Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2016 г. N Ф05-17609/16 настоящее постановление изменено
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Москва |
|
09 сентября 2016 г. |
Дело N А40-106769/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2016
по делу N А40-106769/16, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению ОАО "АльфаСтрахование" (115162, Москва, улица Шаболовка, дом 31, стр. Б, ОГРН 1027739431730)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (129626, Москва, Графский переулок, дом 4/9, ОГРН 1057746466535)
об оспаривании постановления и предписания;
от заявителя - Федичкина Е.А. по доверенности от 04.07.2016;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: определением от 04.07.2016 судом первой инстанции прекращено производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым определением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о месте и времени судебного заседания размещена на сайте http://9aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что судебный акт отмене не подлежит исходя из следующего.
Принимая определение о прекращении производства по делу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Частью 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из указанной нормы права следует, что критериями подведомственности дела арбитражному суду являются экономический характер спора и субъектный состав его участников.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2006 N 262-О, ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 внесены изменения в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно которым жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и п. 3 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно материалам дела, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 6.3, 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства на общественные отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации зданий и сооружений.
Данный спор не имеет экономического характера, не связан с предпринимательской деятельностью и не относится к специальной подведомственности, предусмотренной ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Наличие у заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности, само по себе, не является основанием для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Что касается довода общества о том, что предписание о прекращении нарушения прав потребителей N 01-15-00012/2 от 24.03.2016 (в части п. п. 2, 3, 4, 5) должно быть рассмотрено судом в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в рассматриваемом деле, оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствия для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора и, следовательно, неподведомственно арбитражному суду на предмет проверки оснований для вынесения предписания.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В качестве доказательства уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поданного в электронном виде, приложена отсканированная копия платежного поручения от 07.07.2016 N 141514 на сумму 3.000 руб.
Поскольку в силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается оригиналом платежного документа, вопрос о возврате заявителю из федерального бюджета государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь ст. ст. 266, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2016 по делу N А40-106769/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-106769/2016
Истец: ОАО "АльфаСтрахование"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по г. Москве, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20417/17
24.03.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-106769/16
11.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17609/16
09.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39287/16
04.07.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-106769/16