Об итогах эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2005 году и задачах на 2006 год см. протокол заседания коллегии Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2005 г. N ПК-12
Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А. Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2004 г. N 725 "О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 14 октября 2003 г. N 14 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001 - 2003 гг. и планах его организации на 2004 год" Минобрнауки России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее соответственно - вузы и ссузы) проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
Основными целями введения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышение объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
В 2004 году акцент был сделан на апробацию нескольких технологий проведения ЕГЭ, повышение качества контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) за счет расширения участия представителей профессионального образования в их разработке и экспертизе, совершенствование информационного обеспечения поступающих в вузы и ссузы.
- В соответствии с установленными целями и задачами в ходе эксперимента в 2004 году:
- разработаны и апробированы в 65 субъектах Российской Федерации 3 модификации технологии проведения ЕГЭ; возросло количество участников ЕГЭ с 752 тыс. чел. в 2003 году до 982 тыс., вузов и филиалов с 464 до 946, ссузов и их филиалов с 928 до 1530. С 29 федеральными министерствами и ведомствами согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Участие регионов было добровольным. Увеличение количества участников (регионов, выпускников, вузов и ссузов) является косвенным свидетельством его успешности;
- обновлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации, организацию приема в вузы, ссузы и др.;
- разработаны 665 оригинальных вариантов КИМов по 14 общеобразовательным предметам, позволившие обеспечить проведение 1 746 467 чел./экз.;
- создана информационная инфраструктура из федерального и 63 региональных центров обработки информации; вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств; разработана и включена в апробацию автоматизированная единая система конкурсного приема в вузы;
- на федеральном и региональном уровнях подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);
- подтверждена возможность независимой и объективной оценки уровня знаний выпускников и использование результатов единого государственного экзамена при доработке стандартов общего образования, образовательных программ и создании нового поколения учебной литературы;
- родители и дети получили объективные основания для выбора школы, что заметно повысило конкуренцию между школами, особенно ярко это проявилось в регионах, которые перешли на систему подушевого финансирования (Ярославская, Самарская области, Республика Чувашия и др.);
- проведена работы с вузами и ссузами по участию в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторинга обучения и др.);
- впервые с введением ЕГЭ абитуриентам предоставлена возможность заочного участия в конкурсе (без выезда к месту расположения вуза);
- реально повысилась доступность высшего образования для жителей удаленных районов и сельской местности и число поступающих в вузы;
- анализ успеваемости студентов первого курса показал, что корреляция между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.
Результаты медико-психологического исследования состояния выпускников в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме ЕГЭ и традиционной форме показали отсутствие статистически значимых различий в состоянии выпускников и абитуриентов.
Итоги эксперимента в 2004 году подтвердили возможность достижения целей, поставленных перед ЕГЭ.
- Вместе с тем в процессе проведения ЕГЭ были выявлены следующие недостатки:
- в некоторых заданиях КИМов допущены ошибки и неточности: из 16 225 заданий, которые были в экзаменационных вариантах, выявлено 35 ошибок (0,2%), 11 из которых повлияли на изменение результатов выпускников;
- в ходе надзора за процедурой проведения ЕГЭ и анализа работ выпускников выявлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры ЕГЭ.
- В 2005 году будет продолжена работы по следующим вопросам:
- разработка нормативной правовой базы для обеспечения проведения ЕГЭ в штатном режиме;
- корректировка КИМов (в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования и, в частности, проработка вопросов проверки общеучебных навыков и умений выпускников);
- развитие организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ (продолжение апробации компьютерной формы проведения ЕГЭ, автоматизированной информационной системы "Экзамен", совершенствование бланочной технологии, процедур апелляций, повышение объективности проверки открытых заданий и др.);
- для повышения доверия общественности к ЕГЭ расширение практики привлечения общественных наблюдателей, участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента;
- усовершенствование в рамках эксперимента методик мониторинга качества обучения.
- Для участия в эксперименте в 2005 году поступили заявки от 78 субъектов Российской Федерации, в том числе от всех 65 регионов - участников эксперимента 2004 года.
- Для решения поставленных задач и с учетом накопленного опыта представляется необходимым:
- в 2005 - 2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах Российской Федерации, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов, обязательность/добровольность участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);
- в 2006 - 2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории России с учетом мнения участников эксперимента.
Коллегия решила:
1. Отметить большую работу, проведенную органами управления образованием субъектов Российской Федерации, советами ректоров вузов и директоров ссузов, участвовавших в эксперименте.
2. Департаменту государственной политики в сфере образования (И.И. Калине) совместно со Сводным департаментом экономики и финансов (А.Ю. Петровым), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым), Федеральным агентством по образованию (Г.А. Балыхиным) в срок до 15 ноября 2004 года обеспечить представление в Правительство Российской Федерации согласованный проект постановления Правительства Российской Федерации "О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации".
3. Утвердить план координации работ по подготовке и проведению эксперимента в 2005 году.
4. Федеральному агентству по образованию (Г.А. Балыхину) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотовым) в срок до 20 декабря 2004 года подготовить проект приказа об участии в эксперименте вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов Российской Федерации - участников эксперимента 2005 года, определив, что вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ и зачисление организуются вузами, ссузами и филиалами, ранее принимавшими участие в эксперименте, на все направления подготовки (специальности), а впервые участвующими в эксперименте в 2005 году - на не менее 50% от общего числа направлений подготовки (специальностей).
Об участии государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2005 году см. приказ Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 января 2005 г. N 6/17
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотову) совместно с Федеральным агентством по образованию (Г.А. Балыхиным) в срок до 30 ноября 2004 года организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных вузов и ссузов в ЕГЭ.
6. Федеральному агентству по образованию (Г.А. Балыхину) в срок до 30 декабря 2004 года проработать вопрос обеспечения иногородних абитуриентов, поступающих в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, местами проживания в общежитии на период их обучения.
7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации принять согласованное решение о распределении компетенции и ответственности между органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждения профессионального образования, а также муниципальными органами управления образованием при проведении ЕГЭ.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Министерства образования и науки РФ от 13 октября 2004 г. N ПК-3 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год"
Текст решения опубликован в журнале "Вестник образования", декабрь 2004 г., N 23, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", декабрь 2004 г., N 36, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", февраль 2005 г., N 6