Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2016 г. N Ф06-16099/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
19 сентября 2016 г. |
Дело N А55-28643/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - Сомов А.Б. доверенность от 11.01.2016 г.,
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная районная больница" - Сергеева Н.Н. доверенность от 20.11.2015 г.,
от Министерства здравоохранения Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2016 года по делу N А55-28643/2015 (судья Харламов А.Ю.),
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара,
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная районная больница", Самарская область, Сызранский район, п. Варламово,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее по тексту - истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит взыскать с ГБУЗ СО "Сызранская центральная районная больница" (далее по тексту - ответчик) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области 102 100 руб. 09 коп., из которых: 92 818 руб. 05 коп. составляют средства, использованные не по целевому назначению; 9 282 руб. 04 коп. штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по Договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. (л.д. 2-5).
Решением суда первой инстанции от 20.05.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 138-141).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы истец указал на то, что при принятии решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Подробно доводы истца изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 26.07.2016 г. N 551.
Как следует из отзыва ответчика, ТФОМС считает, что судом были не верно применены положения Тарифных соглашений 2012 и 2013 г., а так же статья 4 ГК РФ.
Ответчик считает, что судом правомерно применены и истолкованы нормы права, действующие на момент возникновения спорных правоотношений.
ТФОМС считает, что платежи за коммунальные услуги, оказанные ответчику в декабре 2012 г., являются задолженностью за 2012 г. и подлежат оплате из средств 2012 г.
С данным утверждением ответчик не согласен, поскольку считает указанные доводы подателя жалобы несостоятельными.
В соответствии с условиями договоров на предоставление коммунальных услуг, оплата оказанных услуг в декабре должна быть произведена в январе следующего года.
Следовательно, задолженность на 01.01.2013 г. по оплате коммунальных услуг у ответчика отсутствовала вообще, и не была отражена в бухгалтерской отчетности.
Правоотношения по договорам оказания коммунальных услуг возникли до вступления в силу Территориальной программы 2013 г., однако, обязанность по оплате услуг за декабрь 2012 г, в соответствии с условиями договора, возникла в 2013 г.
Считает, что нормы Территориальной программы 2013 года распространяются на обязанности по уплате услуг за декабрь в январе 2013 года.
Оплата авансом не оказанных услуг для бюджетных организаций не предусмотрена, что отражено в пункте 5 Постановления Правительства РФ N 294 от 04.04.2000 г. и части 1 статьи 544 ГК РФ.
Считает, что суд первой инстанции исследовал все материалы дела в полной мере и правильно применил нормы права.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Третье лицо свою позицию по апелляционной жалобе изложило в отзыве от 01.09.2016 г. N 30-09/19.
Просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 13.09.2016 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 14.09.2016 года по делу N А55-28643/2015 произведена замена судей Корнилова А.Б. и Кувшинова В.Е. на судей Бажана П.В. и Рогалеву Е.М.
После замены судей дело рассматривалось с самого начала.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзывы на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба истца не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Истцом в отношении ответчика была назначена и проведена комплексная проверка качества предоставляемых услуг, целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2012 года по 30.06.2014 года, результаты которой, были оформлены Актом от 08.10.2014 года комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (л.д. 7-23).
Актом от 08.10.2014 года комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования зафиксированы нарушения, допущенные ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС в общей сумме 92 818 руб. 05 коп.
Согласно акту от 08.10.2014 года комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования истцом начислен ответчику в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 09.11.2010 года N 326-ФЗ "Об основах обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования в размере 9 282 руб. 04 коп.
Указанный акт от 08.10.2014 года комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, содержит требование о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области денежной суммы в общем размере 102 100 руб. 09 коп., в том числе: 92 818 руб. 05 коп. - средства, использованные не по целевому назначению; 9 282 руб. 04 коп. - штраф за использование не по целевому назначению средств.
Не исполнение ответчиком указанного требования, в определенный в нем срок - в течение 10 рабочих дней со дня его получения, послужило основанием для обращения истца с соответствующими требованиями в арбитражный суд Самарской области (л.д. 2-5).
20.05.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, отказав в удовлетворении иска (л.д. 138-141).
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, сделаны соответствующие выводы, на основании которых в удовлетворении требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее по тексту - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года N 1074 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2013 года N 814 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.
В соответствии со статьей 4 данного Закона одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
В соответствии с положениями части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как установил суд, истец при рассмотрении данного дела не представил надлежащие доказательства того, что оплата ответчиком коммунальных услуг, предоставленных данному государственному бюджетному учреждению здравоохранения - "потребитель", "покупатель" его контрагентами явилась нецелевым использованием денежных средств, то есть, не за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из пояснений ответчика районная больница не имела реальной возможности в рамках Договора от 21.12.2011 года N 2-Т на отопление и Договора от 01.12.2011 года N 45-4-3947/12 поставки и транспортировки газа произвести оплату в пользу своих контрагентов - МКП сельского поселения Волжское муниципального района Сызранский "Волжское" и ООО "Газпроммежрегионгаз Самара" за коммунальные услуги в декабре месяце 2012 года, поскольку счета-фактуры фактически поступили только 11.01.2013 года и 18.01.2013 года.
Согласно Приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 года N 3427 "О принятии МП Центральной районной больницы Сызранского района из собственности муниципального района Сызранский Самарской области в собственность Самарской области" данное лечебное учреждение было передано в собственность Самарской области, как имущественный комплекс с 01.01.2013 года.
Министерством здравоохранения Самарской области 19.12.2012 года было издано распоряжение N 30-11/197 о перечислении денежных остатков МП Центральной районной больницы Сызранского района, переданного в собственность Самарской области на специальный счет, в том числе, средства обязательного медицинского страхования (л.д. 42, 43).
На 01.01.2013 года денежные средства на балансе ответчика, в том числе, по статье 171 (на оплату коммунальных услуг) - отсутствовали, что подтверждено балансом по состоянию на 01.01.2013 года (л.д. 44-52).
Согласно пояснениям ответчика, начиная с 01.01.2013 года оплата коммунальных платежей стала осуществляться из средств ОМС в соответствии с условиями Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, вступившего в действие с 01.01.2013 года (раздел 3, статья 220 "Оплата работ, услуг", подстатья 223 "Коммунальные услуги").
Таким образом, данное государственное бюджетное учреждение здравоохранения в соответствии с условиями указанных договоров и принимая во внимание раздел 3, статью 220 "Оплата работ, услуг", подстатью 223 "Коммунальные услуги" Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, вступившего в действие с 01.01.2013 года, произвело оплату оказанных коммунальных услуг.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Суд, принимая во внимание указанные обстоятельства, в соответствии с условиями Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области, вступившего в действие с 01.01.2013 года, учитывая наличие у ответчика на начало 2013 года неисполненного обязательства перед своими контрагентами в рамках договоров, обоснованно указал на отсутствие предусмотренных Законом оснований для квалификации данных расходов в качестве средств, использованных ответчиком не по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом не был доказан факт нецелевого использования ответчиком денежных средств в размере 92 818 руб. 05 коп.
Судебная коллегия признает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе истца не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2016 года по делу N А55-28643/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28643/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 декабря 2016 г. N Ф06-16099/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области, Фонд Территориальный обязательного медицинского страхования Самарской области
Ответчик: ГБУЗ СО "Сызранская центральная районная больница"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области