В целях обеспечения эффективного осуществления инспекционно-контрольной деятельности региональных, местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений Минобразование России рекомендует использовать в работе следующие примерные локальные акты, разработанные Управлением инспекционно-аналитической работы:
1. Примерное положение об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации (приложение 1).
2. Примерное положение об инспекционной деятельности муниципальных органов управления образованием (приложение 2).
3. Примерное положение об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях (приложение 3).
4. Примерная инструкция о порядке инспектирования (приложение 4).
Первый заместитель |
А.Ф. Киселев |
Приложение 1
к письму Минобразования РФ
от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874
Примерное положение
об инспекционной деятельности органа управления образованием субъекта Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение определяет порядок инспекционной деятельности органа управления образованием субъектов Российской Федерации и определяет принципы координации и взаимодействия его с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями.
2. Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля и в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
3. Целями инспектирования являются:
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- обеспечение соблюдения конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъекта Российской Федерации;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- совершенствование системы управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих.
4. Орган управления образованием, осуществляя инспектирование и контроль, руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования Российской Федерации, органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решением о проведении проверки и настоящим Положением.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния системы образования субъекта Российской Федерации или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;
- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
III. Организационные виды, формы и методы инспектирования
6. В соответствии с целями и задачами организационными формами инспектирования являются надзор и контроль.
7. Инспектирование в форме надзора - проверка проводится:
- за деятельностью руководителей муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия;
- за соответствием издаваемых муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования.
Методом надзора является изучение документации (документальный контроль).
8. Инспектирование в форме контроля - проверка результатов деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу.
Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.
Инспекционный контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции централизованной бухгалтерией органа управления образованием, проводящей инспектирование соответствующих функций.
9. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам организаций и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности их управленческих решений без принятия мер административного воздействия к должностным лицам.
Инспектирование в виде мониторинга предусматривает:
- постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования;
- сбор, системный учет, обработку и анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспектирования и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
10. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:
- образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности) или комплексные проверки (два и более направлений деятельности);
- муниципальных органов управления образованием - тематические, комплексные, а также фронтальные проверки (когда проверяется вся нормируемая деятельность);
- должностных лиц - тематические и комплексные проверки.
IV. Основные правила инспектирования
11. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации проводит инспектирование силами своих специалистов, должностные обязанности которых предусматривают инспекционные функции (либо создает специальные служебные подразделения внутри или при органе).
Специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в 5 лет.
В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты на договорной основе, в том числе объединенные во временные экспертные группы (комиссии).
12. Периодичность и виды инспектирования конкретных организаций или результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых организациях. Нормирование и тематика инспекционных, контрольных проверок находится в исключительной компетенции руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
13. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации по отдельным вопросам в установленном порядке (договор, соглашение, письмо) может делегировать муниципальным органам управления образованием право осуществления инспектирования.
14. При взаимном согласии различных органов управления и образовательных учреждений возможно проведение совместных инспекционных проверок.
15. Орган управления образованием, образовательные учреждения вправе обратиться в Министерство образования Российской Федерации, орган управления образованием субъекта Российской Федерации, его научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Помощь может быть предоставлена, в том числе в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультирования и аудита.
16. Образовательное учреждение, муниципальный орган управления образованием вправе получить информацию о результатах проведенного инспектирования.
17. Основаниями инспектирования являются:
- план-график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;
- задание руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц в органы управления образованием субъекта Российской Федерации по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.
18. Руководитель органа управления образованием для осуществления инспектирования назначает ответственного специалиста либо формирует комиссию (группу специалистов), издает приказ о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов и утверждает план-задание.
19. План-задание устанавливает особенности проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения, муниципального органа управления образованием или должностного лица.
20. Продолжительность тематических либо комплексных проверок не должна превышать более 5-10 дней.
Продолжительность фронтальных проверок муниципальных органов управления образованием не должна превышать двух недель и проводиться не чаще одного раза в 5 лет.
Руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала проверки.
21. Инспектирование деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования. Инспектирование муниципальных образовательных учреждений в целях подготовки управленческих решений и рассмотрения вопросов на заседании коллегии органа управления образованием субъекта Российской Федерации проводится по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
22. План-график инспектирования утверждается руководителем органа управления образованием субъекта Российской Федерации и доводится до сведения муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений.
В целях координации деятельности органов управления образованием различных уровней и образовательных учреждений, устранения дублирования в их инспекционной деятельности и наименьшего вмешательства в работу инспектируемых организаций план-график инспектирования муниципальных органов управления образованием разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
23. Задание руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому готовится управленческое решение, а также задание на осуществление проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.
24. Специалисты, направленные для проведения инспектирования, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемую организацию документы, удостоверяющие их полномочия (приказ, распоряжение, письмо, копию плана-графика или плана-задания осуществления проверок), или удостоверить эти полномочия иным способом (телефонограмма, устное сообщение о сроках и тематике инспекционной проверки).
25. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
26. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства или иных недостатков в деятельности инспектируемой организации по вопросам, не входящим в компетенцию органа управления образованием субъекта Российской Федерации, а также если принятие решения по обнаруженным нарушениям и недостаткам не отнесено к его компетенции, орган управления образованием субъекта Российской Федерации информирует о них компетентные органы власти или управления.
27. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц инспектируемой организации по вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.
28. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников образовательных учреждений проводятся только в необходимых случаях в соответствии с установленными нормами и правилами.
V. Компетенция органа управления образованием субъекта Российской Федерации при проведении инспектирования
29. К компетенции органа управления образованием субъекта Российской Федерации при проведении инспектирования относятся:
1. Инспектирование в порядке надзора:
1.1. За исполнением имеющих нормативное значение положений:
- Закона Российской Федерации "Об образовании", закона субъекта Российской Федерации "Об образовании";
- указов Президента Российской Федерации в области образования;
- постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, губернатора в области образования и социально-правовой защиты детей;
- нормативных правовых актов Министерства образования Российской Федерации.
1.2. За соответствием федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации в области образования:
- нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области образования;
- нормативных правовых актов муниципальных органов управления образованием;
- учредительных документов подведомственных государственных образовательных учреждений;
- локальных актов муниципального органа управления образованием субъекта Российской Федерации, подведомственных государственных образовательных учреждений.
2. Инспектирование в порядке инспекционного контроля:
- результатов деятельности руководителя муниципального органа управления образованием по вопросам:
а) использования финансовых средств, направляемых для подкрепления государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам и иных целевых государственных финансовых и материальных средств, направляемых в муниципальные территориальные образования и образовательные учреждения;
б) реализации федеральной, региональных программ развития образования, участником которых является орган управления образованием субъекта Российской Федерации, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
- соблюдения подведомственными государственными образовательными учреждениями контрольных нормативов и показателей, указанных в приложениях к лицензии;
- соблюдения дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- предоставления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- соблюдения федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- соблюдения региональных нормативов финансирования образования;
- реализации дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения;
- создания условий осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
- соблюдения порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
- соблюдения муниципальными органами управления образованием нормативов по обеспечению образовательных учреждений учебно-методической и художественной литературой, бланочно-аттестационной продукцией;
- обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помощи государства;
- соблюдения муниципальными органами управления образованием установленного порядка рассмотрения писем, жалоб, заявлений, обращений граждан;
- других вопросов в рамках компетенции органа управления образованием субъекта Российской Федерации.
30. Орган управления образованием субъекта Российской Федерации как учредитель образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений по вопросам:
- использования финансовых средств, выделяемых органом управления образованием субъекта Российской Федерации на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;
- сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;
- результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;
- соблюдения иных требований, в соответствии с уставом и другими учредительными документами, а также договорами, заключенными между органом управления образованием субъекта Российской Федерации и образовательным учреждением.
VI. Результаты инспектирования
31. Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме, установленной органом управления образованием субъекта Российской Федерации (далее - итоговый материал).
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и(или) подтверждающие правильность выводов.
Итоговый материал оформляется на месте инспектирования, за исключением отдельных случаев, когда требуются углубленная обработка и анализ собранной информации и отсутствует возможность осуществить это на месте инспектирования.
32. Результаты инспектирования (второй экземпляр итогового материала) доводятся до сведения руководителя инспектируемой организации сразу по окончании инспекционной проверки, а в случае, предусмотренном пунктом 31, - в течение двух недель со дня ее окончания.
33. Руководитель организации или лица, уполномоченные действовать от имени этой организации, после ознакомления с результатами инспектирования должны завизировать итоговый материал инспектирования. При этом они вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.
В случае отказа руководителя от визы председатель комиссии, осуществляющей проверку, фиксирует факт отказа.
34. По итогам инспектирования в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел:
- могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом, совещания руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением представителей исполнительной и законодательной (представительной) власти и общественных организаций;
- замечания и предложения по результатам инспектирования могут быть записаны в "Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц" данного образовательного учреждения при наличии последней.
35. Руководитель органа управления образованием субъекта Российской Федерации или уполномоченное им должностное лицо по результатам инспектирования вправе принять решение о выдаче предписания о приостановке деятельности подведомственных образовательных учреждений в той части в которой было выявлено допущенное им нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и(или) устава. А также в том числе:
- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;
- о рассмотрении материалов инспектирования коллегиальным органом управления или органом самоуправления;
- о направлении письма (представления) или иных материалов инспектирования в соответствующие компетентные органы;
- о проведении повторного инспектирования с привлечением необходимых специалистов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- иные решения в пределах своей компетенции.
36. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, в установленном порядке сообщается этим гражданам и организациям.
37. Результаты тематической проверки ряда образовательных учреждений или муниципальных органов управления образованием могут быть оформлены одним документом.
38. Руководитель проинспектированной организации по материалам инспектирования принимает соответствующее управленческое решение в пределах своей компетенции и представляет в орган управления образованием субъекта Российской Федерации в месячный срок после окончания инспектирования план мероприятий по устранению отмеченных нарушений или справку по итогам проделанной работы.
Приложение 2
к письму Минобразования РФ
от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874
Примерное положение
об инспекционной деятельности муниципальных органов управления образованием
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение устанавливает нормативное регулирование деятельности муниципальных органов управления образованием в части осуществления ими инспекционных функций и определяет принципы их взаимодействия с образовательными учреждениями.
2. Под инспектированием понимается проведение муниципальным органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований (далее - инспекционных проверок), осуществляемых в порядке инспекционного контроля в пределах своей компетенции за соблюдением подведомственными образовательными учреждениями и их руководителями положений, норм и правил, установленных законодательством в области образования, и иными нормативными правовыми актами. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.
3. Целями инспектирования являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- соблюдение социальных гарантий реализации прав граждан на образование;
- сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами муниципальной системы образования;
- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в соответствии с положением о муниципальном органе управления образованием;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития муниципальной системы образования или ее составляющих.
4. Муниципальные органы управления образованием, осуществляя инспектирование, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления и муниципальным органом управления образованием, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решениями органов управления образованием о проведении проверки и настоящим Примерным положением.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений и их руководителей;
- инструктирование руководителей образовательных учреждений по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта:
- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
III. Организационные виды, формы и методы инспектирования
6. Организационной формой инспектирования является инспекционный контроль.
7. Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей, государственно-общественных органов управления с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных документов, в том числе решений коллегии, приказов, указаний, распоряжений, а также с целью изучения последствий реализации принятых решений, имеющих нормативно-правовую силу.
Инспекционный контроль - это проверка образовательных учреждений и их руководителей с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ (по согласованию с руководителями образовательных учреждений) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
Инспекционный контроль в виде ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции и наличия у муниципального органа управления образованием соответствующих функций.
8. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.
Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью образовательных учреждений, сбор и обработку информации (например, по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, по результатам аттестации школьников, по осуществлению летней оздоровительной кампании, по состоянию здоровья детей, по организации питания и др.) для эффективного решения задач управления качеством образования.
Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется с целью консультирования, изучения правомерности и правильности управленческих решений без принятия мер административного воздействия к руководителям образовательного учреждения.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
9. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:
- образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности), комплексные проверки (два и более направлений деятельности);
- должностных лиц - тематические и комплексные проверки.
IV. Основные правила инспектирования
10. Общее методическое руководство инспектированием и координацию инспекционной деятельности осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
11. Муниципальные органы управления проводят инспекционные проверки силами своих специалистов, обладающих необходимой квалификацией и прошедших соответствующее обучение в системе дополнительного образования, не реже одного раза в 5 лет, и должностные обязанности которых включают инспекционные функции.
В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе объединенные во временные экспертные группы (комиссии).
12. Муниципальный орган управления образованием вправе обратиться в орган управления образованием области, в научные и методические учреждения за помощью в организации проведения инспекционных проверок. Оплата труда привлекаемых к инспектированию высококвалифицированных специалистов, педагогических работников учреждений образования может осуществляться и на договорной основе. Помощь может быть предоставлена, в том числе в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании.
13. Муниципальный орган управления образованием может делегировать в установленном порядке право руководителям образовательных учреждений осуществлять инспектирование по вопросам урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
14. Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении.
Плановые (тематические, комплексные) проверки инспектируемых образовательных учреждений проводятся не более трех раз в учебный год.
План-график, по которому осуществляются инспекционные проверки, доводится до образовательного учреждения в течение месяца по окончании учебного года.
Нормирование и тематика инспекционных и контрольных проверок находятся в исключительной компетенции руководителя муниципального органа управления образованием.
Продолжительность тематических либо комплексных проверок не должна превышать более 5-10 дней.
Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке. В исключительных случаях оперативное инспектирование возможно без предупреждения.
15. Изучение и анализ деятельности образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования.
16. План-график инспектирования утверждается руководителем муниципального органа управления образованием и доводится до сведения руководителей образовательных учреждений.
17. Задание руководителя муниципального органа управления образованием о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому готовится управленческое решение, а также задание на осуществление проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.
18. Основаниями для инспекционной проверки являются:
- план-график проведения инспекционных проверок муниципального органа управления образованием (по согласованию со всеми муниципальными службами) - плановое инспектирование;
- задание руководства управления образованием и органа управления образованием субъекта Российской Федерации - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических лиц и юридических лиц в органы управления образованием по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.
19. Специалисты, направленные для проведения проверки, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемую организацию документы, удостоверяющие их полномочия.
20. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
21. Для осуществления инспектирования формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план-задание.
22. План-задание устанавливает особенности данной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица.
23. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения по вопросам, не входящим в компетенцию муниципального органа управления образованием, а также если принятие решения по обнаруженным нарушениям не отнесено к его компетенции, необходимо своевременно информировать орган управления образованием субъекта Российской Федерации или иные компетентные органы власти и управления о выявленных нарушениях.
24. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.
25. Результаты проведенного инспектирования доводятся до сведения образовательного учреждения или должностного лица.
26. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.
V. Компетенция и полномочия муниципального органа управления образованием при проведении инспектирования
27. В целях координации и избежания дублирования при организации проверок подведомственных образовательных учреждений руководитель муниципального органа управления образованием вправе получать информацию о планах по организации контроля деятельности образовательных учреждений и должностных лиц других служб и ведомств, расположенных на территории муниципального образования.
28. Муниципальные органы управления образованием вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности муниципальных образовательных учреждений и их руководителей в порядке инспекционного контроля по вопросам:
- исполнения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере образования;
- оценки результатов деятельности образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования;
- реализации права граждан на получение установленного Законом Российской Федерации "Об образовании" обязательного основного общего образования;
- обеспечения гражданам, проживающим на территории района (города), возможности выбора форм получения образования, типа и вида общеобразовательного учреждения;
- реализации программы развития образования района (города);
- представления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях;
- результатов деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам:
- осуществления контроля за соблюдением государственных стандартов, установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" и устава образовательного учреждения;
- соблюдения санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных заведений;
- совершенствования программно-методического обеспечения учебного процесса;
- реализации дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального поощрения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
- осуществления повышения квалификации педагогических работников,
- других вопросов в рамках компетенции муниципального органа управления образованием.
29. Муниципальный орган управления образованием при получении полномочий от органа управления образованием субъекта Российской Федерации вправе инспектировать учреждения начального профессионального образования, находящиеся на муниципальной территории, по отдельным вопросам, включая:
- реализацию в полном объеме общеобразовательных программ;
- организацию воспитательной работы, досуговой деятельности, социальной защиты обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30. Орган управления образованием как учредитель образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений по вопросам:
- сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения (зданий, помещений, сооружений и др. имущества);
- соблюдения условий аренды зданий, помещений, сооружений и др. имущества;
- использования образовательным учреждением финансовых средств, выделяемых учредителем и полученных из других источников;
- организации общественного питания и медицинского обслуживания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;
- соблюдения требований, установленных уставом, другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем и образовательным учреждением.
VI. Результаты инспектирования
31. Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме, установленной муниципальным органом управления образованием (далее - итоговый материал).
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющих изложенные в итоговом материале факты и подтверждающих правильность выводов.
32. Итоговый материал оформляется на месте инспектирования. В случаях, когда требуется углубленная обработка и анализ собранной информации, результаты инспектирования доводятся до сведения руководителя образовательного учреждения в течение двух недель со дня окончания инспектирования. Руководитель проинспектированной организации или лицо, уполномоченное действовать от имени этой организации, после ознакомления с результатами инспектирования визирует итоговый материал инспектирования.
При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам. В случаях, когда отсутствует возможность получить визу руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени этой организации, запись об этом делает председатель комиссии осуществляющий проверку.
33. По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей, задач проверки и с учетом реального положения дел:
- могут проводиться педагогические советы, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим коллективом, совещания руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением представителей исполнительной и представительной власти, общественных организаций;
- замечания и предложения инспектирующих лиц по результатам проверки могут быть записаны в "Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц" при наличии последней в образовательном учреждении.
34. Руководитель муниципального органа управления образованием по результатам инспекционной проверки может принять решения, в том числе:
- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;
- об обсуждении материалов инспектирования коллегиальным органом управления или органом самоуправления;
- о направлении письма или иных материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решения по представленным в них вопросам;
- о повторном инспектировании с привлечением определенных специалистов;
- о дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений;
- иные решения в пределах своей компетенции.
35. Муниципальный орган управления образованием по результатам инспектирования в случае выявления грубых нарушений законодательства в области образования и(или) устава образовательного учреждения может проинформировать руководство органа местного самоуправления, государственные органы управления субъекта Российской Федерации и другие органы, компетентные принимать решения по данным вопросам.
36. Результаты инспекционной проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
37. Результаты тематической проверки ряда образовательных учреждений могут быть оформлены одним документом.
38. Руководитель проинспектированного образовательного учреждения по материалам инспектирования принимает соответствующее решение, и в том числе может направить в муниципальный орган управления образованием план мероприятий по устранению отмеченных нарушений в ходе инспекционной проверки или справку по итогам проделанной работы.
Приложение 3
к письму Минобразования РФ
от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874
Примерное положение
об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях
I. Общие положения
1. Настоящее Примерное положение определяет порядок проведения инспектирования руководителями образовательных учреждений.
2. Под инспектированием понимается проведение руководителями образовательных учреждений проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, изучение последствий принятых управленческих решений в образовательных учреждениях. Основным объектом инспектирования является деятельность педагогических работников, а предметом - соответствие результатов их педагогической деятельности законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, включая приказы и распоряжения по образовательному учреждению, решения педагогических советов. Инспектирование сопровождается инструктированием педагогических работников, вспомогательного и обслуживающего персонала (далее - должностных лиц) по вопросам инспекционных проверок.
3. Инспектирование в образовательных учреждениях проводится в целях:
- соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;
- реализации принципов государственной политики в области образования;
- исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений;
- защиты прав и свобод участников образовательного процесса;
- соблюдения конституционного права граждан на образование;
- соблюдения государственных образовательных стандартов;
- совершенствования механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
- повышения эффективности результатов образовательного процесса;
- развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
4. Должностные лица образовательных учреждений, осуществляющие инспекционную деятельность, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством в области образования, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования Российской Федерации, органом управления образованием субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами управления образованием, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, настоящим Положением и приказами о проведении инспекционных проверок, положениями о различных типах и видах образовательных учреждений, тарифно-квалификационными характеристиками.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений в образовательном учреждении.
III. Организационные виды, формы и методы инспектирования
6. Основной формой инспектирования является инспекционный контроль.
Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу.
Инспекционный контроль осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, заведующими кафедр, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения, и согласно утвержденному плану контроля, с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
7. Инспектирование может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.
Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.
Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.
8. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование работников образовательного учреждения в виде тематических проверок (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений деятельности).
IV. Основные правила инспектирования
9. Внутренний инспекционный контроль осуществляет руководитель образовательного учреждения или по его поручению заместитель руководителя, руководитель методического объединения, другие специалисты - при получении полномочий от руководителя образовательного учреждения.
10. В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты.
Руководитель образовательного учреждения вправе обратиться в органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Помощь может быть предоставлена в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании. Руководитель издает приказ (указание) о сроках проверки, назначении председателя комиссии, об определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план-задание.
Привлеченные специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией.
11. План-задание устанавливает особенности (вопросы) конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица.
12. Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции руководителя образовательного учреждения.
13. Основаниями для проведения инспекционных проверок являются:
- заявление соискателя (педработника) на аттестацию;
- план-график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;
- задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.
14. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более пяти уроков, занятий, лекций и других мероприятий.
15. План-график инспектирования разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от муниципального органа управления образованием, и доводится до сведения работников в начале учебного года. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.
16. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
17. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается руководителю образовательного учреждения.
18. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся, воспитанников проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службами.
V. Примерный перечень вопросов, подлежащих инспектированию
19. Руководитель образовательного учреждения и(или) по его поручению заместитель руководителя или эксперты вправе осуществлять инспекционный контроль результатов деятельности работников по вопросам:
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению;
- использования методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
- соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников и текущего контроля успеваемости;
- своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
- работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
- другим вопросам в рамках компетенции руководителя образовательного учреждения.
VI. Результаты инспектирования
20. Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах инспектирования или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в образовательном учреждении (далее - итоговый материал).
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.
21. Информация о результатах проведенного инспектирования доводится до работников образовательного учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки.
Должностные лица после ознакомления с результатами инспектирования должны поставить подпись под итоговым материалом инспектирования, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах инспектирования.
При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам. В случаях когда отсутствует возможность получить подпись инспектируемого запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель образовательного учреждения.
22. По итогам инспектирования в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел:
- проводятся заседания педагогических или методических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
- замечания и предложения инспектирующих лиц фиксируются в документации согласно номенклатуре дел данного образовательного учреждения;
- результаты инспектирования могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров.
23. Руководитель образовательного учреждения по результатам инспекционной проверки принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов инспектирования коллегиальным органом;
- о проведении повторного инспектирования с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
24. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, воспитанников, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
25. Результаты тематической проверки ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минобразования РФ от 10 сентября 1999 г. N 22-06-874 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", ноябрь 1999 г., N 21, N 22, в приложении к журналу "ОвД" Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования" 2003 г. (без приложения 4)