Государственные требования*
к минимуму содержания программ и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (ГТППК 30/36) (для руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных [муниципальных] органов управления образованием)
(утв. Минобразования РФ 14 ноября 2003 г.)
1. Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации "Менеджер образования" (далее - Государственные требования).
1.2. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием дополнительной квалификации "Менеджер образования" является формирование профессиональных умений и навыков следующих видов деятельности:
- управленческая;
- организационная;
- информационно-аналитическая;
- проектно-исследовательская;
- финансово-экономическая;
- административно-хозяйственная;
- инновационная;
- методическая.
1.3. Сферами профессиональной деятельности менеджера образования, освоившего дополнительную профессиональную образовательную программу "Менеджмент в образовании", являются муниципальные и региональные органы управления образованием.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данную квалификационную характеристику, приводятся в п. 6.
С учетом индивидуальных квалификационных возможностей, наличия высшего педагогического профессионального образования специалист в области менеджмента в образовании подготовлен к самостоятельной работе на должности руководителя и специалистов в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образованием.
1.4. Нормативная трудоемкость дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения руководителями региональных и муниципальных органов управления образованием дополнительной квалификации "Менеджер образования" - 1200 часов.
2. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования", должны иметь высшее педагогическое образование, подтвержденное документом государственного образца. Все претенденты на получение дополнительной квалификации проходят собеседование для определения их творческих способностей, необходимых для работы менеджером в данной профессиональной области. В случаях, когда число претендентов получить дополнительную квалификацию превышает количество плановых мест, обеспечиваемых образовательным учреждением, и не соответствует необходимым условиям для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора по результатам собеседования. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета и с учетом подготовки слушателя по программе профессионального образования.
Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления образованием для действующих руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, а также подготовки резерва кадров в области управления образованием. Профессиональная переподготовка по дополнительным профессиональным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция требований с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальностям (по отрасли): "Менеджмент в социальной сфере" (061200), "Государственное и муниципальное управление" (061000).
3. Требования к дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями и специалистами региональных и муниципальных органов управления образованием предусматривает следующие компоненты:
ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные дисциплины;
СФД - специальные факультативные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации:
ДР - дипломная работа слушателей.
Дополнительная профессиональная образовательная программа "Менеджмент в образовании" составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.
4. Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
Индекс |
Наименование дисциплин (учебных модулей) и их основные дидактические единицы |
Часы трудоемкости |
1 |
2 |
3 |
ОПД.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
510 |
ОПД.01 |
1. Экономическая теория Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовый уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; формы конкуренции; структура бизнеса; регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов; сравнительные экономические системы, особенности экономики переходного периода. |
72 |
ОПД.02 |
2. Основы административного и гражданского права Понятие административного права. Административно-правовой механизм регулирования общественных отношений. Административная ответственность. Административное взыскание. Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная ответственность. Правовые основы управления в социальной сфере. Понятие гражданского права, основы его регулирования, гражданское процессуальное право, гражданский Кодекс. |
12 |
ОПД.03 |
3. Трудовое право Предмет, источники и субъекты трудового права. Понятие трудового правоотношения. Трудовой коллектив. Права и роль профсоюзов. Понятие коллективного договора, его роль. Правовое регулирование трудоустройства. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее время и время отдыха. Система заработной платы. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения. Охрана труда. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. |
41 |
ОПД.04 |
4. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях Опасные и вредные факторы среды обитания: их характеристика, закономерности появления и способы защиты от их последствий. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального происхождения. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Гражданская оборона, ее структура, задачи. Защита от последствий чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. |
41 |
ОПД.05 |
5. Менеджмент в сфере образования Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли; методологические основы менеджмента в образовании; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента в образовании; природа и состав функций менеджмента; стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации; мотивация деятельности; регулирование и контроль в системе менеджмента; моделирование ситуаций и разработка решений; динамика групп и лидерство; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль и имидж менеджера; конфликтность; факторы эффективности менеджмента. |
65 |
ОПД.06 |
6. Образовательный маркетинг Сущность образовательного маркетинга. Предпосылки образовательного маркетинга. Современная концепция маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой деятельности; комплексное исследование рынка образовательных услуг; методические основы исследования рынка, сегментация рынка. Оценка возможностей рынка; формирование политики выбора услуг и рыночной стратегии; роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны. Разработка ценовой политики; продвижение услуги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности; формирование спроса и стимулирование сбыта. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании. |
30 |
ОПД.07 |
7. Социология и психология управления Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления образовательными организациями; аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал образовательной организации; личность и малые группы в организации; отношения в образовательной организации - предмет труда руководителя; социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема; конфликтология, роль конфликта в управлении; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивация поведения личности в организации; психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей; социальные и психологические основы принятия управленческих решений; социальная ответственность менеджера образования. |
50 |
ОПД.08 |
8. Деловое общение Деловое общение как средство реализации управленческих функций руководителя. Структура коммуникативного акта. Цели, вербальные и невербальные средства и барьеры общения. Деловая беседа как форма делового общения. Цели беседы, ее фазы и средства, позволяющие наиболее эффективно реализовать цель на каждой из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции совещания, его особенности как формы делового общения. Задачи руководителя по ведению совещания. Структура и участники совещания, их основные характеристики. Цели руководителя на совещании и средства их достижения. Критерии оценки эффективности проведения совещания. Публичное выступление как форма делового общения. Структура выступления и критерии оценки его эффективности. Особенности связей с общественностью на различных уровнях организационной среды; связи с общественностью в мультинациональной и мультикультурной деловой среде. Имиджелогия. |
55 |
ОПД.9 |
9. Финансы, денежное обращение и кредит Сущность и роль финансов и кредита. Государственный бюджет. Формирование и использование денежных накоплений. Безналичные расчеты между организациями. Краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления образованием. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления образованием. Многоканальное финансирование в образовании. |
43 |
ОПД.10 |
10. Бухгалтерский учет Учет материальных ценностей. Учет заработной платы. Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. Современные методы бухгалтерского учета. Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности экономических единиц. Налоговая система. |
53 |
ОПД.11 |
11. Социальное прогнозирование Перспективы развития общества. Современные модели развития цивилизации. Прогноз развития социума. Социальное проектирование - тип социального предвидения. Роль утопии, антиутопии, фантастики в предвидении будущего. Теория и практика социального прогнозирования. Уровни социального прогнозирования: глобальные, общегосударственные, региональные, отраслевые, отдельных сфер, коллективов, семьи и личности. Методы прогнозирования в образовании. |
48 |
СД.00 |
Специальные дисциплины |
520 |
СД.01 |
1. Философия и развитие образования Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Системный и функциональный подходы к образованию, онтология образования. Социально-деятельностная сущность личности и ее отношения с окружающим миром. Философские аспекты целеполагания в образовании. Феноменология образования. Основные противоречия и закономерности развития образования. Современные теории и концепции развития образования. Развивающее образование. Идеи гуманизации в образовании. Личностно-ориентированное образование. Современные концепции воспитания детей, подростков, молодежи; особенности формирования нравственных, духовных ценностей личности в современных социально-экономических условиях. Роль воспитания молодежи в развитии общества и российского государства. |
83 |
СД.02 |
2. Проектирование образовательных систем Понятие системы. Система как средство решения проблем образования. Виды и функции образовательных систем. Федеральная, региональная и муниципальные образовательные системы и их особенности. Образовательная система учреждений. Параметры муниципальной и региональной систем образования. Оценка и планирование качества образования. Методы оценки и проектирования условий функционирования и развития образовательной системы: организационных, кадровых, материально-технических, финансовых, правовых и др. Управление как функция образовательных систем. Оценка эффективности управления образовательными системами. Оценка качества организации, планирования, контроля и руководства кадрами в образовательных учреждениях и региональных системах. Методы проектирования систем управления. Проверка и оценка эффективности систем управления и качества реализации отдельных управленческих функций. |
64 |
СД.03 |
3. Управление муниципальными и региональными образовательными системами Региональная и муниципальная образовательные системы как объект управления. Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению. Понятие управления. Управление функционированием и развитием образовательных систем в регионе. Система управления. Функции управления. Содержание функций управления образовательными системами. Эффективность управления образовательной системой. Планирование функционирования образовательных систем. Базовые организационные структуры муниципальных и региональных систем управления образованием. Органы управления образованием в регионе. Контроль в управлении образованием. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности и исполнения решений. Мониторинг качества образования в регионе и муниципальном округе. Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципальном округе. Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений. Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в региональном (муниципальном) образовании. Эффективность управленческих нововведений. Особенности построения муниципальных и региональных систем дополнительного образования школьников. Специфика образовательных систем для детей с ограниченными возможностями по здоровью, коррекционная педагогика и специальная психология в системе образования. Разработка региональных систем по опеке и защите детства, профилактика социального сиротства. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами. Разработка управленческих решений: функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. |
64 |
СД.04 |
4. Управление образовательными учреждениями Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями. Методологические основы управления образовательными учреждениями. Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением. Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений. Планирование функционирования и развития образовательного учреждения. Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений. Мотивация организационного поведения. Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях. Оценка эффективности деятельности педагогических кадров. Контроль в управлении образовательным учреждением. Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений. Основные стратегии развития образовательных учреждений. Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений. Инновационный процесс и его этапы. Оценка и выбор инноваций, планирование апробации и освоения нововведений, оценка результатов инновационного процесса. Мотивация кадров при осуществлении нововведений. Преодоление сопротивления изменениям. Системное управление развитием образовательного учреждения. Целевая программа развития как инструмент управления. |
74 |
СД.05 |
5. Управление персоналом в образовании Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в региональной и муниципальной системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании. |
68 |
СД.06 |
6. Правовые основы управления образованием Конституционные основы правовой системы и ее структура. Право в социальной и образовательной сферах. Закон Российской Федерации "Об образовании". Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Управление образованием в Российской Федерации. Структура органов управления образованием в Российской Федерации. Разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием. Правовой статус образовательных учреждений. Решение вопросов собственности и учредительства в образовании. Международные правовые нормы в сфере образования. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Охрана прав и защита интересов несовершеннолетних. Правовые основы деятельности работников образования, механизмы реализации и защиты их прав. Особенности применения трудового законодательства в системе образования. |
43 |
СД.07 |
7. Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовании Основы организации экономической деятельности в образовании. Приемы и методы хозяйствования, формы и структуры организации экономической деятельности. Сметное финансирование и бюджетное нормирование расходов. Смета доходов и расходов систем образования. Сметное планирование. Нормативы, расчет нормативов. Внебюджетные средства финансирования образования. Основы предпринимательства в образовании. Организация труда и заработной платы в образовании: основные принципы, модели и механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная система оплаты. Системы материального стимулирования и принципы их построения. |
48 |
СД.08 |
8. Организация делопроизводства в образовании Содержание, значение делопроизводства. Службы документации и секретарской службы. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды. Организация документооборота, работа с документами. Дела: номенклатура дел, формирование дел. Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства. Деловая переписка. |
33 |
СД.09 |
9. Информационные технологии в образовании Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами. Проектирование информационных систем управления образованием. Компьютерный мониторинг качества образования. Компьютерный банк инноваций. Новые информационные технологии выработки управленческих решений. Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений. Дистанционное обучение кадров в образовании. Программно-методическое обеспечение информационных технологий. |
43 |
СФД.00 |
Специальные факультативные дисциплины (по выбору слушателей) |
40 |
СФД.01 |
*10. Исследование систем управления образованием Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Практическая формула диалектического подхода к исследованию. Системный анализ в исследовании управления. Разработка гипотезы и концепции системы управления. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Логический аппарат исследования систем управления образованием. Приемы анализа и обоснования проблемы исследования. Состав и выбор методов исследования систем управления образованием. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки в исследовании систем управления. Рефлексивное исследование систем управления образованием. Планирование процесса исследования систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Статистика в образовании. Научная и практическая эффективность исследования. Диагностика систем управления. |
20 |
СФД.02 |
*11. Социодинамика культуры Содержание и особенность социокультурных явлений; динамика культуры, типы культурных изменений, источники культурной динамики, динамические характеристики социокультурных явлений; факторы изменения и развития культуры; показатели и индикаторы культурного развития личности, группы, территориальной общности, понятие культурного уровня; информация о социокультурных изменениях; понятия субкультуры, контркультуры, альтернативной культуры; традиционная, массовая, элитарная культура; интеллигенция как субъект культуры; городская культура и сельская; управление социокультурными процессами; прогнозирование и моделирование социокультурных процессов, социальные институты культуры, учреждения культуры, управление социокультурными процессами. |
20 |
ДС.00 |
Дисциплины специализации (определяются в соответствии с категорией слушателей) |
50 |
ДР.00 |
Итоговая государственная аттестация: Дипломная работа слушателя |
80 |
|
Всего |
1200 |
Примечание: * - курсы, включающиеся в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из которых обязателен), образовательные учреждения могут разрабатывать с учетом потребностей региона или пожеланий слушателей.
5. Условия реализации дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
5.1. Права и обязанности образовательного учреждения
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" руководителями региональных и муниципальных органов управления,
имеет право:
- проводить исходное тестирование, собеседование и отказать при неудовлетворении требованиям входного контроля, обозначенного в п. 2. Особое значение следует придать собеседованию, нацеленному на выявление творческой способности претендента к получению дополнительной квалификации "Менеджер образования";
- засчитывать дисциплины, представляющие составную часть данной программы в случае если ранее они были освоены слушателями в порядке профессиональной переподготовки или основных образовательных программ высшего профессионального образования, но не более чем на 20% и имеют подтверждение этого в виде государственного документа установленного образца;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий по самообразованию, тренингов и т.п.;
- изменять объем часов по теоретическим дисциплинам, отводимым на освоение программного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом;
- вводить новые факультативные курсы из предлагаемых курсов по выбору слушателей;
- расширять и дополнять содержание обучения по отношению к данным Требованиям;
- дополнительная профессиональная образовательная программа составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку.
Образовательное учреждение, реализующее программу "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной профессиональной квалификации "Менеджер образования" руководителями региональных и муниципальных органов управления, обязано:
- обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого настоящими Требованиями;
- привлекать к ведению учебного процесса профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт преподавания в области управления педагогическими учреждениями не менее двух лет, а также квалифицированные кадры из числа практиков в области управления образованием;
- обеспечить материально-техническую базу для качественного освоения реализуемой программы.
Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания образовательных программ.
5.2. Требования к профессорско-преподавательским кадрам, ведущим учебный процесс
К ведению обучения по профессиональной переподготовке руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием привлекаются доценты и профессора, имеющие:
- опыт преподавательской деятельности в вузах, системе повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по данной проблеме;
- авторские разработки и научные школы в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- монографии, научно-методические пособия и учебники;
- опыт решения практических задач, в т.ч. по хоздоговорам;
- реализованные авторские проекты по организации управления образованием, в т.ч. по договорам.
Процентный состав преподавателей с учеными степенями и званиями должен составлять не менее 65% от общего числа преподавателей, ведущих учебный процесс по программе.
5.3. Информационное и материально-техническое обеспечение
Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и аудиоаппаратуру. Материальная база должна соответствовать действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивать проведение всех видов учебных занятий.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал для слушателей по теме занятий. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается на кафедрах образовательного учреждения и может быть представлено в виде брошюр по отдельным темам, разделам курсов: тестов, позволяющих оценить уровень подготовки слушателей, тренинговых материалов к практическим и семинарским занятиям, ОДИ и т.п. Обязательны разработка вопросов для проведения зачетов, экзаменов по соответствующим учебным дисциплинам, примерная тематика дипломных работ и методические рекомендации по подготовке и защите дипломной работы.
Образовательное учреждение должно иметь необходимую информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных носителях в области управления образованием (учебную, научно-методическую, справочную литературу), позволяющую обеспечить индивидуальную работу слушателей.
5.4. Примерный учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании", обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
N п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Общая трудое- мкость |
В том числе | Форма контроля | |||
аудиторные | самостоя- тельная работа |
||||||
всего часов |
лекции (ауд.) |
семинары, практические занятия, тренинги (ауд.) |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Общепрофессиональные дисциплины |
510 | 450 | 290 | 160 | 60 | Зачет |
2. | Специальные дисциплины | 520 | 400 | 200 | 200 | 120 | Зачеты по изучаемым дисциплинам |
3. | Специальные факультативные дисциплины (по выбору слушателя) |
40 | 28 | 12 | 16 | 12 | Зачет |
4. | Дисциплины специализации (определяются в соответствии с категорией слушателей) |
50 | 35 | 20 | 15 | 15 | Зачет |
5. | Оформление и защита дипломной работы |
80 | 50 | 30 | 20 | 30 | Защита диплома |
Итого: | 1200 | 963 | 552 | 411 | 237 |
Примерный учебно-тематический план дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающий получение дополнительной квалификации "Менеджер образования"
N п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Общая трудоем- кость |
В том числе | Форма контроля |
|||
аудиторные | самостоя- тельная работа |
||||||
всего часов |
лекции (ауд.) |
семинары, практ., тренинги и т.п. (ауд.) |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОПД.00 |
1. Общепрофессиональные дисциплины |
510 | 450 | 290 | 160 | 60 | - |
ОПД.01 | Экономическая теория | 72 | 59 | 45 | 14 | 13 | Зачет |
ОПД.02 | Основы административного и гражданского права |
12 | 8 | 4 | 4 | 4 | Зачет |
ОПД.03 | Трудовое право | 41 | 38 | 28 | 10 | 3 | Зачет |
ОПД.04 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях |
41 | 38 | 28 | 10 | 3 | Зачет |
ОПД.05 | Менеджмент в сфере образования |
65 | 62 | 40 | 22 | 3 | Интегр. зачет |
ОПД.06 | Образовательный маркетинг |
30 | 27 | 17 | 10 | 3 | Зачет |
ОПД.07 | Социология и психология управления |
50 | 45 | 34 | 11 | 5 | Зачет |
ОПД.08 | Деловое общение | 55 | 50 | 30 | 20 | 5 | Зачет |
ОПД.09 | Финансы, денежное обращение и кредит |
43 | 40 | 17 | 23 | 3 | Зачет с оценкой |
ОПД.10 | Бухгалтерский учет | 53 | 40 | 15 | 25 | 13 | Зачет с оценкой |
ОПД.11 |
*Социальное прогнозирование |
48 | 43 | 32 | 11 | 5 | Зачет |
СД.00 |
2. Специальные дисциплины |
520 | 400 | 200 | 200 | 120 | - |
СД.01 | Философия и развитие образования |
83 | 61 | 39 | 22 | 22 | Зачет |
СД.02 | Проектирование образовательных систем |
64 | 54 | 24 | 30 | 10 | Дифферен- цирован- ный зачет |
СД.03 | Управление муниципальными и региональными образовательными системами |
64 | 54 | 24 | 30 | 10 | Зачет |
СД.04 | Управление образовательными учреждениями |
74 | 53 | 32 | 21 | 21 | Интегр. зачет |
СД.05 | Управление персоналом в образовании |
68 | 54 | 27 | 27 | 14 | Дифферен- цирован- ный зачет |
СД.06 | Правовые основы управления образованием |
43 | 31 | 15 | 16 | 12 | Зачет |
СД.07 | Организация финансово-хозяйствен- ной деятельности в образовании |
48 | 31 | 18 | 13 | 17 | Зачет |
СД.08 | Организация делопроизводства в образовании |
33 | 23 | 12 | 11 | 10 | - |
СД.09 | Информационные технологии в образовании |
43 | 39 | 9 | 30 | 4 | Зачет |
СФД.00 |
3. Специальные факультативные дисциплины по выбору (изучается одна по выбору слушателя) |
40 | 28 | 12 | 16 | 12 | |
СФД.01 | Исследование систем управления образованием |
20 | Зачет | ||||
СФД.02 |
*Социодинамика культуры |
20 | Зачет | ||||
ДС.00 |
4. Дисциплины специализации |
50 | 35 | 20 | 15 | 15 | Зачет |
ДР.00 |
5. Государственная аттестация: дипломная работа слушателя |
80 | 50 | 30 | 20 | 30 | Защита диплома |
Итого: | 1200 | 963 | 552 | 411 | 237 |
Примечание: * - курсы, включаемые в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из них обязателен), образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом потребностей региона или слушателей.
6. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших освоение дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования"
Менеджеру образования
6.1. Необходимо знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты (СД.06);
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02, ОПД.03);
- правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования (СД.06);
- порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (СД.06);
- правовые аспекты взаимодействия органов управления образованием с семьей, общественными, государственно-общественными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.06);
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (СД.05);
- основы экономической теории (в том числе особенности экономики переходного периода) (ОПД.01);
- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики (ОПД.09);
- основы экономической деятельности и методы привлечения дополнительных внебюджетных средств в сфере образования (СД.07, ОПД.08);
- основы исчисления заработной платы и организации труда работников региональных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений (СД.06);
- основы бухгалтерского учета (ОПД.10);
- перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (СД.01);
- сущность, основные задачи и методы осуществления управленческой деятельности (СД.04);
- виды и закономерности общения и коммуникативных процессов в образовательных системах (ОПД.08, ОПД.07);
- закономерности осуществления педагогического процесса и современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02);
- основные принципы построения эффективной системы управления образовательными системами муниципального и регионального уровней (СД.03);
- основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды, влияющей на функционирование и развитие образования (ОПД.06, СД.03);
- основы прогнозирования и учета позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем, основы планирования развития образовательных систем муниципального и регионального уровней (ОПД.06, ОПД.11, СД.03, СД.11);
- содержание, функции и методы организации работы муниципальных и региональных органов управления образованием и государственно-общественных организаций, участвующих в управлении (СД.03);
- принципы формирования организационных структур муниципальных и региональных органов управления образованием; принципы эффективного распределения полномочий и ответственности между специалистами органов управления образованием (СД.03);
- принципы структурирования, методы проектирования структур управления образованием (СД.03);
- содержание и эффективные методы государственного контроля за результатами деятельности образовательных учреждений (СД.03);
- методы построения системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений (СД.03);
- основы инновационной деятельности в сфере образования (СД.03);
- теоретические основы и методы управления образовательными учреждениями (СД.04);
- информационные технологии, применяемые в управлении образованием (СД.09);
- методы проектирования информационно-аналитических систем управления образованием муниципального и регионального уровней (СД.03, СД.09, СД.10);
- критерии оценки качества оперативного, тактического и стратегического планирования, функционирования и развития образовательных систем муниципального и регионального уровней; принципы и методы разработки планов деятельности (СД.03);
- методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования труда управленческих и педагогических кадров (СД.05);
- стили руководства персоналом и условия их эффективного использования (СД.04).
6.2. Необходимо уметь:
- ставить цели по поддержанию стабильности функционирования образования в регионе и планировать меры по их достижению (СД.02);
- прогнозировать и оценивать изменения внешних условий для организации деятельности муниципальных и региональных образовательных систем (СД.01, СД.02);
- ставить перспективные цели развития образования и разрабатывать стратегии развития образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.11);
- организовывать успешное освоение инноваций, направленных на совершенствование муниципальных и региональных образовательных систем и управления ими (СД.03);
- анализировать внутренние резервы образовательных систем, выявлять скрытые проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.03);
- прогнозировать и оценивать последствия решений по развитию муниципальных и региональных образовательных систем и систем управления ими (СД.03, СД.11);
- прогнозировать развитие потребностей в области дошкольного, основного (в т.ч. начального) и дополнительного образования учащихся, а также профессионального образования всех уровней (в т.ч. и дополнительного) в регионе и муниципальном округе (СД.01, СД.02);
- оценивать качество планов развития образовательных систем и определять направления совершенствования планирования региональных и муниципальных органов управления образованием (СД.03, СД.10);
- определять направления совершенствования системы контроля за состоянием и результатами образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.10);
- оценивать результативность аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров, разрабатывать меры по ее совершенствованию (СД.05, СД.10);
- оценивать качество организации управления образованием и определять направление совершенствования организационных структур (СД.03, СД.10);
- анализировать экономическую ситуацию в образовании, прогнозировать ее развитие; находить способы поддержания устойчивого состояния и улучшения экономического положения образовательных систем (СД.07);
- разрабатывать экономическое обоснование программ и инновационных проектов развития образования в регионе и муниципальном округе (СД.07);
- анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц образовательной системы и разрабатывать обоснованные решения по ее совершенствованию (СД.07);
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной системы (СД.06, СД.08);
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами (СД.09);
- организовывать ведение делопроизводства региональных и муниципальных органов управления образованием (СД.06, СД.08).
6.3. Необходимо владеть:
- методами системного анализа показателей, характеризующих качество образования в регионе и муниципальном округе (СД.03, СД.04, СД.10);
- методами разработки и экспертизы инновационных проектов, образовательных концепций, программ развития, рекомендаций, положений по вопросам образовательной и управленческой деятельности в образовательных учреждениях, а также на муниципальном и региональном уровнях (СД.02, СД.03);
- методами психолого-педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания и коррекции состояния образовательных систем муниципального и регионального уровней с учетом различных социокультурных условий (СД.02);
- основами социологического анализа и прогнозирования; методами социологических исследований в образовании (ОПД.11);
- методами маркетинговых исследований в сфере образования (ОПД.06);
- технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения; приемами ведения деловых бесед, совещаний и переговоров (ОПД.08);
- средствами предупреждения и разрешения конфликтов в трудовых коллективах (СД.05).
6.4. Необходимо быть ознакомленным:
- с историей педагогики;
- с зарубежными концепциями менеджмента;
- с образовательной философией;
- с основами муниципального права;
- с региональным компонентом содержания образования.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
7.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация менеджера образования предполагает оформление и защиту дипломной работы. Итоговые аттестационные испытания нацелены на определение практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
Аттестационные испытания, предусмотренные итоговой государственной аттестацией, должны полностью соответствовать образовательной программе дополнительного профессионального образования "Менеджмент в образовании", которую специалист усвоил за время обучения.
7.2. Текущий и промежуточный контроль обучения
Текущий контроль при обучении слушателей осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины. Промежуточный контроль после изучения каждого модуля проводится в форме зачетов, самостоятельных работ. Возможно проведение интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям.
7.3. Требования к дипломной работе
Итоговая аттестация включает оформление и защиту дипломной работы, которая предварительно рецензируется специалистами по данной проблеме.
Дипломная работа менеджера образования является учебно-квалификационной. Ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме специальных дисциплин. Задание на дипломную работу может быть основано на материалах, полученных слушателем по месту основной работы, или определено образовательным учреждением. Работа может быть выполнена индивидуально либо в составе творческой группы. Дипломная работа должна быть логичным и завершенным решением, готовым к использованию в сфере управления образованием. Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются образовательным учреждением.
К выполнению дипломной работы по программе допускаются слушатели, выполнившие все требования учебного плана, и в случае ее успешной защиты по решению государственной аттестационной комиссии получают государственный документ установленного образца.
Порядок проведения защиты дипломной работы определяется методическими рекомендациями. Во время защиты дипломной работы могут быть представлены для просмотра аттестационной комиссией контрольные работы по всем дисциплинам в виде рефератов для наиболее полной оценки аттестуемого слушателя. В качестве подтверждения квалификации выпускнику может быть предложено объяснить любую из работ, представленных комиссии.
Коллектив составителей программы
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России:
Чечель И.Д., д.п.н., профессор, научный руководитель творческого коллектива, проректор по научно-методической работе АПКиПРО РФ;
Никитин Э.М., д.п.н., профессор, ректор АПКиПРО РФ;
Ушаков К.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами;
Немова Н.В., к.п.н., доцент, преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами;
Филатова Л.И., к.п.н., доцент, преподаватель кафедры образования взрослых;
Денякина Л.М., к.п.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования;
Ситник А.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой образования взрослых;
Пустовойтова С.С., главный специалист Минобразования России;
Шевченко Н.И., к.п.н., доцент, преподаватель кафедры истории, социально-политического образования и права.
Заместитель министра образования |
Ю.В. Шленов |
______________________________
* Введены в действие приказом Минобразования России от 09.03.2004 N 1136. См.: ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. N 13. С. 91 - 93.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные требования к минимуму содержания программ и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер образования" (ГТППК 30/36) (для руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных [муниципальных] органов управления образованием) (утв. Минобразования РФ 14 ноября 2003 г.)
Текст требований опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", сентябрь 2004 г., N 27, 28