Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 10 июля 1998 г. N 12-52-111ин/12-23
Рекомендации
по организации итоговой государственной аттестации выпускников
образовательных учреждений среднего профессионального образования
1. Рекомендации по организации итоговой государственной аттестации
выпускников образовательных учреждений среднего профессионального
образования
1.1. Общие положения
1.1.1. Рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 N 10.
1.1.2. Предлагаемые Рекомендации определяют совокупность требований к итоговой государственной аттестации на едином образовательном пространстве Российской Федерации по всем ее видам, в том числе к содержанию, оценочным средствам и технологиям итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего профессионального образования. На их основе министерства (ведомства) разрабатывают методические рекомендации, учитывающие специфические особенности отрасли.
1.1.3. Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) и дополнительным требованиям образовательного учреждения по конкретной специальности.
1.1.4. Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности;
- защита выпускной квалификационной работы.
1.1.5. Конкретные виды итоговой государственной аттестации установлены Государственными требованиями по специальности отдельно для базового и повышенного уровня среднего профессионального образования. В состав итоговой государственной аттестации выпускников, освоивших основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня, обязательно включается защита выпускной квалификационной работы.
1.1.6. Настоящие Рекомендации определяют подходы и требования к разработке Программы итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - Программа итоговой государственной аттестации).
1.2. Программа итоговой государственной аттестации
1.2.1. Программа итоговой государственной аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы конкретного образовательного учреждения по данной специальности.
1.2.2. При разработке Программы итоговой государственной аттестации определяются:
- вид итоговой государственной аттестации;
- объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации;
- сроки проведения итоговой государственной аттестации;
- необходимые экзаменационные материалы;
- условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации;
- формы проведения итоговой государственной аттестации;
- критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.
Примерная схема Программы итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования представлена в приложении 1.
1.2.3. Программа итоговой государственной аттестации ежегодно разрабатывается ведущей цикловой комиссией по специальности и утверждается руководителем образовательного учреждения среднего профессионального образования после ее обсуждения на заседании совета образовательного учреждения с участием председателя государственной аттестационной комиссии.
1.2.4. Программа итоговой государственной аттестации доводится до сведения студента не позднее чем за шесть месяцев до начала итоговой государственной аттестации. К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.
1.2.5. Вид итоговой государственной аттестации определяется в соответствии с Государственными требованиями по специальности. Студент, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности базового уровня подготовки, выполняет один из вариантов итоговой государственной аттестации, предусмотренный Государственными требованиями по данной специальности.
Объем времени на подготовку и проведение итоговой государственной аттестации установлен Государственными требованиями по специальности.
1.2.6. Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением в соответствии с его учебным планом.
1.2.7. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний и практических умений выпускника в соответствии с Государственными требованиями и дополнительными требованиями образовательного учреждения по специальности.
1.2.8. Условия подготовки и процедура проведения итоговой государственной аттестации зависят от вида итоговой государственной аттестации. Общим условием для проведения всех видов итоговой государственной аттестации являются организация и работа государственной аттестационной комиссии.
1.2.9. Форма и условия проведения видов итоговой государственной аттестации определяются образовательным учреждением среднего профессионального образования согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 N 10.
1.3. Организация работы государственной аттестационной комиссии
1.3.1. Для проведения итоговой государственной аттестации создается государственная аттестационная комиссия в порядке, предусмотренном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10). Численность государственной аттестационной комиссии не должна составлять менее 5 человек. Ответственный секретарь государственной аттестационной комиссии назначается руководителем образовательного учреждения из числа работников учебного заведения.
1.3.2. Работа государственной аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с:
- Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168*;
- Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 N 10;
- уставом среднего специального учебного заведения.
Место работы комиссии устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии.
Государственная аттестационная комиссия является единой для всех форм обучения (очной, очно-заочной [вечерней], заочной, экстерната) по каждой основной профессиональной образовательной программе. Расписание проведения итоговой государственной аттестации выпускников утверждается руководителем образовательного учреждения и доводится до сведения студентов не позднее чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Допуск студента к итоговой государственной аттестации объявляется приказом по образовательному учреждению.
1.3.3. На заседания государственной аттестационной комиссии образовательным учреждением представляются следующие документы:
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительные требования образовательного учреждения по специальности;
- Программа итоговой государственной аттестации;
- приказ руководителя образовательного учреждения о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;
- сведения об успеваемости студентов (согласно п. 14 Инструкции о порядке ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании, утвержденной постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 6**);
- зачетные книжки студентов;
- книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии.
1.3.4. Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равном количестве голосов голос председателя является решающим), в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).
1.3.5. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. Протоколы подписываются председателем, всеми членами и секретарем комиссии. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии хранится в делах образовательного учреждения в течение установленного срока.
1.3.6. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, и выдаче соответствующего документа об образовании объявляется приказом руководителя образовательного учреждения.
1.3.7. После окончания итоговой государственной аттестации государственная аттестационная комиссия составляет ежегодный отчет о работе, который обсуждается на совете образовательного учреждения. Отчет представляется в орган исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение, в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. В отчете должна быть отражена следующая информация:
- качественный состав государственных аттестационных комиссий;
- перечень видов итоговой государственной аттестации студентов по основной профессиональной программе;
- характеристика общего уровня подготовки студентов по данной специальности;
- количество дипломов с отличием;
- анализ результатов по каждому виду итоговой государственной аттестации согласно приложению 2;
- недостатки в подготовке студентов по данной специальности;
- выводы и предложения.
2. Рекомендации по организации итогового экзамена по отдельной
дисциплине в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования
2.1. Общие положения
2.1.1. Итоговый экзамен по отдельной дисциплине (далее именуется - экзамен по дисциплине) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).
2.1.2. Экзамен по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) и дополнительным требованиям образовательного учреждения по дисциплине.
2.1.3. Количество и наименование дисциплин для итоговых экзаменов определяются Государственными требованиями по данной специальности. Если Государственные требования не предусматривают количества и наименования дисциплин, то они определяются образовательным учреждением. Количество дисциплин для итоговых экзаменов зависит от объема времени, отведенного в Государственных требованиях на итоговую государственную аттестацию. На экзамен по одной дисциплине отводится одна неделя учебного времени. Выбор дисциплин осуществляется в зависимости от профиля подготовки по данной специальности.
2.2. Подготовка к экзамену по дисциплине
2.2.1. Программа итогового экзамена по отдельной дисциплине формируется согласно п. 1.2.2.
2.2.2. Разрабатываемые экзаменационные материалы должны отражать содержание проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями и дополнительными требованиями образовательного учреждения по дисциплине. Экзаменационные материалы составляются на основе действующей программы учебной дисциплины и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам дисциплины, выносимой на итоговый государственный экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов. На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену по дисциплине, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
2.2.3. Форма проведения экзамена по дисциплине может быть устной, письменной или смешанной.
2.2.4. Основные условия подготовки к экзамену:
2.2.4.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
2.2.4.2. В период подготовки к экзамену по дисциплине могут проводиться консультации по программе экзамена, на которые выделяется до 20 часов времени на учебную группу из общего бюджета времени, отведенного на консультации.
2.2.4.3. К началу экзамена по дисциплине кроме документов, указанных в п. 1.3.3, для государственной аттестационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы:
- экзаменационные билеты;
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене.
2.3. Проведение экзамена по дисциплине
2.3.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задач по билету отводится не более одного часа.
2.3.2. Сдача итогового экзамена по дисциплине проводится на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
2.3.3. В критерии оценки уровня подготовки студента по дисциплине входят:
- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
2.3.4. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе записываются результаты экзамена по дисциплине и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Результаты экзамена объявляются в тот же день. Присуждение квалификации происходит на заключительном заседании государственной аттестационной комиссии и записывается в протоколе заседания.
3. Рекомендации по организации итогового междисциплинарного экзамена
по специальности в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования
3.1. Общие положения
3.1.1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности (далее - экзамен по специальности) является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).
3.1.2. Экзамен по специальности проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности.
3.1.3. Экзамен по специальности проводится по группе дисциплин, определяемых в зависимости от профиля подготовки по данной специальности, и направлен на выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Конкретная структура экзамена по специальности (количество этапов, их содержание) определяется образовательным учреждением в соответствии с видами будущей профессиональной деятельности выпускника.
3.2. Подготовка к экзамену по специальности
3.2.1. Для проведения экзамена по специальности образовательное учреждение среднего профессионального образования устанавливает группу дисциплин профессиональной образовательной программы, определяющую подготовленность выпускника к профессиональной деятельности.
3.2.2. Программа итогового экзамена по отдельной дисциплине формируется согласно п. 1.2.2. При ее разработке определяется структура (этапы) экзамена по специальности.
3.2.3. Разрабатываемые экзаменационные материалы должны отражать весь объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями и дополнительными требованиями образовательного учреждения по специальности. Экзаменационные материалы формируются на основе действующих учебных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, программ производственной (профессиональной) практики с учетом их объема и степени важности для данной специальности и представляют собой систему заданий (теоретических вопросов, практических заданий, профессиональных задач), обеспечивающих проверку подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности. Разрабатываемые теоретические вопросы, практические задания и профессиональные задачи должны иметь преимущественно комплексный (интегрированный) характер и быть равноценными по сложности и трудоемкости. Их количество должно превышать количество вопросов, заданий и задач, необходимых для составления экзаменационных билетов. Их формулировки должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Перечень вопросов, заданий и задач рассматривается на совместном заседании заинтересованных цикловых комиссий.
3.2.4. На основе составленных и объявленных студентам перечней вопросов, заданий и задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену по специальности, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится.
3.2.5. Форма проведения экзамена по специальности может быть устной, письменной, прикладной, смешанной.
3.2.6. Основные условия подготовки экзамена по специальности:
3.2.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
3.2.6.2. В период подготовки к экзамену по специальности могут проводиться консультации по Программе итоговой государственной аттестации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации.
3.2.6.3. К началу экзамена по специальности кроме документов, указанных в п. 1.3.3, для государственной аттестационной комиссии должны быть подготовлены следующие документы:
- экзаменационные билеты;
- перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене по специальности.
3.3. Проведение экзамена по специальности
3.3.1. Экзамен по специальности проводится в специально подготовленных и оборудованных помещениях. Продолжительность экзамена определяет образовательное учреждение с учетом профиля подготовки специалиста.
3.3.2. Сдача экзамена по специальности проводится на отрытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
3.3.3. В критерии оценки уровня подготовки студента по специальности входят:
- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
- уровень практических умений, продемонстрированных выпускником при выполнении практических (лабораторных) заданий;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.
3.3.4. Заседания государственной аттестационной комиссии проводятся по каждому этапу экзамена по специальности и протоколируются. В протоколах записываются результаты каждого этапа экзамена по специальности и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Результаты этапов экзамена по специальности объявляются в тот же день. Итоговая оценка и присуждение квалификации происходят на заключительном заседании государственной аттестационной комиссии и записываются в протоколе заседания.
4. Рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной
квалификационной работы в образовательных учреждениях
среднего профессионального образования
4.1. Общие положения
4.1.1. Выпускная квалификационная работа является одним из видов аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 N 10).
4.1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний и умений.
4.1.3. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности и готовности выпускника к профессиональной деятельности.
4.1.4. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного проекта или дипломной работы.
4.1.5. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность, новизну и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям (заказам) предприятий, организаций или образовательных учреждений.
4.2. Организация разработки тематики и выполнения выпускных
квалификационных работ
4.2.1. Программа итоговой государственной аттестации формируется согласно п. 1.2.2. При ее разработке определяется тематика выпускных квалификационных работ.
4.2.2. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями образовательных учреждений среднего профессионального образования совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими цикловыми комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки.
4.2.3. Темы выпускных квалификационных работ должны отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.
4.2.4. Директор образовательного учреждения назначает руководителя выпускной квалификационной работы. Одновременно, кроме основного руководителя, назначаются консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.
4.2.5. Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
4.2.6. По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.
4.2.7. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
4.2.8. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
4.2.9. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики.
4.2.10. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.
4.2.11. Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляют заместители директора по научно-методической, учебно-методической работе, заведующие отделениями, председатели цикловых комиссий в соответствии с должностными обязанностями.
4.2.12. Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:
- разработка индивидуальных заданий;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль хода выполнения выпускной квалификационной работы;
- подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу.
К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более восьми студентов. На консультации для каждого студента должно быть предусмотрено не более двух часов в неделю.
4.2.13. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.
4.2.14. Выпускные квалификационные работы могут выполняться студентами как в образовательном учреждении, так и на предприятии (в организации).
4.3. Требования к структуре выпускной квалификационной работы
4.3.1. Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:
- введение;
- теоретическую часть;
- опытно-экспериментальную часть;
- выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;
- список используемой литературы;
- приложение.
4.3.2. По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части. В пояснительной записке дается теоретическое и расчетное обоснование принятых в проекте решений. В графической части принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков, диаграмм. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности, темы дипломного проекта.
В состав дипломного проекта могут входит изделия, изготовленные студентом в соответствии с заданием.
4.3.3. По структуре дипломная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы. Практическая часть может быть представлена методикой, расчетами, анализом экспериментальных данных, продуктом творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности. Содержание теоретической и практической части определяется в зависимости от профиля специальности и темы дипломной работы.
4.4. Рецензирование выпускных квалификационных работ
4.4.1. Выполненные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.
4.4.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения.
4.4.3. Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заданию на нее;
- оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы;
- оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;
- оценку выпускной квалификационной работы.
На рецензирование одной выпускной квалификационной работы образовательным учреждением должно быть предусмотрено не более пяти часов.
4.4.4. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее чем за день до защиты выпускной квалификационной работы.
4.4.5. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.
4.4.6. Заместитель директора по учебной части после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную квалификационную работу в государственную аттестационную комиссию.
4.5. Защита выпускных квалификационных работ
4.5.1. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии.
4.5.2. На защиту выпускной квалификационной работы отводится до 45 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию с членами комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 - 15 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а также рецензента, если он присутствует на заседании государственной аттестационной комиссии.
4.5.3. При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:
- доклад выпускника по каждому разделу выпускной работы;
- ответы на вопросы;
- оценка рецензента;
- отзыв руководителя.
4.5.4. Заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются. В протоколе записываются: итоговая оценка выпускной квалификационной работы, присуждение квалификации и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии.
4.5.5. Студенты, выполнившие выпускную квалификационную работу, но получившие при защите оценку "неудовлетворительно", имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом той же выпускной квалификационной работы либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на выпускную квалификационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.
4.5.6. Студенту, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите выпускной квалификационной работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом выпускной квалификационной работы.
4.6. Хранение выпускных квалификационных работ
4.6.1. Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее пяти лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.
4.6.2. Списание выпускных квалификационных работ оформляется соответствующим актом.
4.6.3. Лучшие выпускные квалификационные работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.
4.6.4. По запросу предприятия, учреждения, организации руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить снимать копии выпускных квалификационных работ студентов. При наличии в выпускной квалификационной работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копию выдается только после оформления (в установленном порядке) заявки на авторские права студентов.
4.6.5. Изделия и продукты творческой деятельности по решению государственной аттестационной комиссии могут не подлежать хранению в течение пяти лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т. п.
------------------------------
* В настоящее время указанное Типовое положение действует в редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 160. См.: ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2001. N 9. С. 89 - 103.
** Действует с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобразования России от 13.04.2000 N 1079 и от 19.05.2003 N 2142. См.: Делопроизводство в образовательном учреждении. Справочник. 5-е изд., испр. и доп. - М.: ИФ "Образование в документах". 2004. С. 98 - 108.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.