Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 декабря 2016 г. N Ф03-5541/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
23 сентября 2016 г. |
А04-5824/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад N 7 "Золушка" города Тынды Амурской области: представитель не явился;
от Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 26.07.2016
по делу N А04-5824/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад N 7" "Золушка" города Тынды Амурской области
к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад N 7 "Золушка" города Тынды Амурской области (далее - заявитель, МДОАУ д/с N 7 "Золушка", обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными: решения ГУ - Амурского регионального отделения ФСС РФ ( далее- Учреждение)о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.05.2016 N 5 с/в; решения ГУ - Амурского регионального отделения ФСС РФ о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.05.2016 N 5 н/с.
Решением суда от 26.07.2016 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными, несоответствующими Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" решение ГУ - Амурского регионального отделения ФСС РФ о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.05.2016 N5 с/в; решение ГУ - Амурского регионального отделения ФСС РФ о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.05.2016 N5 н/с. Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению Учреждения, выплата в сумме 800 рублей, направленная на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания, является социальной, и производится работнику в рамках нахождения его в трудовых отношений, в связи с чем, данная выплата подлежит обложению страховыми взносами. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требования.
МДОАУ д/с N 7 "Золушка" в представленном отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в отношении МДОАУ Детский сад N 7 "Золушка" проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составлены акты от 15.04.2016 N 22 н/с и 15.04.2016 N 22 с/в, и вынесены решения от 12.05.2016 NN 5 н/с, 5 с/в, о привлечении страхователя к ответственности:
- за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 93 руб. 98 коп.;
- за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 1362 руб. 79 коп., соответственно.
Кроме того, указанными решениями страхователю предложено перечислить в добровольном порядке выявленные недоимку, начисленные пени и штраф.
Основанием для принятия оспариваемых решений, послужили выводы учреждения о том, что в период с 2013 - 2015 допущено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму компенсации педагогическим работникам дневных муниципальных образовательных учреждений, направленной на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 315 989 руб.; для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 315 989 руб.
Не согласившись с решениями Учреждения, заявитель оспорил их в арбитражном суде, который удовлетворяя требования, правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Закрытый перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
К таким выплатам относятся, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия (подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с оплатой стоимости и (или) выдачи полагающегося натурального довольствия, а так же с выплатой денежных средств взамен этого довольствия, в случаях, установленных действующим законодательством, в том числе, субъекта Российской Федерации, не подлежит обложению страховыми взносами.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как видно из материалов дела и установлено судом, МДОАУ Детский сад N 7 "Золушка" является муниципальным дошкольным образовательным автономным учреждением города Тынды Амурской области и осуществляет свою деятельность в сфере реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г. Тынды в сфере образования на основании лицензии на общеобразовательную деятельность.
В ходе выездной проверки Учреждение пришло к выводу, что ежемесячная выплата в сумме 800 руб., направленная на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания, облагается страховыми взносами.
Между тем, Учреждение в ходе проверки не учло законодательный акт субъекта Российской Федерации и решение законодательного органа местного самоуправления, принятые в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
Так, согласно решению Тындинской городской Думы от 16.10.2006 N 90 в редакции решения Тындинской городской Думы от 15.11.2011 N 90 утверждено Положение о социальной поддержке граждан отдельных категорий, согласно которому (п. 5) работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений устанавливается ежемесячная выплата в сумме 800 рублей, направленная на компенсацию удорожания стоимости продуктов питания.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Таким образом, на территории г.Тынды установлены законодательным актом субъекта Российской Федерации и решением законодательного органа местного самоуправления компенсационные ежемесячные выплаты удорожания стоимости питания работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
К установленным по делу обстоятельствам суд первой инстанции правильно применил нормы права и сделал обоснованный вывод о том, что такая компенсация является государственным пособием и согласно статье 9 Закона N 212-ФЗ относится к необлагаемым выплатам, поэтому у Учреждения отсутствовали основания для обложения ее страховыми взносами, а также для начисления пени и штрафа.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В рассматриваемом случае суд правильно исходил из того, что выплаты на компенсацию удорожания стоимости питания не являются стимулирующими, не зависят от квалификации педагогических работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, указанные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем, у Учреждения не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат в расчетную базу для страховых взносов, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.07.2016 по делу N А04-5824/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5824/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 декабря 2016 г. N Ф03-5541/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МДОАУ "Детский сад N7" "Золушка"
Ответчик: ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ