Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф04-6156/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А03-8197/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. без использования средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 июля 2016 г. по делу N А03-8197/2016 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (г. Яровое Алтайского края, ИНН 2211005146, ОГРН 1102210000276)
к Государственной инспекции Алтайского края (г. Барнаул, ОГРН 1122225019070, ИНН 2225135610)
о признании недействительным предписания от 02.03.2016 N 14-10/2/2,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (далее - ООО "УК Яровое", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене предписания N 14-10/2/2 от 02.03.2016.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20 июля 2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК Яровое" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый ненормативный акт не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, нарушены сроки проведения проверки.
В обосновании доводов жалобы Общество указывает, что действия ГЖИ по проведению в период с 17.02.2016 по 02.03.2016 внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК Яровое" противоречат положениям Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и, как следствие, нарушают права и законные интересы заявителя.
Судом неверно сделан вывод о том, что ООО "УК Яровое" обязана инициировать проведение собрания на основании части 4 и части 7 статьи 45 ЖК РФ, так как письмо Министерства строительства РФ от 28.08.2015 N 27535-ОЛ/04 носит рекомендательный порядок. Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме прописана в статье 44 ЖК РФ, где отсутствует указание на проведение общего собрания по изменению условий договора управления управляющей компании. Также апеллянт полагает указывает, что собственники помещений многоквартирного дома утверждают условия договора управления, то есть вопрос об изменении условий договора находится вне полномочий управляющей компании.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили; представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своих представителей.
В порядке частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании приказа от 17.02.2016 N 11-12/574 в период с 17.02.2016 по 02.03.2016 проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения обществом лицензионных требований в процессе управления многоквартирным домом N 11 квартал "А" в г. Яровое Алтайского края. Указанный жилой многоквартирный дом находится в управлении ООО "УК Яровое" в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.02.2016.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что пункты 2.4, 2.5, абз. пункта 4.1, пункт 5.5, абзац 2,4 пункта 6.3 договора управления многоквартирным домом N А-11 от 01.02.2016 не соответствуют жилищному законодательству Российской Федерации.
Пункты 2.4 и 5.2, а также второе предложение пункта 5.5 договора управления ограничивают наличием денежных средств на лицевом счете дома обязанности и ответственность управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества.
Пункт 2.5 договора управления ограничивает обязательства управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома перечнем услуг и работ, утвержденных собственниками на общем собрании, и устанавливает, что работы, не вошедшие в указанный перечень, выполняются за дополнительную плату. Перечень работ и услуг, являющийся приложением N 2 к договору управления (далее - Перечень работ и услуг), не соответствует Минимальному перечню, предусмотренному частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ.
Так, в Перечне работ и услуг отсутствуют услуги, предусмотренные пунктом 23 Минимального перечня (Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме). Также, в Перечне работ и услуг работы по ремонту протечек крыши ограничиваются лишь ремонтом кровли только над местами общего пользования. При этом, пункт 7 Минимального перечня не ограничивает обязанности управляющей организации по ремонту крыши в местах протечек каким-либо месторасположением повреждений кровли.
Пункт 5.5 договора управления (первое предложение) неправомерно ограничивает ответственность управляющей организации за виновные действия в случае исполнения решения общего собрания собственников.
Абзац 5 пункта 4.1, абзацы 2, 4 пункта 6.3 договора управления, устанавливающие условия о расторжении договора при недостижении согласия между собственниками помещений и управляющей организацией о размере платы за содержащие и текущий ремонт на следующий договорной период, а также о расторжении договора при необоснованных претензиях на управляющую организацию в течение 6 месяцев, противоречат требованиям ЖК РФ.
Условия расторжения договора управления приведены в частях 8-8.2 статьи 162 ЖК РФ. В указанных положениях ЖК РФ отсутствуют основания расторжения договора управления, содержащиеся в договоре управления многоквартирным домом N 11 в квартале "А" г. Яровое. Данные условия также противоречат требованиям жилищного законодательства
По результатам проверки составлен акт от 02.03.2016 N 14-11/5/2.
02.03.2016 Инспекцией в отношении ООО "УК Яровое" вынесено предписание N 14- 10/2/2 по устранению нарушений лицензионных требований со сроком исполнения 28.03.2016.
Согласно данному предписанию обществу предложено инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 11 в квартале "А" г. Яровое по вопросу внесения изменений в договор управления N А-11 от 01.02.2016, устраняющих указанные нарушения.
Полагая указанный выше ненормативный акт незаконным и неисполнимым, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания, которое вынесено инспекцией в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требования об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51).
В силу части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
В настоящее время положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
03.04.2015 общество получило лицензию N 10 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе, по спорному дому.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Таким образом, с момента получения обществом лицензии, в отношении него может быть осуществлен лицензионный контроль для проверки соблюдения лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе и путем заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и т.д. с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством).
Согласно пункту 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Абзацами 6, 7 подпункта "д" пункта 4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением четко определенных стандартов: заключение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг; заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Между тем, пунктом 2.1 договора управления установлено, что управляющая компания по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условий о предоставлении управляющей организацией коммунальных услуг данный договор не содержит, что противоречит требованиям жилищного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 11 Правил определены конкретные меры по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В свою очередь, в Перечне работ и услуг (приложение N 2 к договору от 01.02.2016) отсутствуют услуги, предусмотренные пунктом 23 Минимального перечня (Работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме). Также, в Перечне работ и услуг работы по ремонту протечек крыши ограничиваются лишь ремонтом кровли только над местами общего пользования. При этом, пункт 7 Минимального перечня не ограничивает обязанности управляющей организации по ремонту крыши в местах протечек каким-либо месторасположением повреждений кровли.
Таким образом, пункт 2.5 договора управления противоречит требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, указывая, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и являются обязательными для исполнения.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В ходе проверки Инспекций было также установлено, что условие договора управления, приведенные в абзаце 4 пункта 4.1 договора управления, а именно: "долг по лицевому счету за прошедший год включаются в расчет тарифа следующего года" ущемляет права добросовестных собственников и возлагает на них обязанность нести расходы по погашению задолженности лиц, не вносивших либо не полностью вносивших плату за жилое помещение за прошедший договорной период.
Пункт 5.5 договора управления (первое предложение) неправомерно ограничивает ответственность управляющей организации за виновные действия в случае исполнения решения общего собрания собственников.
Поскольку управляющая организация является самостоятельной стороной договора управления, действующая в соответствии с законодательством Российской Федерации, требования собственников, принятые на общем собрании, исполнение которых влечет нарушение действующего законодательства (совершение виновных действий), не могут быть обязательными для управляющей организации и в случае их исполнения управляющая организация самостоятельно совершит нарушение требований законодательства, в рамках которого она должна осуществлять свою деятельность.
Также Инспекцией было установлено, что абзац 5 пункта 4.1, абзацы 2, 4 пункта 6.3 договора управления устанавливающие условия о расторжении договора при недостижении согласия между собственниками помещений и управляющей организацией о размере платы за содержащие и текущий ремонт на следующий договорной период, а также о расторжении договора при необоснованных претензиях на управляющую организацию в течение 6 месяцев противоречат требованиям ЖК РФ.
Так, в соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу части 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
В указанных положениях ЖК РФ отсутствуют основания расторжения договора управления, содержащиеся в договоре управления многоквартирным домом N 11 квартале "А" г. Яровое, в связи с чем рассматриваемые положения договора управления противоречат действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что согласно оспариваемому предписанию обществу предложено инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 11 в квартале "А" в г. Яровое по вопросу внесения изменений в договор управления N А-11 от 01.02.2016, устраняющих указанные нарушения.
Согласно части 7 статьи 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по вопросу управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирным доме.
К компетенции общего собрания собственников пунктом 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ отнесены, в том числе: определение с учетом предложений управляющей организации на срок не менее чем один год размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (часть 7 статьи 156), выбор управляющей организации и определение условий заключаемого с каждым собственником помещения в таком доме договора управления (часть 1 статьи 162), принятие решений об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
В письме Министерства строительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 27535-ОЛ/04 содержатся следующие разъяснения: из взаимосвязанных положений части 4 и части 7 статьи 45 ЖК РФ следует, что инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник (и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления.
Вопреки доводам жалобы, в законодательстве отсутствует запрет на проведение управляющей компанией общего собрания собственников, поэтому она вправе выступать в роли инициатора его проведения. Возможность инициирования управляющей компанией проведения общего собрания жильцов следует из системного толкования положений статей 45, 161, 162 ЖК РФ, согласно которым вопрос о способе управления имуществом многоквартирного дома, а значит, и о порядке, особенностях такого управления относится к компетенции общего собрания. Управляющая компания, являясь стороной по договору управления, вправе обращаться к своему контрагенту с предложениями об изменении условий договора, что обусловливает возможность управляющей компании инициировать проведение общего собрания, поскольку иного способа изменения условий договора (кроме созыва общего собрания и принятия им соответствующего решения) не установлено.
Таким образом, суд пришел верному к выводу, что инспекцией справедливо установлены в ходе проверки условий договора управления многоквартирным домом N А-11 от 01.02.2016 нарушения требований действующего жилищного законодательства, в связи с чем, правомерно выдано оспариваемое предписание о необходимости инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 11 в квартале "А" г. Яровое по вопросу внесения изменений в договор управления N А-11 от 01.02.2016, устраняющих выявленные нарушения.
Довод подателя жалобы о нарушении сроков проведения проверки, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду своей несостоятельности.
Из материалов дела следует, что приказом государственной инспекции Алтайского края N 11-12/574 от 17.02.2016 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "УК Яровое", установлен срок проведения проверки в 10 рабочих дней.
Согласно акту проверки от 02 марта 2016 г. N 14-11/5/2 внеплановая документарная проверка проведена в отношении общества с 17 февраля 2016 по 02 марта 2016 г.
Проверка проведена в срок, установленный приказом, в течение 10 рабочих дней (с учетом нерабочих праздничных дней - 22, 23 февраля 2016 г.).
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, вынесено в пределах компетенции инспекции, у суда отсутствуют основания полагать, что предписание является недействительным и нарушает права заявителя.
Доказательств нарушения прав и интересов ООО "УК Яровое" оспариваемым предписанием заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что оспариваемое предписание инспекции не обязывает общество совершить какие-либо действия, которые порождают правовые последствия для общества; управляющей организации необходимо лишь действовать с целью соблюдения интересов собственников помещений и соблюдать правовой режим пользования общим имуществом. В предписании не содержится указаний, какое именно решение необходимо принять на общем собрании.
Таким образом, проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, государственная инспекция правомерно выдала заявителю оспариваемое предписание, которое соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 июля 2016 г. по делу N А03-8197/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8197/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф04-6156/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УК Яровое"
Ответчик: .Государственная инспекция Алтайского края