Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2017 г. N Ф07-12004/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
08 сентября 2016 г. |
Дело N А26-1123/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Колосовой Ж.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: В.Д. Южаковой,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Тельтевская Ю.А. (доверенность от 01.10.2013 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17770/2016) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 по делу N А26-1123/2015 (судья Старовойтова И.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ООО "Поросозеро-лес"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (далее - Общество) о взыскании 147 172 руб. задолженности по арендной плате в части минимального размера арендной платы, 71 707 руб. в части превышающей минимальный размер арендной платы за 2012 год, 38 271 руб. 91 коп., пеней за просрочку внесения арендной платы с 01.01.2013 по 13.02.2015.
Решением от 10.05.2016 г. в иске отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, в расчет арендной платы должен включаться объем по созданию лесной инфраструктуры.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с договором аренды лесного участка б/н от 18.12.2007, заключенным между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Карелфинлес" (арендатор) обществу был предоставлен лесной участок площадью 7125 га с целью заготовки древесины.
Дополнительным соглашением от 20.06.2012 внесены изменения в договор аренды от 18.12.2007, где ООО "Поросозеро-лес" (арендатор), созданное в результате реорганизации ООО "Карелфинлес" в форме выделения, является правопреемником ООО "Карелфинлес". Пунктом 1 дополнительного соглашения от 20.06.2012 наименование договора изложено как "Договор аренды лесного участка N 126-з", так же пунктом 4 предусмотрено, что обязанность по оплате арендных платежей наступает с момента государственной регистрации юридического лица ООО "Поросозеро-лес" (свидетельство о регистрации от 03.04.2012).
В соответствии с п. 3.4.2 договора аренды арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, установленные договором.
В соответствии с п.2.1 размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного договором годового объема заготовки древесины на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,41.
Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Приложением 4 к договору "Сроки внесения арендной платы в 2012 году" арендатор обязан внести арендную плату в срок до 15.12.12 в размере 296 342 руб.
Согласно пункту 2.4 размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ.
Установленная пунктом 1.2 договора расчётная норма заготовки древесины составляет 12,8 тыс.куб.м.
Согласно пункту 3.4.10 с 2006 года арендатор обязался полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчётную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с пунктом 5.2 после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно пункту 5.3 все изменения к договору оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и подлежат государственной регистрации.
Срок действия договора установлен с 03.03.2006 по 31.12.2030.
Согласно объяснениям сторон арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении N 4, подписанного при заключении договора.
В частности, из приложения N 4 на 2012 год, предложенного к подписанию, следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объёма лесопользования, определенного в соответствии с Проектом освоения лесного участка (включая объём изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
Тем же приложением установлен порядок уточнения суммы арендной платы на конец года:
1) На основании объёмов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310);
2) В случае подачи лесных деклараций в течение года на объём, меньший установленного договором ежегодного объёма использования лесов, арендная плата на незаявленный в установленном порядке объём использования лесов рассчитывается и взимается, исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2012 год.
Окончательный расчёт производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
Судом установлено, что размер годовой арендной платы определен с учётом объёма расчётной лесосеки на 2012 год, установленной Проектом освоения лесов, включая создание лесной инфраструктуры.
Приложение N 4 на 2012 год обществом не подписано.
Невозможность определения точного размера годовой арендной платы на начало текущего года обусловлена сложившимся в Республике Карелия порядком подачи лесных деклараций, допускающим возможность заявления об объеме изымаемой древесины в течение всего текущего года, вплоть до 20 декабря. Отсутствие информации о годовом объёме и составе заявленной в рубку древесины не позволяет Министерству определить точный размер арендной платы на начало года.
Согласно объяснениям арендатора в течение 2012 года общество исчисляло и вносило арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину. Это обстоятельство подтверждено лесными декларациями, ведомостями материально-денежной оценки, платёжными поручениями. Представители министерства и общества пояснили, что за фактически изъятый объём арендная плата исчислена по минимальным ставкам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 (далее - Постановление N 310) и за изъятый объем по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент), оплачена в полном объёме.
По уточнённому на конец 2012 года расчёту арендной платы Министерство начислило обществу арендную плату за не изъятый объём по инфраструктуре.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310) утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением от 22.05.2007 N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Кроме того, суд обоснованно указал, что создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости, в связи с чем является правом арендатора.
Отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не должно влечь обязанности по рубке древесины. Иной подход будет противоречить принципу рационального использования лесов, поскольку обяжет арендатора вырубать дополнительный объем древесины в отсутствие такой необходимости.
Таким образом, оснований для взыскания арендной платы за недоосвоенный объем не имеется, в удовлетворении первоначального иска отказано правомерно.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции правомерно учел правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2016 г. по делу N А26-1123/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1123/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2017 г. N Ф07-12004/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное Казенное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Поросозеро-лес"
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3723/18
13.02.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34218/17
12.09.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12004/16
08.09.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17770/16
10.05.2016 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1123/15