

2. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов.

Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

- в сентябре - 3 урока 35-минутной продолжительности;

- с октября - 4 урока по 35 минут каждый;

- со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.

3. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается следующая:

Классы Длительность просмотра, мин
  диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1-2-е 7-15 15-20 15
3-4-е 15-20 15-20 20

 

В течение недели не рекомендуется проводить более 3-4 уроков с применением ТСО.

4. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов - не более 5 минут, 2-3-х - 5-7 минут, 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.

5. Для восстановления работоспособности в течение дня рекомендуется устанавливать продолжительность перемен между уроками для обучающихся начальной школы не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 30 минут; вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

6. Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

7. Чтобы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся на уроках должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

8. В оздоровительных целях общеобразовательным учреждениям рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее двух часов. Такой объем двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера.

9. Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

- в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;

- во 2-м - до 1,5 часа;

- в 3-4-м - до 2 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

10. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек.

Продолжительность уроков в таких классах - не более 40 минут.

Коррекционно-развивающие занятия должны входить в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели для обучающихся компенсирующих классов рекомендуется обеспечить облегченный учебный день в середине недели, учитывая индивидуальные особенности детей и рекомендации врача и психолога.

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы обучающиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-педагогической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

11. В некоторых регионах России нарушается ст. 20 Закона РСФСР "О социальном развитии села", в соответствии с которой обучение школьников разных лет начальных классов в сельских малокомплектных школах производится раздельно.

Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года N 1008*, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

В малокомплектных школах, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе - не более 20 минут, в 3-м - не более 25 минут; на уроках математики во 2-м классе - не более 15 минут, в 3-м - не более 20 минут. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

12. Следует отметить, что в некоторых образовательных учреждениях в 4-х классах имеет место проведение так называемых переводных экзаменов, что создает стрессовую ситуацию и приводит к перегрузкам нервной системы детей младшего школьного возраста. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок в 5-й класс следует отдавать предпочтение более высоким. Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся на ступени начального общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

 

______________________________

* Утратило силу. В новой редакции Типового положения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, данная норма сохранена (п. 27).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Минобразования РФ от 22 февраля 1999 г. N 220/11-12 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы"


Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах", март 1999 г., N 5, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", Санитарные нормы для ОУ. Справочник. Кн. 1. 2003 г.