Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Инструкция
о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при голосовании на дополнительных выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66, Брянская область, 24 апреля 2005 года
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 22 февраля 2005 г. N 138/948-4)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей - комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ) во время проведения дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерацией четвертого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66, Брянская область, 24 апреля 2005 года.
1.2. Участковые избирательные комиссии могут использовать при голосовании вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов только по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения - по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование КОИБ обязательно при подсчете голосов на всех выборах всех уровней.
1.3. При голосовании с использованием КОИБ осуществляется автоматизированный подсчет голосов избирателей и составление протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования на выборах всех уровней, проводимых одновременно.
1.4. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается до окончания голосования на избирательном участке разглашать данные подсчета голосов, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
2. Особенности работы участковой избирательной комиссии при использовании КОИБ
Работой КОИБ управляют два оператора КОИБ - члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации и обслуживания КОИБ.
2.1. Оператор КОИБ
Основные функции оператора КОИБ:
1) прием КОИБ, доставленных в помещение для голосования избирательного участка, от представителя сервисного центра;
2) монтаж КОИБ в помещении для голосования;
3) проверка работоспособности КОИБ в помещении для голосования накануне дня голосования;
4) настройка КОИБ на проводимые выборы в день голосования;
5) тестирование КОИБ в день голосования перед началом голосования;
6) представление доклада председателю участковой избирательной комиссии о готовности КОИБ к голосованию после проведения настройки и тестирования;
7) консультирование членов участковой избирательной комиссии, избирателей, наблюдателей, кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений по вопросам использования КОИБ в день голосования;
8) осуществление контроля за работой КОИБ в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования;
9) представление сообщений по телефонам "горячей линии" при возникновении нештатных ситуаций, связанных с работой КОИБ;
10) получение на КОИБ протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке и передача их председателю участковой избирательной комиссии;
11) передача по указанию председателя участковой избирательной комиссии протоколов об итогах голосования на избирательном участке по коммутируемым линиям связи или сохранение данных протоколов на дискете, ее передача председателю комиссии для представления в вышестоящую избирательную комиссию;
12) демонтаж и упаковка КОИБ после направления протокола об итогах голосования на избирательном участке в вышестоящую избирательную комиссию, передача оборудования представителю сервисного центра.
2.2. Требования к помещению для голосования с использованием КОИБ
Помещение для голосования на избирательном участке, кроме установленных Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" требований, до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией на КОИБ необходимым количеством розеток (не менее пяти) и удлинителями для подключения КОИБ к электросети, а также отдельной телефонной линией связи общего пользования с розеткой европейского стандарта (RJ-11) для подключения модема или телефонного аппарата (при необходимости - телефонным удлинителем).
В помещении для голосования должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ.
2.3. Обеспечение участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия должна быть обеспечена:
1) бумагой для принтера КОИБ;
2) комплектом дискет для КОИБ - ключевыми дискетами с исходными данными о проводимых на избирательном участке выборах (по 2 шт. на каждый избирательный участок);
3) прямоугольной печатью с номером избирательного участка;
4) комплектом тестовых избирательных бюллетеней отдельно для каждого уровня выборов для каждого сканера для работы накануне и в день голосования, которые берутся из тиража бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
Комплект тестовых бюллетеней включает в себя:
- по одному действительному избирательному бюллетеню с отметкой в квадрате, расположенном напротив фамилии каждого кандидата и позиции "Против всех кандидатов";
- недействительный бюллетень без отметок (1 шт.);
- недействительный бюллетень с двумя или более отметками (1 шт.);
- бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии (1 шт.);
5) комплектом избирательных бюллетеней для проведения тренировки накануне дня голосования, которые берутся из тиража бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
Комплект тренировочных бюллетеней включает в себя:
- два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень с двумя или более отметками);
- по два действительных бюллетеня с отметкой в квадрате "Против всех кандидатов";
- бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии (1 шт.).
Для подготовки комплекта тестовых и тренировочных избирательных бюллетеней председатель комиссии выдает по акту (приложение N 1) операторам КОИБ соответствующее количество избирательных бюллетеней из числа бюллетеней, полученных комиссией, с предварительно нанесенной надписью "ТЕСТ" в центральной части каждого бюллетеня (на информации о кандидатах). При этом недопустимо предварительно гасить тестовые и тренировочные бюллетени, обрезая какой-либо угол. Тренировочные и тестовые бюллетени, использованные для работы накануне дня голосования, необходимо в тот же день после внесения соответствующих записей о возврате бюллетеней в вышеуказанный акт сдать председателю комиссии для последующего погашения. В день голосования необходимо составить акт об использовании этих бюллетеней для проверки работоспособности КОИБ (приложение N 2) и после окончания голосования погасить все тестовые и тренировочные бюллетени с соблюдением требований, установленных пунктом 3 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Наличие стационарных ящиков для голосования при использовании КОИБ не предусматривается.
Все необходимое для использования КОИБ на выборах председатели участковых избирательных комиссий получают в территориальной избирательной комиссии.
2.4. Классификация избирательных бюллетеней
Избирательные бюллетени по выборам федерального уровня классифицируются КОИБ следующим образом:
"Действительный", если:
- он является бюллетенем установленной формы;
- на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии;
- отметка избирателя проставлена только в одном квадрате.
"Недействительный", если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но он не содержит отметок избирателя ни в одном квадрате, либо содержит отметки избирателя более чем в одном квадрате, либо содержит отметку избирателя в квадрате напротив фамилии выбывшего кандидата.
"Неустановленной формы", если:
- он не имеет оттиска печати комиссии;
- на оттиске печати указан номер, не соответствующий номеру данного избирательного участка;
- число, размер и расположение квадратов для отметок избирателей не соответствует геометрии бюллетеня;
- нарушены правила оформления избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень, классифицированный КОИБ как "Недействительный" или "Неустановленной формы", маркируется перфорацией (просечками) в верхней или нижней части бюллетеня (в зависимости от того, какой стороной избиратель опустил бюллетень в сканер):
- "Недействительный" без отметок - двумя просечками;
- "Недействительный" с превышением допустимого числа отметок - тремя просечками;
- "Неустановленной формы" - четырьмя просечками.
2.5. Правила подготовки избирательных бюллетеней к выдаче избирателям
Прямоугольная печать участковой избирательной комиссии ставится на лицевой стороне избирательного бюллетеня строго в зоне для печати (в правом верхнем углу бюллетеня); цифры номера избирательного участка должны находиться внизу; оттиск печати должен быть четким, не смазанным (недопустимы жирные оттиски, приводящие к "слипанию" цифр, или слабые оттиски с потерей части элементов печати).
Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны для печати.
Подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны для печати на оттиске печати комиссии, не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.
При вычеркивании из избирательного бюллетеня выбывших кандидатов необходимо пользоваться шариковой ручкой и следить за тем, чтобы линия вычеркивания проходила через квадрат для отметки избирателя, но не заходила за рамку бюллетеня (слева и справа) и не проходила между квадратами для отметок избирателей.
Заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени отбраковываются и не выдаются избирателям в следующих случаях:
1) если при проставлении печати комиссии на избирательном бюллетене получен неудачный оттиск - не пропечаталась часть элементов печати или "слиплись" ("размазались") цифры печати;
2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати;
3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней: бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления;
4) если в зоне квадратов для отметок избирателей имеются следы типографской краски или иные темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня;
5) при нарушении правил, установленных абзацем 4 пункта 2.5 настоящей Инструкции.
2.6. Правила ввода избирательных бюллетеней в сканер КОИБ
Операторы КОИБ в день голосования консультируют избирателей по порядку ввода избирательных бюллетеней в сканер КОИБ и следят за соблюдением ими следующих правил:
- бюллетени вводятся в сканер только при горящем зеленом индикаторе;
- бюллетени помещаются в лоток сканера только по одному и в расправленном виде;
- складывать бюллетени недопустимо;
- бюллетени вводятся в сканер узкой стороной для формата А4, A3 и широкой стороной - для формата А5;
- бюллетени вводятся в сканер текстом вниз.
Возврат бюллетеней сканером происходит автоматически в следующих случаях:
- при вводе бюллетеня под углом больше допустимого;
- при одновременном вводе двух или более бюллетеней;
- при вводе сложенного бюллетеня;
- при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (не по направляющим). Показания счетчика бюллетеней, опущенных в сканер, при возврате не изменяются.
В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканер с соблюдением вышеуказанных правил.
3. Особенности проведения голосования вне помещения для голосования
Если прорезь в переносном ящике меньше ширины бюллетеня, при проведении досрочного голосования или голосования вне помещения для голосования перед выдачей избирателю бюллетеня можно предварительно сложить его так, чтобы линия сгиба проходила только между квадратами для отметок избирателей (линию сгиба рекомендуется не фиксировать).
После проставления избирателем отметки бюллетень складывается избирателем по заранее подготовленной линии сгиба и опускается в переносной ящик для голосования.
4. Организация работы участковой избирательной комиссии накануне дня голосования
Подготовка КОИБ к работе накануне дня голосования и проведение всех работ в этот день выполняется операторами КОИБ в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ накануне дня голосования (приложение N 3) и Руководством оператора КОИБ, входящим в комплект эксплуатационной документации.
4.1. Проверка работоспособности КОИБ
Работоспособность КОИБ проверяется после его сборки и включает в себя:
1) настройку КОИБ на выборы (загрузка исходных данных с ключевых дискет и по комму тируемым линиям связи);
2) тестирование КОИБ;
3) проведение голосования в тренировочном режиме;
4) распечатку итоговых протоколов;
5) передачу тренировочных протоколов в вышестоящую избирательную комиссию по коммутируемым линиям связи или на дискете;
6) проверку правильности подсчета голосов.
При настройке КОИБ на выборы при запросе "Введите номер УИК" оператор вводит номер соответствующего избирательного участка. При запросе номера модема территориальной избирательной комиссии оператор должен, указать номер телефона модема территориальной избирательной комиссии для получения исходных данных по коммутируемым линиям связи. Сразу после приема исходных данных оператор КОИБ распечатывает их на принтере и проверяет правильность исходной информации с описанием выборов, записанной на ключевых дискетах и полученной по модему. Операция "Прием исходных данных" должна быть выполнена оператором трижды: по коммутируемым линиям связи (модему) и с каждой ключевой дискеты по очереди (дискеты не должны быть одновременно вставлены в дисководы обоих сканеров).
Операторы КОИБ получают у председателя участковой избирательной комиссии информацию о выбывших кандидатах и при необходимости выполняют процедуру "Снять позицию с голосования", проверяют по распечатке снятие кандидатур и ставят на распечатке свою подпись.
4.2. Проведение тестирования КОИБ
После проверки работоспособности КОИБ и настройки на выборы операторы с помощью комплекта тестовых бюллетеней выполняют тестирование для проверки правильности классификации каждым сканером КОИБ избирательных бюллетеней (опускают комплект тестовых бюллетеней, считывают информацию на жидкокристаллическом индикаторе сканера и убеждаются, что сканер правильно классифицирует отметки в квадратах). КОИБ считается работоспособным, если каждым сканером были правильно классифицированы все бюллетени из тестового комплекта.
4.3. Работа в тренировочном режиме
При работе в тренировочном режиме операторы выполняют следующие процедуры:
1. Опускают бюллетени из комплекта избирательных бюллетеней для проведения тренировки накануне дня голосования в режиме голосования "Стационарный".
2. Вводят дополнительные сведения для получения протоколов в тренировочном режиме по каждому уровню выборов, после чего на КОИБ формируются протоколы об итогах голосования на избирательном участке по всем уровням выборов (с выполненными контрольными соотношениями).
3. Распечатывают протоколы об итогах голосования на избирательном участке и сравнивают их с результатами ручного подсчета бюллетеней проверочного комплекта. Проверяют правильность маркировки недействительных бюллетеней.
4. Передают результаты голосования в тренировочном режиме по коммутируемым линиям связи (по модему) в вышестоящую избирательную комиссию (делается не более 10 попыток передачи в течение 20 минут). В случае невозможности передачи протоколов докладывают по телефонам "горячей линии" и доставляют дискету в вышестоящую избирательную комиссию.
5. Завершают работу и после получения подтверждения из вышестоящей избирательной комиссии выключают сканеры в соответствии с Руководством оператора КОИБ.
После завершения работ накануне дня голосования операторам КОИБ следует:
- сдать председателю участковой избирательной комиссии для последующего погашения тренировочные бюллетени и использованный комплект тестовых бюллетеней;
- сдать председателю участковой избирательной комиссии на ответственное хранение комплект ключевых дискет для КОИБ до начала работ по подготовке КОИБ в день голосования.
5. Организация работы участковой избирательной комиссии до открытия помещения для голосования и в ходе голосования
5.1. Подготовка КОИБ к проведению голосования в день голосования
Члены участковой избирательной комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования.
Контроль за работой всего комплекса осуществляется операторами КОИБ в день голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ в день голосования (приложение N 4) и Руководством оператора КОИБ.
Операторам КОИБ необходимо:
1. Получить у председателя комиссии комплект ключевых дискет КОИБ и комплект тестовых бюллетеней для работы в день голосования.
2. Включить КОИБ и выполнить режим работы "Подготовка":
- ввести номер избирательного участка;
- проверить текущую дату и время;
- ввести номер телефона модема территориальной избирательной комиссии;
- получить исходные данные с помощью модема (при этом ключевая дискета не должна быть вставлена в дисковод сканера). Если после нескольких попыток получить данные не удается, следует получить данные с ключевой дискеты и сообщить об этом по телефонам "горячей линии";
- отсоединить кабель модема от телефонной розетки.
3. Уточнить у председателя комиссии информацию о выбывших кандидатах. В случае необходимости выполнить операцию "Снять позицию с голосования" в соответствии с Руководством оператора КОИБ.
4. Распечатать исходные данные и получить у председателя комиссии подпись на распечатке исходных данных.
5. Выполнить тестирование КОИБ с помощью комплекта тестовых бюллетеней для работы в день голосования.
6. Распечатать протокол тестирования и вместе с распечаткой исходных данных вложить в конверт для документации для дальнейшей передачи в вышестоящую комиссию по окончании голосования на избирательном участке.
7. Извлечь тестовые бюллетени из накопителей всех сканеров и сдать их для последующего погашения председателю участковой избирательной комиссии.
8. Доложить по телефонам "горячей линии" о готовности КОИБ к проведению голосования на избирательном участке.
При подготовке КОИБ к проведению голосования в день голосования до его начала (с 7.00 до 8.00) вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо или уполномоченный представитель либо доверенное лицо политической партии, избирательного блока, выдвинувших кандидата, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели. Председатель участковой избирательной комиссии оповещает присутствующих о начале тестирования КОИБ.
5.2. Проведение голосования
В 8.00 в день голосования председатель комиссии объявляет об открытии помещения для голосования.
Перед началом голосования операторы переводят КОИБ в режим голосования "Стационарный".
Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, указанным в пункте 5.1 настоящей Инструкции:
- пустые отсеки накопителей избирательных бюллетеней (основной и специальный - для ручного голосования);
- отображение "Принято: 0" на жидкокристаллических индикаторах всех сканеров КОИБ;
- пустые переносные ящики для голосования (и опечатывает их);
- переносные ящики с бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями.
Операторы КОИБ устанавливают сканеры на накопители, закрывая оба отсека, опечатывают крышки отсеков для ручного голосования и соединения сканеров с накопителями.
5.2.1. Работа КОИБ в режиме голосования "Стационарный"
Операторы КОИБ дают консультации избирателям по вопросам ввода избирательных бюллетеней в сканер КОИБ.
В течение дня голосования в 10.00, 14.00, 18.00 операторы КОИБ снимают показания со счетчиков всех сканеров КОИБ, суммируют их, делят на количество типов используемых при голосовании избирательных бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей сообщают председателю комиссии, который передает эти данные в территориальную избирательную комиссию.
5.2.2. Действия операторов КОИБ в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования
В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ сообщают об этом по телефонам "горячей линии" и пытаются устранить неисправность в соответствии с рекомендациями специалистов группы технической поддержки.
Отказ одного сканера. В случаях отказа одного сканера КОИБ во время голосования операторы КОИБ немедленно информируют об этом председателя комиссии, сообщают по телефонам "горячей линии" в группу технической поддержки и выполняют следующие действия.
В случае неисправности главного сканера для дальнейшей работы комплекса необходимо выключить все сканеры и включить главный сканер вновь через 10 - 15 секунд. Если его работоспособность после этого восстановится, включить подчиненные сканеры и продолжить работу на комплексе.
Если работоспособность главного сканера после этого не восстановится, необходимо:
- извлечь дискету из дисковода сканера;
- выключить неисправный сканер;
- подключить принтер и модем к подчиненному (исправному) сканеру, который после включения автоматически становится главным;
- вставить дискету в дисковод исправного сканера;
- включить исправный сканер и продолжить на нем работу.
В случае неисправности подчиненного сканера для дальнейшей работы комплекса необходимо выключить подчиненный сканер и включить его вновь через 10 - 15 секунд. Если его работоспособность после этого восстановится, продолжить работу на комплексе.
Если работоспособность подчиненного сканера после этого не восстановится, необходимо:
- выключить подчиненный сканер;
- продолжить работу на исправных сканерах.
Если после консультации со специалистами группы технической поддержки и выполнения их рекомендаций КОИБ остается неработоспособным, операторы КОИБ должны вызвать группу технической поддержки на избирательный участок.
Если специалистам группы технической поддержки не удалось восстановить работоспособность сканера КОИБ, председатель комиссии совместно с членами комиссии составляет акт о неработоспособности данного сканера КОИБ и докладывает об этом в вышестоящую избирательную комиссию. Акт о неработоспособности сканера КОИБ передается в вышестоящую избирательную комиссию вместе с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
Голосование избирателей продолжается на работоспособных сканерах КОИБ.
Отключения электропитания. В случае кратковременного отключения электропитания в помещении для голосования необходимо подождать перезагрузки сканеров (примерно 2 минуты). При восстановлении электропитания КОИБ автоматически возвращается в рабочее состояние, при этом в памяти КОИБ сохраняется информация, полученная по ранее обработанным бюллетеням.
В случае продолжительного временного отключения электропитания необходимо:
- сообщить об этом по телефонам "горячей линии";
- выключить все сканеры;
- по указанию председателя комиссии открыть крышку отсека для ручного голосования на одном КОИБ и предложить избирателям опускать бюллетени в отсек для ручного голосования.
После восстановления электропитания в помещении для голосования необходимо:
- включить все сканеры;
- подождать загрузки сканеров (примерно 2 минуты);
- убедиться, что КОИБ готов к приему избирательных бюллетеней;
- закрыть и опечатать щель для ручного голосования КОИБ;
- предложить избирателям продолжить голосование с использованием КОИБ;
- сообщить об этом по телефонам "горячей линии".
Застревание избирательного бюллетеня в тракте сканера. В случае застревания избирательного бюллетеня в тракте сканера КОИБ (сканер не принимает бюллетени, на верхней панели сканера мигает красный индикатор) необходимо в присутствии избирателя:
- открыть верхнюю крышку сканера;
- приподнять верхнюю часть тракта;
- извлечь бюллетень из тракта сканера, не нарушая тайну волеизъявления избирателя;
- опустить верхнюю часть тракта;
- опустить верхнюю крышку сканера;
- предложить избирателю расправить извлеченный бюллетень (или заменить его, отнеся к испорченным);
- после загорания зеленого индикатора на верхней панели сканера предложить избирателю ввести бюллетень в сканер повторно.
Если восстановить работоспособность сканера не удалось, следует проинформировать об этом председателя участковой избирательной комиссии и вызвать на избирательный участок группу технической поддержки по телефонам "горячей линии".
В это время голосование продолжается на работоспособных сканерах КОИБ.
Отказ всех сканеров КОИБ. В случаях отказа всех сканеров КОИБ во время голосования операторы КОИБ немедленно информируют об этом председателя участковой избирательной комиссии, сообщают по телефону в группу технической поддержки. Если попытка перезагрузить КОИБ окажется неудачной, комиссия выполняет следующие действия:
- открывает крышки отсеков для ручного голосования на всех КОИБ, и избиратели опус кают бюллетени в накопители бюллетеней;
- составляет акт о неработоспособности сканеров КОИБ и докладывает об этом в вышестоящую комиссию. Акт о неработоспособности КОИБ передается в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования.
5.3. Организация работы участковой избирательной комиссии после окончания голосования
По истечении времени голосования комиссия производит соответствующие действия, определенные Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 25 августа 2003 года N 21/150-4.
После оглашения, подписания и заверения печатью комиссии итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, оглашенные данные вносятся в соответствующие строки увеличенной формы протокола, и комиссия в присутствии членов комиссии с правом совещательного голоса производит следующие действия:
- если в течение дня голосования на любом из КОИБ использовался отсек для ручного голосования, комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на отсеке для ручного голосования на данном КОИБ, открывает его, затем председатель комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканер в режиме "Стационарный" таким образом, чтобы не нарушалась тайна волеизъявления. При обнаружении поврежденных бюллетеней они в сканер не опускаются. Комиссия в соответствии с пунктом 15 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней, после чего составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные с данными протокола об итогах голосования, сформированного посредством КОИБ;
- если печать (пломба) повреждена, комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.
В случае использования КОИБ на выборах, на которых проводилось досрочное голосование с использованием переносных ящиков для голосования, оператор переводит КОИБ в режим голосования "Досрочный". Порядок работы с находившимися в переносных ящиках для голосования бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, аналогичен порядку, приведенному в разделе 6 настоящей Инструкции. Если досрочное голосование на указанных выборах не проводилось, КОИБ переводится в режим "Переносной".
6. Организация работы участковой избирательной комиссии с переносными ящиками для голосования
Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Если печать (пломба) повреждена, комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.
Подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Если число избирательных бюллетеней установленной формы по данному уровню выборов, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени по данному уровню выборов, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.
Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиции "Против всех кандидатов" вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая заверяется подписями двух членов комиссии с правом решающего голоса и печатью комиссии.
Затем председатель комиссии опускает в КОИБ все бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
Аналогично проводятся указанные действия со вторым и третьим (при их наличии) переносными ящиками для голосования.
После проведения указанных операций операторы переводят КОИБ в режим работы "Подведение итогов".
7. Организация работы участковой избирательной комиссии
по подготовке протокола об итогах голосования для подписания членами участковой избирательной комиссии
Для формирования протокола об итогах голосования операторы КОИБ получают у председателя комиссии данные протокола комиссии, которые не могут быть подсчитаны автоматически. Операторами КОИБ производится клавиатурный ввод числовых значений строк протокола из увеличенной формы протокола согласно запросам на жидкокристаллическом индикаторе главного сканера, то есть вводятся значения строк 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. В строки 16, 17 вводятся либо значение "0", либо значения из акта об утрате (наличии не учтенных при получении) избирательных бюллетеней, составленного комиссией до окончания голосования.
КОИБ производит логический контроль данных протокола, и на жидкокристаллический индикатор выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений.
Если на жидкокристаллическом индикаторе содержится информация о несовпадении контрольных соотношений, необходимо в первую очередь проверить правильность ввода числовых значений из соответствующих строк увеличенной формы протокола.
В том случае, если на жидкокристаллическом индикаторе содержится информация о том, что число полученных участковой комиссией избирательных бюллетеней не равно сумме выданных и погашенных избирательных бюллетеней (несоблюдении контрольного соотношения 2 = 3 + 4 + 5 + 6), комиссия проводит проверку данных, внесенных на каждый лист списка избирателей, суммарных данных, занесенных на последний лист списка избирателей, а также правильность подсчета погашенных избирательных бюллетеней.
Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней",
Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0".
Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0".
Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 проставляется цифра "0".
После формирования итогового протокола с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ распечатывает в двух экземплярах итоговый протокол для подписания и передает полученные распечатки председателю комиссии.
Председатель комиссии оглашает данные строк 7, 8, 9, 10, 18 и последующих строк протокола, которые заносятся в увеличенную форму протокола.
Комиссия проводит проверку контрольных соотношений.
В случае поступления обоснованных жалоб и заявлений, касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая избирательная комиссия, использовавшая КОИБ, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ (ручной подсчет), по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования (в случае разницы более чем в один процент, но не менее трех единиц, между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью КОИБ, хотя бы по одной из следующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования: 9, 10, 18 и последующих строк) с отметкой "Повторный", либо подписывается протокол, составленный с помощью КОИБ, и составляется акт (приложение N 5) о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, 1 и сведения о количестве составленных участковой комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования.
Копии протоколов могут изготавливаться с помощью КОИБ.
По требованию члена участковой избирательной комиссии, лиц, указанных в пункте 5 статьи 31 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре, а лицо, получившее копию, расписывается в нем. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в ней данных.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об Пункт итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо после заверения этих копий незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
После подписания протокола об итогах голосования и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий оператор по указанию председателя комиссии подключает КОИБ к телефонной линии связи (подсоединяет кабель модема к телефонной розетке) и отправляет протокол об итогах голосования на избирательном участке в вышестоящую избирательную комиссию по коммутируемым линиям связи (делается не более 10 попыток передачи в течение 20 минут).
В случае невозможности передачи протокола оператор КОИБ докладывает об этом по телефонам "горячей линии", извлекает обе ключевые дискеты из дисководов сканеров и передает их председателю участковой избирательной комиссии.
После передачи протокола по коммутируемым линиям связи в территориальную избирательную комиссию и получения разрешения председателя участковой избирательной комиссии оператор завершает цикл работы на КОИБ и передает обе ключевые дискеты председателю участковой избирательной комиссии для передачи в территориальную избирательную комиссию вместе с первым экземпляром протокола.
В случае одновременного проведения выборов разных уровней действия по подготовке протоколов об итогах голосования на соответствующих выборах проводятся аналогичным образом.
Ручной подсчет голосов избирателей, а также все последующие действия после проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии проводятся в соответствии с Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 25 августа 2003 года N 21/150-4.
После подписания всех протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса извлекают бюллетени из накопителей бюллетеней КОИБ и упаковывают их в соответствии с пунктом 21 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
8. Демонтаж и возврат КОИБ
После завершения всех работ операторы КОИБ демонтируют КОИБ, развернутый на избирательном участке, и упаковывают в упаковочную тару в соответствии с Инструкцией по демонтажу КОИБ.
Возврат КОИБ с избирательных участков после окончания выборов осуществляется по графику, утвержденному территориальной избирательной комиссией.
9. Размещение вышестоящей комиссией протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в базу данных ГАС "Выборы"
Протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования, переданные по коммутируемым линиям связи в вышестоящую комиссию, помещаются системным администратором в базу данных ГАС "Выборы".
Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, доставивший протокол участковой комиссии об итогах голосования в вышестоящую комиссию, после занесения данных протокола в увеличенную форму сводной таблицы передает первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола участковой комиссии об итогах голосования.
После этого системный администратор КСА ГАС "Выборы" в присутствии председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и члена группы контроля из числа членов вышестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса распечатывает данные протокола, полученные по коммутируемым линиям связи. Эта распечатка сверяется с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии и, если они соответствуют друг другу, подписывается системным администратором и членом группы контроля с указанием даты и времени ее подписания.
Компьютерная распечатка передается под расписку председателю, секретарю или иному члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и приобщается ко второму экземпляру протокола.
Если компьютерная распечатка не соответствует первому экземпляру протокола, выясняются причины несоответствия данных протокола, находящихся в базе данных ГАС "Выборы", первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии и вышестоящая комиссия, организующая ввод данных протоколов участковых избирательных комиссий в базу данных ГАС "Выборы", принимает соответствующее решение о корректировке протокола данной участковой комиссии, ранее размещенного в базе данных ГАС "Выборы", в соответствии с первым экземпляром протокола участковой комиссии.
В том случае, если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования не передавался по коммутируемым линиям связи в вышестоящую комиссию, системный администратор в порядке, определенном соответствующей инструкцией, вводит в ГАС "Выборы" данные с ключевой дискеты либо из протокола участковой избирательной комиссии.
Факт соответствия данных из протокола участковой избирательной комиссии, размещенных в базе данных ГАС "Выборы", данным первого экземпляра протокола и передачи компьютерной распечатки председателю, секретарю или иному члену участковой комиссии с правом решающего голоса фиксируется в акте" (приложение N 6).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.