Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2016 г. N Ф05-18690/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
09 сентября 2016 г. |
Дело N А41-69411/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Закутской С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Уружбековой Д.М.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области: Ремизов В.М. по доверенности от 17.03.15;
от общества с ограниченной ответственностью "Туризм-Сервис": Сакулин Р.А. по доверенности от 24.06.15;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы": Аничкин Д.А. по доверенности от 11.04.16,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туризм-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-69411/13, принятое судьей Гриневой А.В., по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Туризм-Сервис", администрации городского округа Химки Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное дорожное агентство, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Федеральное агентство водных ресурсов, Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы", о признании договоров аренды недействительными сделками, истребовании имущества из незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Туризм-Сервис", администрации городского округа Химки Московской области о:
- признании договора аренды земельного участка N ЮА-31 от 24.02.12 недействительной (ничтожной) сделкой;
- признании договора аренды земельного участка N ЮА-33 от 24.02.12 недействительной (ничтожной) сделкой;
- признании договора аренды земельного участка N ЮА-34 от 24.02.12 недействительной (ничтожной) сделкой;
- истребовании из незаконного владения ООО "Туризм-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020113:5, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи СНТ "Восход-7", площадью 25 500 кв.м.;
- истребовании из незаконного владения ООО "Туризм-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020113:6, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи д. 50, площадью 26 000 кв.м.;
- истребовании из незаконного владения ООО "Туризм-Сервис" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020113:4, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкрн. Старбеево, ул. Спортивная, вблизи д. 56, площадью 22 000 кв.м.(т. 1, л.д. 3-15).
Иск заявлен на основании статей 167, 214, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Федеральное дорожное агентство и федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Канал имени Москвы" (т. 1, л.д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области (т. 2, л.д. 77).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Федеральное агентство водных ресурсов, Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (т. 7, л.д. 142).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года были признанны недействительными (ничтожными) сделками договоры аренды земельных участков N ЮА-31 от 24.02.12, N ЮА-33 от 24.02.12, N ЮА-34 от 24.02.12, из незаконного владения ООО "Туризм-Сервис" были истребованы земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:5, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. К. Маркса, вблизи СНТ "Восход-7", площадью 25 500 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:6, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. К. Маркса, вблизи д. 50, площадью 26 000 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:4, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкрн. Старбеево, ул. Спортивная, вблизи вл. 56, площадью 22 000 кв.м. (т. 7, л.д. 171-175).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Туризм-Сервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 8, л.д. 3-31).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Туризм-Сервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ТУ Росимущества в Московской области и ФГУП "канал им. Москвы" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Химки Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Федерального дорожного агентства, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Федерального агентства водных ресурсов, Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 05.05.99 Главой Химкинского района Московской области было издано постановление N 515, в соответствии с которым были утверждены границы земельного участка, отведенного Государственному предприятию "Канал им. Москвы" для эксплуатации канала на площади 195,8 га (т. 1, л.д. 52).
30.06.99 ФГУП "Канал им. Москвы" было выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1 958 000 кв.м. с кадастровым номером 50:10:403349:0001 (т. 1, л.д. 44).
Согласно кадастровому плану земельного участка от 18.07.07 ему был присвоен кадастровый номер 50:10:000000:0027 (т. 1, л.д. 45-46).
16.02.09 Федеральным дорожным агентством было издано распоряжение N 45-р от 16.02.09 "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги "Москва - Санкт-Петербург" на участке 15-й км - 58-й км", в соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к которому у ФГУП "Канал им. Москвы" подлежала изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:0027 площадью 21 415 кв.м.
11.11.10 ФГУП "Канал им. Москвы" направило в ТУ Росимущества в Московской области письмо с просьбой разделить земельный участок с кадастровым номером 50:10:000000:0027 на шесть земельных участков со следующими кадастровыми номерами и параметрами (площадью):
кадастровый номер 50:10:010403:40, площадью 5 016 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:39, площадью 9 507 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:000000:32, площадью 1 922 062 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:37, площадью 15 638 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:020111:40, площадью 2 950 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:38, площадью 2 827 кв.м., при этом в отношении трех последних участков общей площадью 21415 кв.м. ФГУП "Канал им. Москвы" отказывается от права постоянного бессрочного пользования (т. 4, л.д. 81, т. 5, л.д. 137-142).
30.09.11 ФГУП "Канал им. Москвы" получена выписка, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 50:10:000000:32, площадью 1 922 062 кв.м. был уменьшен до 1 785 907 кв.м.
Постановлениями администрации городского округа Химки Московской области от 09.09.11 ООО "Туризм-Сервис" было предварительно согласовано место размещения спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха на земельных участках площадью 25 500 кв.м., 26 000 кв.м., 22 000 кв.м., утверждены схемы расположения земельных участков (т. 2, л.д. 175-177).
Земельный участок площадью 25 500 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:5 (т. 4, л.д. 202), земельный участок площадью 26 000 кв.м. - 13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:6 (т. 4, л.д. 230), земельный участок площадью 22 000 кв.м. -13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:4 (т. 4, л.д. 174).
По сведениям государственного кадастра недвижимости границы данных земельных участков определены в установленном законом порядке.
24.02.12 администрацией городского округа Химки Московской области с ООО "Туризм-Сервис" были заключены договоры аренды земельных участков, в соответствии с которыми обществу были предоставлены в аренду на 49 лет:
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:5, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи СНТ "Восход-7", площадью 25 500 кв.м. (договор N ЮА-31);
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:6, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи д. 50, площадью 26 000 кв.м. (договор N ЮА-33);
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:4, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкрн. Старбеево, ул. Спортивная, вблизи вл. 56, площадью 22 000 кв.м. (договор N ЮА-34) (т. 2, л.д. 9-14, 19-24, 29-34).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ТУ Росимущества в Московской области указало, что переданные в аренду ООО "Туризм-Сервис" земельные участки были сформированы в границах земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:32, находящегося в федеральной собственности, что свидетельствует о незаконности действий администрация городского округа Химки Московской области по распоряжению данным имуществом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что администрация городского округа Химки Московской области распорядилась земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.15 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, при предъявлении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения истец должен доказать наличие у него права на спорное имущество.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ТУ Росимущества в Московской области указало, что администрация городского округа Химки Московской области в отсутствие на то полномочий распорядилась земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, путем передачи их в аренду ООО "Туризм-Сервис".
В частности ТУ Росимущества в Московской области указывает, что из земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:32, образованного из участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001, находящегося в федеральной собственности, были выделены земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Способы защиты гражданских прав установлены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 2 Постановления от 29.04.10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07 октября 2015 года N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, ТУ Росимущества в Московской области требований об установлении границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не заявляло.
Поскольку доказательств определения в установленном законом порядке границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001 не представлено, оснований полагать наличие пересечений его границ с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 не имеется.
24.02.12 администрацией городского округа Химки Московской области с ООО "Туризм-Сервис" были заключены договоры аренды земельных участков, в соответствии с которыми обществу были предоставлены в аренду на 49 лет:
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:5, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи СНТ "Восход-7", площадью 25 500 кв.м. (договор N ЮА-31);
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:6, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, кв. Клязьма, ул. Карла Маркса, вблизи д. 50, площадью 26 000 кв.м. (договор N ЮА-33);
- земельный участок с кадастровым номером 50:10:0020113:4, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Химки, мкрн. Старбеево, ул. Спортивная, вблизи вл. 56, площадью 22 000 кв.м. (договор N ЮА-34) (т. 2, л.д. 9-14, 19-24, 29-34).
Данные договоры были заключены на основании постановлений администрации городского округа Химки Московской области от 09.09.11, которыми ООО "Туризм-Сервис" было предварительно согласовано место размещения спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха на земельных участках площадью 25 500 кв.м., 26 000 кв.м., 22 000 кв.м., утверждены схемы расположения земельных участков (т. 2, л.д. 175-177).
Земельный участок площадью 25 500 кв.м. был поставлен на кадастровый учет 13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:5 (т. 4, л.д. 202), земельный участок площадью 26 000 кв.м. - 13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:6 (т. 4, л.д. 230), земельный участок площадью 22 000 кв.м. -13.10.11 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:0020113:4 (т. 4, л.д. 174).
Сведений о пересечении границ данных участков с землями федеральной собственности в государственном кадастре недвижимости не имеется.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:10:000000:32 по состоянию на 2013 год указанный участок пересечений с землями ответчика не имеет (т. 5, л.д. 193).
Постановления администрации городского округа Химки Московской области от 09.09.11 о предварительном согласовании места размещения объекта, от 10.11.11 о предоставлении участков в аренду, равно как и постановка земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.06) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю были определены Федеральным законом N 101-ФЗ от 17.07.01 "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшим до 01.07.06).
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3 названного Закона было установлено, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих участков в состав земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 названной статьи закреплено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. При этом к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (п. 4 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ)
Доказательств отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 к какому-либо уровню собственности не имеется, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о том, что они относятся к государственной не разграниченной собственности.
Таким образом, администрация городского округа Химки Московской области в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правомерно распорядилась данными участками.
Также ТУ Росимущества в Московской области ссылается на то, что о вхождении спорных земельных участков в земли федеральной собственности свидетельствует уменьшение после их выделения площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:32 с 1 922 062 кв.м. до 1 785 907 кв.м.
Как указывалось выше, земельный участок, выделенный ФГУП "Канал им. Москвы" на основании постановления Главы Химкинского района Московской области N 515 от 05.05.99, был поставлен на кадастровый учет 30.06.99 с присвоением ему кадастрового номера 50:10:403349:0001, его площадь составляла 1 958 000 кв.м. (т. 1, л.д. 52, 44).
Согласно кадастровому плану земельного участка от 18.07.07 ему был присвоен кадастровый номер 50:10:000000:0027 (т. 1, л.д. 45-46).
В соответствии с письмом Управления Росреестра по Московской области N 10/2005 от 30.08.10 в сведениях государственного кадастра недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:0027 имеется кадастровая ошибка, искажающая данные о фактическим местоположении границ данного участка и его площади, которая подлежит исправлению (т. 5, л.д. 129-130).
Из кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 50:10:000000:0027 от 30.05.11 следует, что его площадь составляет 1 821 845 кв.м. (т. 5, л.д. 207).
11.03.11 ТУ Росимущества в Московской области издало распоряжение N 146 о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:0027 на шесть земельных участков со следующими кадастровыми номерами и параметрами (площадью):
кадастровый номер 50:10:010403:40, площадью 5 016 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:39, площадью 9 507 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:000000:32, площадью 1 922 062 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:37, площадью 15 638 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:020111:40, площадью 2 950 кв.м.;
кадастровый номер 50:10:010403:38, площадью 2 827 кв.м.
Таким образом, площадь образованных земельных участков превышает площадь исходного земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2014 года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Проектно-Изыскательное Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" (т. 4, л.д. 239-241).
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- Определить границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001 площадью 195, 8 га, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования ФГУП "Канал имени Москвы" постановлением от 30.06.99 и указанные в постановлении Главы Химкинского района Московской области от 05.05.99 N 515 в существующей системе координат кадастрового учета. Отобразить границы с указанием точек;
- Определить, входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:010403:37 площадью 15 638 кв.м., 50:10:020111:40 площадью 2 950 кв.м., 50:10:010403:38 площадью 2 827 кв.м. в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001, если входят, то указать площадь и координаты наложения;
- Входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 в границы участка, предоставленного по постановлению Главы Химкинского района Московской области N 515 от 05.05.99, если входят, то указать площадь и координаты наложения.
Согласно заключению эксперта от 22.12.14 площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:10:010403:37 и земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001 составляет 95% от общей площади первого, земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:020111:40 и 50:10:010403:38 полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001, земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 также полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001 (т. 6, л.д. 3-36).
Между тем, в силу части 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Эксперты указали, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 также полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:403349:0001
Однако, на дату образования земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 земельный участок с кадастровым номером 50:10:403349:0001 прекратил свое существование в связи с разделом на шесть земельных участков.
Границы земельного участка, выделенного ФГУП "Канал им. Москвы" и поставленного на кадастровый учет под номером 50:10:403349:0001 в установленном законом порядке определены не были.
С учетом изложенного, ссылка ТУ Росимущества в Московской области на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:000000:32 в связи с выделением из него земельных участков, переданных ответчику, признается апелляционным судом несостоятельной.
Также следует отметить, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:000000:32 относится к землям водного фонда, в то время как участки, переданные ответчику, были выделены из земель населенных пунктов.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что судебными актами по делу N А41-66067/13 по заявлению ФГУП "Канал имени Москвы" к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об обязании снять с кадастрового учета земельные участки было установлено отсутствие наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0020113:4, 50:10:0020113:5, 50:10:0020113:6 на земли государственной собственности.
В частности, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2015 года по делу N А41-66067/13 указано: "Правильно оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что администрацией предоставлены в аренду земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена; заключение эксперта не может безусловным служить доказательством наличия пересечения границ спорных земельных участков с земельным участком с кадастровым номером 50:10:0000000:27; заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные земельные участки входят в состав земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:27".
Позиция судов трех инстанций по данному делу была поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20 апреля 2015 года N 305-ЭС15-3783.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-69411/13 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69411/2013
Истец: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Ответчик: Администрация городского округа Химки Московской области, ООО "Туризм-Сервис"
Третье лицо: Московско - Окское бассейновое водное управление, ООО "Проектно-Изыскательное Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ", Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Мо, ФГУП "Канал имени Москвы", Федеральное агенство водных ресурсов, Федеральное дорожное агенство
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-69411/13
15.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18690/16
09.09.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3908/15
23.03.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-69411/13