Требование: о взыскании долга по договору энергоснабжения
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
19 сентября 2016 г. |
Дело N А23-3756/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Бычковой Т.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании до объявления перерыва истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, ИНН 5260200603) в лице филиала "Калугаэнерго" (г. Калуга) - Яковлевой С.В. (доверенность от 28.12.2015), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000943658, ИНН 4025053058) - Лохмачева В.А. (доверенность от 29.10.2013), третьего лица - министерства тарифного регулирования Калужской области (ОГРН 1134027001272, ИНН 4027113591) - Финакина А.О. (доверенность от 06.04.2016 N 8), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Калужская сбытовая компания" (г. Калуга, ОГРН 1044004751746, ИНН 4029030252), общества с ограниченной ответственностью "Эвтек-сервис" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000948586, ИНН 4025046847), общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000935815, ИНН 4025069210), рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" о взыскании задолженности по договору по передаче электрической энергии от 22.02.2013 N 2013/0343кэ за апрель 2015 года, установил следующее.
Открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору по передаче электрической энергии от 22.02.2013 N 2013/0343кэ за апрель 2015 года в сумме 263 171 руб. 39 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", общество с ограниченной ответственностью "Эвтек-сервис" и общество с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж", министерство тарифного регулирования Калужской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 11.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта оказания компанией обществу в апреле 2015 года услуг по передаче электрической энергии на сумму 737 192 руб. 52 коп. и непредставлением обществом доказательств их оплаты на сумму 263 171 руб. 39 коп. Суд первой инстанции руководствовался положениями абзаца 5 пункта 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 (далее - Правила N 861) и исходил из того, что энергопринимающие устройства ответчика подключены к объекту электросетевого хозяйства сетевой компании опосредованно через объект электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электроэнергии, и, следовательно, в расчетах за услуги по передаче электроэнергии должен приниматься уровень напряжения, на котором подключен объект указанного лица к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, то есть средний второй уровень напряжения (СН2).
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу нового судебного акта. Заявитель жалобы полагает, что оплату стоимости услуг по передаче электрической энергии следовало рассчитывать исходя из тарифа, установленного для высокого напряжения (ВН).
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Определением от 20.07.2016 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 по делу N А23-3754/2015, пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства тарифного регулирования Калужской области и перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции компания настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Общество просило отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
После объявленного перерыва истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие
Изучив материалы дела, оценив доводы истца и возражения ответчика, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.02.2013 между истцом (исполнитель) и ответчиком (потребитель) заключен договор N 2013/0343кэ оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого истец обязался оказывать ответчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих истцу на праве собственности или ином законном основании, а ответчик обязался оплачивать услуги истца в порядке, установленным настоящим договором (раздел 6).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в апреле 2015 года оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии в объёме 273,7 06 МВт/ч.
Поскольку оплата оказанных истцом услуг за указанный период произведена ответчиком частично, в размере 474 021 руб. 13 коп., что привело к образованию задолженности в сумме 263 171 руб. 39 коп., компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, электроустановки ответчика непосредственно присоединены к ЦРП-500 6кВ (центральной распределительной подстанции), принадлежащей ООО "Эвтек-сервис", от ячеек N 13, N 18; ЦРП-500 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Цветково" от ячеек N 18, N 19.
По точкам 1 и 2 поставки электроустановки ответчика непосредственно присоединены к ЦРП-2 6кВ (центральной распределительной подстанции) "Северная", принадлежащей ООО "Энергомонтаж", от ячеек N 105, N 205; ЦРП-2 непосредственно присоединена к принадлежащей истцу ПС "Окружная" от ячеек N 16, N 22.
При этом ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" не оказывают услуг по передаче электроэнергии.
Вместе с тем, несмотря на данную схему подключения сетей ответчика к сетям компании, в отношении ООО "Эвтек-сервис" и ООО "Энергомонтаж" истец производит расчеты за оказанные услуги по уровню напряжения ВН, а в отношении ответчика - по уровню СН2.
В силу статей 1, 2, 21, 23, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в этой сфере и потребителей электроэнергии установлены указанным Федеральным законом и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный Закон N 36-ФЗ).
Объем взаимных обязательств субъектов розничных рынков по договору оказания услуг по передаче электроэнергии определяется в точке поставки на розничном рынке, которая по общему правилу располагается на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя и объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности (до его составления - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики) (пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пункт 2 Правил N 861).
Место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электроэнергии с электрической сетью сетевой организации определяется законодательством как точка присоединения к электрической сети (пункт 2 Правил N 861).
Для потребителя, энергопринимающее устройство которого присоединено к электрическим сетям сетевой организации опосредованно, точкой поставки является точка присоединения этого устройства к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электроэнергии. Указанные потребители оплачивают услуги в соответствии с утвержденными методическими указаниями (пункты 5, 6 Правил N 861).
Стоимость услуг территориальных сетевых организаций по передаче электроэнергии рассчитывается исходя из тарифа и объема оказанных услуг (пункт 15 (1) Правил N 861).
Объем услуг определяется в отношении каждого уровня напряжения либо исходя из фактического объема потребления электрической энергии и величины фактически потребленной мощности, либо только из фактического объема потребления электроэнергии.
В силу естественно-монопольного характера деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, к которым, помимо прочего, отнесено обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, определение экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на передачу электроэнергии, обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике, пункты 6, 46, 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования)).
При установлении тарифов учитываются нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынков электроэнергии (статья 23 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 4 Основ ценообразования, раздел V Правил N 861).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, предложений и обосновывающих их материалов. Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17, подпункт 7 пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)).
При использовании метода экономически обоснованных расходов тарифы рассчитываются исходя из соотношения размера необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой организации, полученной от реализации каждого вида услуг, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).
Законодательством предусмотрена дифференциация ставки тарифа на услуги по передаче электроэнергии в зависимости от уровня напряжения (высокого - 110 кВ и выше; среднего первого - 35 кВ; среднего второго - 20-1 кВ; низкого - 0,4 кВ и ниже) в точке подключения потребителя к электросети сетевой организации. При этом НВВ сетевой организации рассчитывается для каждого уровня напряжения (пункты 44, 48 Методических указаний).
Для потребителей, электросети которых подключены к центрам питания (подстанциям), правила определения и, как следствие, применения тарифа (пункт 35 Правил N 1178) установлены пунктом 45 Методических указаний: за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (при указанных в этом пункте вариантах определения границы балансовой принадлежности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 740 пункт 15 (2) Правил N 861 изложен в новой редакции и в нем установлен порядок определения уровня напряжения в отношении каждой точки поставки для расчета и применения тарифов при различных вариантах присоединения (подключения) энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций.
Из абзаца 3 пункта 15 (2) Правил N 861 следует, что, если граница раздела балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств потребителя электроэнергии установлена на трансформаторной подстанции, то принимается уровень напряжения, соответствующий значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции.
В абзаце 5 того же пункта установлено правило определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей. В этом случае принимается уровень напряжения, на котором подключены объекты несетевых организаций (лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
По смыслу пункта 15 (2) Правил N 861 не исключено применение одновременно абзацев 3 и 5 данного пункта Правил N 861 в случае одновременного наличия нескольких факторов, влияющих на определение уровня напряжения в отношении каждой точки поставки (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2016 N АКПИ15-1377).
Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных этим пунктом. Данный вывод следует из пункта 4 статьи 421, статьи 422, пунктов 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 26 Федерального закона об электроэнергетике, статьи 6 Федерального закона N 36-ФЗ.
Уровень напряжения для определения подлежащего применению тарифа не может определяться соглашением сторон и объективно зависит от условий технологического присоединения энергопринимающих устройства потребителя к сетям сетевой организации и императивных предписаний законодательства. Судебная практика по данному вопросу сформирована Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (пункты 2, 3 раздела II споров, разрешенных Судебной коллегией по экономическим спорам, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Таким образом, порядок расчета и применения тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленный законодательством, допускает одновременное применение абзацев 3 и 5 пункта 15 (2) Правил N 861, то есть, если энергопринимающее устройство потребителя подключено к объекту несетевой организации, который в свою очередь подключен к трансформаторной подстанции сетевой организации, то потребитель вправе оплачивать услуги сетевой организации по уровню напряжения, соответствующему значению питающего (высшего) напряжения указанной трансформаторной подстанции. При таком подходе сетевая организация получает плату за оказание тех услуг, которые она действительно оказывала по своим сетям. Кроме того, опосредованно присоединенные потребители ставятся в равное положение с непосредственными, чем достигается реализация принципов недискриминационного доступа к услугам сетевых организаций (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 20, пункт 9 статьи 25 Федерального закона об электроэнергетике).
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается истцом, энергопринимающие устройства общества подключены к объектам предприятий -несетевых организаций, которые в свою очередь подключены к трансформаторной подстанции сетевой компании способом, позволяющим оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, предусмотренному для уровня питающего напряжения подстанции (ВН). Таким образом, в силу абзацев 3 и 5 пункта 15(2) Правил N 861 общество должно оплачивать услуги сетевой организации по тарифу, предусмотренному для питающего напряжения указанной трансформаторной подстанции.
Вместе с тем деятельность сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электроэнергии подчинена государственному регулированию, в основе которого определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), устанавливаемой по определенным правилам на период регулирования - не менее чем на год. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования. Иное искусственным образом вносит дисбаланс в тарифное решение, что не способствует устойчивому существованию и развитию электросетевого хозяйства и входит в противоречие с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики (статья 6 Федерального закона об электроэнергетике).
Порядок определения уровня напряжения в отношении опосредованно присоединенных потребителей установлен в июле и вступил в силу в августе 2014 года. Таким образом, указанный порядок подлежит применению в тарифообразовании со дня его вступления в силу, а в расчетах за услуги - со следующего периода регулирования, то есть с 01.01.2015.
В рассматриваемом случае компания как профессиональный участник рынка электроэнергетики при формировании тарифа на 2015 год с учетом изменившегося законодательства имела возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, и защитить свои интересы по получению НВВ, а потребитель - оплачивать те услуги, которые ему оказаны. Тем самым соблюдаются основные принципы государственного регулирования в электроэнергетике.
С учетом изложенного, учитывая пояснения министерства тарифного регулирования относительно порядка формирования тарифа компании на 2015 год, непредставление истцом доказательств направления в регулирующий орган в целях формирования указанного тарифа достоверной и исчерпывающей информации по уровням напряжения, учитываемым в расчетах с потребителями, а также принимая во внимание, что материалами дела установлен факт оплаты ответчиком истцу оказанных в апреле 2015 года услуг, исходя из тарифа, установленного для высокого напряжения (ВН), оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а требования истца - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2015 по делу N А23-3756/2015 отменить.
Иск публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" оставить без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Автомасла и автохимия" судебные расходы на уплату госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3756/2015
Истец: ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Калугаэнерго", ОАО "МРСК Центра и Приволжья", г. Нижний Новгород, ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания центра и приволжья
Ответчик: ООО "АВТОМАСЛА и АВТОХИМИЯ", ООО Автомасла и Автохимия
Третье лицо: Министерство тарифного регулирования Калужской области, ОАО "Калужская сбытовая компания", ОАО Калужская сбытовая компания Обнинское отделение, ООО "Эвтек-Сервис", ООО "ЭНЕРГОМОНТАЖ"