Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации
"Менеджер образования" (ГТППК 31/36)
(для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений)*
(утв. Минобразования РФ 14 ноября 2003 г.)
1. Общая характеристика дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (далее - Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" является:
- формирование у руководителей и специалистов дополнительных знаний, необходимых для эффективной работы менеджера;
- углубленное изучение специализированных программ в области менеджмента в образовании с целью их применения в сфере управления учреждениями образования;
- формирование умений и навыков для следующих видов деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- проектно-исследовательская;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании", являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
Исходя из своих квалификационных возможностей, наличия высшего профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждений.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" - 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения
дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования", должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все лица, желающие получить дополнительную квалификацию, проходят собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы менеджера. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и необходимых условий для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей учреждений дошкольного и общего среднего (полного) образования, а также подготовку резерва кадров. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности "Менеджмент в социальной сфере" (061200).
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений предусматривает следующие компоненты:
ОПД - общепрофессиональные дисциплины.
СД - специальные дисциплины.
СФД - специальные факультативные дисциплины.
ДС - дисциплины специализации.
ДР - дипломная работа слушателей.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.
4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
Индекс | Наименование дисциплин (учебных модулей) и их основные дидактические единицы* |
Часы трудоемкости |
1 | 2 | 3 |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 523 |
ОПД.01 | 1. Экономическая теория Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренции; структура бизнеса; регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов; сравнительные экономические системы, особенности экономики переходного периода. |
70 |
ОПД.02 | 2. Основы права Конституционные основы правовой системы и ее структура. Право в социальной и образовательной сфере. Закон РФ "Об образовании". Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Международные правовые нормы в сфере образования. Правовые основы деятельности работников образования, механизмы реализации и защиты их прав. |
88 |
Основы административного права. Понятие административного права. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений. Административная ответственность. Административное взыскание. Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ответственность. Правовые основы управления в социальной сфере. Гражданское право. Понятие гражданского права, основы его регулирования, гражданское процессуальное право, гражданский Кодекс. Трудовое право. Предмет, источники и субъекты трудового права. Понятие трудового правоотношения. Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного договора, его роль. Правовое регулирование трудоустройства. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее время и время отдыха. Система заработной платы. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Охрана труда. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Правовые основы управления образовательным учреждением. Управление образованием в Российской Федерации. Законодательство об образовании. Структура нормативных актов об образовании. Правовой статус образовательного учреждения. Защита прав и законных интересов образовательного учреждения. Особенности применения трудового законодательства в системе образования. Охрана прав и защита интересов несовершеннолетних. |
||
ОПД.03 | 3. Основы здорового образа жизни Закономерности возрастной психологии детей. Понятие "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в иерархии потребностей. Мотивация здоровья и здорового образа жизни. Понятие нормы. Концепции и основные составляющие здорового образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Питание и здоровье. Информация и здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье. Культура и здоровье. Возраст и здоровье. Вредные привычки, их профилактика и коррекция. Система самооздоровления и самосовершенствования. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства для здоровых. Основные факторы риска, их причины, распространенность среди различных возрастных групп населения России и других стран, связь с образом жизни. Особенности развития детей с ограничениями по здоровью. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Дошкольные и школьные формы патологии: нарушение осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства и др. Профилактика наркомании и токсикомании. Инфекционные болезни в современном обществе. Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД и его профилактика. Венерические болезни и их профилактика. |
68 |
ОПД.04 | 4. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях Опасные и вредные факторы в окружающей среде: характеристика, закономерности появления и способы защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Гражданская оборона, ее структура, задачи. Защита от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. |
38 |
ОПД.05 | 5. Менеджмент в сфере образования Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли; методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; природа и состав функций менеджмента; стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации; мотивация деятельности; регулирование и контроль в системе менеджмента; моделирование ситуаций и разработка решений; динамика групп и лидерство; управление человеком и управление группой; руководство; власть и партнерство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; факторы эффективности менеджмента. |
70 |
ОПД.06 | 6. Образовательный маркетинг Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки маркетинга. Современная концепция маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой деятельности; комплексное исследование рынка образовательных услуг; методические основы исследования рынка, сегментация рынка. Оценка возможностей рынка; формирование политики выбора образовательных услуг и рыночной стратегии; роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуг рыночной новизны. Разработка ценовой политики; продвижение образовательных услуг, сервис в маркетинговой деятельности; формирование спроса и стимулирование сбыта. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании. |
35 |
ОПД.07 | 7. Социальная психология и психология управления Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Социальная психология управления как отрасль психологической науки. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения. Основные закономерности общения. |
56 |
Социально-психологический анализ восходящих и нисходящих коммуникаций. Восприятие и понимание человека человеком в системе коммуникаций. Приемы и техники управления партнером в процессе общения. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Формальная и неформальная структура группы. Нормативно-ролевые феномены малой группы. Лидерство. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема эффективности групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы. Эффективные способы управления малой группой. Коллектив как объект управления. Формальная и неформальная структуры трудового коллектива. Факторы эффективности деятельности коллектива. Социально-психологический климат коллектива. Социально-психологические аспекты руководства коллективом в образовании. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Социально-психологические аспекты этнопсихологии. Психология массовидных явлений. Личность и общество. Понятие социализации. Конфликтология. Конфликты: классификация, причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и структура деятельности руководителя образовательного учреждения. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения. Стили руководства и их эффективность. Личность руководителя и его организаторские способности. |
||
ОПД.08 | 8. Деловое общение Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя образовательного учреждения. Структура коммуникативного акта. Цели, вербальные и невербальные средства и барьеры общения. Деловая беседа как форма делового общения. Цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции совещания в образовательном учреждении, его особенности как формы делового общения. Задачи руководителя по ведению совещания. Структура и участники совещания, их основные характеристики. Цели руководителя на совещании и средства их достижения. Критерии эффективности проведения совещания. Публичное выступление как форма делового общения. Структура выступления и критерии его эффективности. |
54 |
ОПД.09 | 9. Финансы, денежное обращение и кредит Сущность и роль финансов и кредита. Государственный бюджет. Формирование и использование денежных накоплений. Безналичные расчеты между образовательными структурами и организациями. Краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления образовательным учреждением. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления образовательным учреждением. Многоканальное финансирование образовательного учреждения. |
44 |
СД.00 | Специальные дисциплины | 490 |
СД.01 | 1. Философия и развитие образования Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Системный и функциональный подходы к образованию, онтология образования. Социально-деятельностная сущность личности и ее отношение с окружающим миром. Философские аспекты целеполагания в образовании. Познаваемость образовательного процесса и образовательных систем, проблема истинности в образовании, кризис образования. Естественно-физиологические и морально-этические пределы образования. Феноменология образования. Основные противоречия и закономерности развития образования. Современные теории и концепции развития образования и воспитания. Развивающее образование. Идеи гуманизации в образовании. Личностно ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности. |
75 |
СД.02 | 2. Основы управления образовательными учреждениями Образовательное учреждение как объект управления. Внешняя среда образовательного учреждения. Органы управления образованием. Типы и виды образовательных учреждений, особенности их как объектов управления. Базовые варианты организационных структур ОУ. |
68 |
Основные понятия управления образовательным учреждением с учетом его специфики. Управление функционированием и управление развитием образовательного учреждения. Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением. Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению. Эволюция управленческой мысли: классическая теория управления; теория человеческих отношений; теория системного управления; теория ситуационного управления. Новые поиски идей эффективного управления. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения; подготовка документации, роль коллектива в подготовке образовательного учреждения к государственной аттестации. Особенности управления дошкольным учреждением: специфика структуры, кадрового состава, взаимодействия с семьями детей; психология детского возраста и учет ее в построении образовательного процесса в ДОУ. Специфика управления общеобразовательным учреждением: модель (тип и вид) образовательного учреждения, кадровый состав сотрудников, выделение "трудных детей" и взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная психология и ее учет в построении образовательного процесса. Управление воспитательным процессом, социальная практика обучаемых. |
||
СД.03 | 3. Методы управления образовательными учреждениями Планирование функционирования и развития образовательного учреждения. Виды и типы планов, иерархия планов. Методы планирования. Разработка управленческих решений: функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и педагогического риска; приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Организационные структуры образовательных учреждений и механизмы управления. Распределение полномочий и ответственности. Миссия организации. Руководство трудовым коллективом образовательного учреждения. Качества эффективного руководителя. Стили руководства. "Команда" руководителя. |
67 |
Социально-психологические характеристики коллектива и уровень его развития. Групповые нормы и ценности как регулятор отношений в коллективе. Формирование организационной культуры коллектива. Мотивация организационного поведения. Методы стимулирования трудовой активности. Контроль в управлении образовательным учреждением. Виды и формы контроля. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности и исполнения решений. |
||
СД.04 | 4. Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии Понятие образовательной системы. Виды образовательных систем и их особенности. Определение функционального назначения образовательных систем. Образовательные технологии: классификация, особенности применения, мониторинг и оценка качества образовательного процесса. Технологии обучения и воспитания. Системное управление развитием образовательного учреждения: принципы, целевая образовательная программа. Разработка целевой программы развития. Управление реализацией целевой программы. Целевое педагогическое проектирование. Этапы проектирования. |
49 |
СД.05. | 5. Управление инновациями в образовательном учреждении Основные стратегии инновационного развития. Инновации в дошкольных учреждениях: новые подходы (концепции) к воспитанию дошкольников, авторские программы, новые виды ДОУ и инновационные образовательные процессы. Инновации в школе: образовательные учреждения нового вида (модели, структура, содержание образования); новые воспитательные парадигмы, инновационные технологии; экологическая, валеологическая, коррекционная направленность педагогических процессов. Управление экспериментальной работой в образовательном учреждении: оценка и выбор приоритетного нововведения для экспериментального освоения и управление реализацией эксперимента, оценка результатов (механизм и критерии). Сопротивление нововведениям и пути устранения сопротивлений. |
51 |
СД.06 | 6. Управление персоналом в образовательном учреждении Персонал образовательного учреждения как объект управления. Содержание и принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовательных учреждениях. Подбор и расстановка кадров. Управление работой методических объединений, кафедр, цикловых ассоциаций. Профессиональная и организационная адаптация молодых специалистов. Становление педагога. Управление работой с молодыми кадрами. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Обучение новым технологиям. Мотивация персонала к повышению профессионального мастерства. Мотивация и стимулирование труда персонала. Аттестация и оценка работы персонала. Оценка эффективности управления персоналом. |
49 |
СД.07 | 7. Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений. Бухгалтерский учет Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений. Хозяйственный механизм. Приемы и методы хозяйствования, формы и структуры организации экономической деятельности. Бухгалтерский учет. Учет материальных ценностей. Учет заработной платы. Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. Современные методы бухгалтерского учета. Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности экономических единиц. Налоговая система. Сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов. Смета доходов и расходов образовательного учреждения. Сметное планирование. Нормативы, расчет нормативов. Внебюджетные средства образовательного учреждения, их виды и источники поступлений. Основы предпринимательства в образовании. Организация труда и заработной платы в образовании: основные принципы, модели и механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная система оплаты. Системы материального стимулирования и принципы их построения. |
56 |
СД.08 | 8. Организация делопроизводства в образовательных учреждениях Содержание, значение делопроизводства. Службы: документации и секретарская. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды. Организация документооборота, работа с документами. Дела: номенклатура дел, формирование дел. Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства. Деловая переписка. |
31 |
СД.09 | 9. Информационные технологии в образовательной деятельности Назначение и области применения ЭВМ в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии в образовании (классификация, характеристика). Применение информационных технологий в образовательных процессах с учетом возрастной специфики, психологии, здоровья и личностных особенностей учащихся. Автоматизированные обучающие системы. Мониторинг и экспертиза результатов учебной деятельности. Электронный учебник. Дистанционное обучение. Интернет. Программно-методическое обеспечение информационных технологий. |
44 |
СФД.00 |
Специальные факультативные дисциплины (по выбору слушателей) |
42 |
СФД.01 |
*10. Методика социологических исследований Понятие социологического исследования и его роль в педагогическом эксперименте. Метод, методика и процедура в социологическом исследовании. Выборка в социологическом исследовании. Социологические показатели и их измерения. Анализ документов. Метод наблюдения. Опрос, социометрия. Социальный эксперимент в образовании. Методы анализа и обработки социологической информации и ее роль для развития образовательных систем. |
10 |
СФД.02 |
*11. Методика педагогического исследования Педагогическое исследование: назначение, научный аппарат, методы, критерии оценки эффективности. Педагогический эксперимент как метод педагогического исследования. Репрезентативность педагогического исследования. |
10 |
СФД.03 |
*12. Социодинамика культуры Содержание и особенность социокультурных явлений; динамика культуры, типы культурных изменений, источники культурной динамики, динамические характеристики социокультурных явлений; факторы изменения и развития культуры; показатели и индикаторы культурного развития личности, группы, территориальной общности, понятие культурного уровня; информация о социокультурных изменениях; понятия субкультуры, контркультуры, альтернативной культуры; традиционная, массовая, элитарная культура; интеллигенция как субъект культуры; городская культура и сельская; управление социокультурными процессами; прогнозирование и моделирование социокультурных процессов, социальные институты культуры, учреждения культуры, управление социокультурными процессами. |
10 |
СФД.04 |
*13. Теория организации Образовательная организация как система; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа (синтеза); закон развития; закон композиции и пропорциональности; специфические законы образовательной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности. |
12 |
ДС.00 |
Дисциплины специализации (определяются в соответствии с категорией слушателя) |
50 |
ДР.00 | Дипломная работа | 95 |
Всего | 1200 |
Примечание: * - курсы, включаемые в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из них обязателен), образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом потребностей региона или слушателей.
5. Условия реализации дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
5.1. Права и обязанности образовательного учреждения
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений,
имеет право:
- проводить исходное тестирование, собеседование и отказать при неудовлетворении требованиям входного контроля, обозначенного в п. 2. Особое значение следует придать собеседованию, нацеленному на выявление творческой способности претендента к получению дополнительной квалификации "Менеджер образования";
- засчитывать дисциплины, представляющие составную часть данной программы, в случае если ранее они были освоены слушателями в порядке профессиональной переподготовки или основных образовательных программ высшего профессионального образования, но не более чем на 20%;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий по самообразованию, тренингов и т.п.;
- изменять объем часов по теоретическим дисциплинам, отводимым на освоение программного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом;
- вводить новые факультативные курсы, из предлагаемых курсов по выбору слушателей;
- расширять и дополнять содержание обучения по отношению к данным Требованиям.
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной профессиональной квалификации "Менеджер образования"
обязано:
- обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого настоящими Требованиями;
- привлекать к ведению учебного процесса профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт преподавания в области управления педагогическими учреждениями не менее двух лет, а также квалифицированные кадры из числа практиков в области управления образованием;
- обеспечить материально-техническую базу для качественного освоения реализуемой программы.
5.2. Требования к профессорско-преподавательским кадрам, ведущим учебный процесс
К ведению обучения по профессиональной переподготовке привлекаются доценты и профессора, имеющие:
- опыт преподавательской деятельности в вузах, системе повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по данной проблеме;
- авторские программы в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- монографии и научно-методические пособия и учебники по проблематике данного курса;
- опыт решения практических задач, в т.ч. по хоздоговорам;
- реализованные авторские проекты по организации управления образованием, в т.ч. по договорам.
Процентный состав преподавателей с учеными степенями и званиями должен составлять не менее 65% от общего числа преподавателей, ведущих учебный процесс по программе.
5.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного процесса определяется требованиями по каждой конкретной дисциплине, а также требованиями к современной организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и аудиоаппаратуру. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивать проведение всех видов учебных занятий.
5.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий каждого из циклов (кроме ДР). Обязательна подготовка учебно-методических пособий для слушателей по тематике программы.
Учебное заведение должно иметь необходимую информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных носителях в области управления образованием (учебную, научно-методическую, справочную литературу), позволяющую обеспечить индивидуальную работу слушателей.
5.5. Примерный учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
N п/п |
Наименование разделов программы |
Общая трудо- емкость |
В том числе |
Форма контроля |
|||
аудиторные |
самостоятельная работа |
||||||
всего часов |
лекции |
семинары, практические занятия, тренинги (аудиторн.) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Общепрофессиональные дисциплины |
523 |
403 |
166 |
237 |
120 |
Экзамен |
2. |
Специальные дисциплины |
490 |
410 |
205 |
205 |
80 |
Экзамен и зачеты по изучаемым дисциплинам |
3. |
Специальные факультативные дисциплины (по выбору слушателя) |
42 |
32 |
13 |
19 |
10 |
Зачет |
4. |
Дисциплины специализации (определяются в соответствии с категорией слушателей) |
50 |
40 |
24 |
16 |
10 |
Зачет |
5. |
Оформление и защита дипломной работы |
95 |
62 |
21 |
41 |
33 |
Защита диплома |
|
Итого |
1200 |
947 |
429 |
518 |
253 |
|
Примерный учебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
6. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
Менеджеру образования
6.1. Необходимо знать:
- Конституцию РФ, законодательство РФ в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (ОПД.04);
- правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (СД.01, СД.04, СД.02);
- основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития (ОПД.05, СД.04, СД.02);
- закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02, СД.04);
- закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
- особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
- сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- базовые варианты организационных структур образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- основные принципы построения системы управления образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
- эффективные методы контроля качества образования и деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
- основы планирования; виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
- основы аттестации педагогических кадров; подготовку и проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (СД.02);
- принципы эффективного распределения полномочий и ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06, СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
- эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06, СД.03);
- методы создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07, СД.03, СД.06);
- виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СФД.05, СД.11, СФД.10);
- основы организации экономической деятельности учреждения (ОПД.01, СД.07);
- методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07);
- основы бухгалтерского учета (СД.07);
- основы организации труда и заработной платы работников образовательных учреждений (СД.07);
- основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08);
- информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09).
6.2. Необходимо уметь:
- выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению (СД.04);
- разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений (СД.02, СД.03);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.02);
- организовать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
- анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений (СД.05);
- выделить полное (системное) описание образовательного учреждения (СД.04);
- давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07);
- оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05, СД.02, СД.03);
- определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
- адекватно оценивать качество планов деятельности образовательных учреждений и выделять направления совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03);
- принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений (СД.03);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными учреждениями (СД.09);
- контролировать и анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц (СД.07);
- осуществлять посредничество между различными общественными и государственными структурами (ОПД.02, СД.02).
6.3. Необходимо владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
- средствами анализа уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
- методами разработки программ развития образовательных учреждений (СД.04);
- методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д. (СД.04);
- навыками по организации безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях (ОПД.04);
- методами психолого-педагогической диагностики; методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем (с учетом различных социокультурных условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.05);
- методами маркетинговых исследований в социальной сфере (ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе (ОПД.07, СД.03, СД.06);
- приемами психодиагностики и психической саморегуляции (ОПД.07);
- методами составления сметы доходов и расходов образовательного учреждения (СД.07);
- основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований (СД.04, СД.05, СД.11).
6.4. Необходимо быть ознакомленным:
- с историей педагогики;
- с зарубежными концепциями менеджмента;
- с образовательной философией;
- с основами муниципального права.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
7.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация менеджера образования включает оформление и защиту дипломной работы. Итоговые аттестационные испытания нацелены на определение практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
Аттестационные испытания, предусмотренные итоговой государственной аттестацией, должны полностью соответствовать образовательной программе дополнительного профессионального образования "Менеджмент в образовании", которую специалист усвоил за время обучения.
7.2. Текущий и промежуточный контроль обучения
Текущий контроль при обучении осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины. Промежуточный контроль после изучения каждого модуля проводится в форме экзаменов, зачетов, курсовых и самостоятельных работ, Возможно проведение интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям.
7.3. Требования к дипломной работе
Итоговая аттестация включает подготовку и защиту дипломной работы, которая предварительно рецензируется специалистами по данной проблеме.
Дипломная работа менеджера образования является учебно-квалификационной. Ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме специальных дисциплин. Задание на дипломную работу может быть основано на материалах, полученных слушателем по месту основной работы, или определено образовательным учреждением. Работа может быть выполнена индивидуально либо в составе творческой группы. Дипломная работа должна быть логичным и завершенным решением, готовым к использованию в сфере управления образованием. Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются образовательным учреждением.
К выполнению дипломной работы по программе допускаются слушатели, выполнившие все требования учебного плана, и в случае успешной ее защиты по решению государственной аттестационной комиссии получают государственный документ установленного образца.
Порядок проведения защиты дипломной работы определяется методическими рекомендациями. Во время защиты дипломной работы могут быть представлены для просмотра аттестационной комиссией контрольные работы по всем дисциплинам в виде реферата для наиболее полной оценки аттестуемого слушателя. В качестве подтверждения квалификации выпускнику может быть предложено объяснить любую из работ, представленных комиссии.
Заместитель министра образования |
Ю.В. Шленов |
______________________________
* Введены в действие приказом Минобразования России от 09.03.2004 N 1136
Составитель программы - творческий коллектив Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России (И.Д. Чечель, д.п.н., профессор, научный руководитель творческого коллектива, проректор по научно-методической работе АПКиПРО; Э.М. Никитин, д.п.н., профессор, ректор АПКиПРО; К.М. Ушаков, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами; А.П. Ситник, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой образования взрослых; Н.В. Немова, к.п.н., доцент, преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами; Л.И. Филатова, к.п.н., доцент, преподаватель кафедры образования взрослых; Л.М. Денякина, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования; С.С. Пустовойтова, главный специалист Минобразования России; Н.И. Шевченко, к.п.н., доцент, преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (ГТППК 31/36) (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений) (утв. Минобразования РФ 14 ноября 2003 г., введены в действие приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1136)
Текст требований опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2004 г., N 25, 26