Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2017 г. N Ф07-12367/16 настоящее постановление отменено
г. Вологда |
|
27 сентября 2016 г. |
Дело N А05-1903/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рудакова Олега Александровича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2016 года по делу N А05-1903/2016 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
индивидуальный предприниматель Рудаков Олег Александрович (ОГРНИП 304290133500221, ИНН 292600571355; место жительства: 163062, город Архангельск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (ОГРН 1022900521820, ИНН 2901099535; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 60; далее - управление, УПФ) о признании недействительным требования от 19.11.2015 N 03900140075968, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 08.12.2015 уплатить 106 241 руб. 76 коп. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии; 5936 руб. 91 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108; место нахождения: 163061, город Архангельск, улица Логинова, дом 29; далее - налоговый орган, ИФНС).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2016 года по делу N А05-1903/2016 требование от 19.11.2015 N 03900140075968 признано недействительным в части уплаты 13 186 руб. 67 коп. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Рудаков О.А. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что подход для определения объекта обложения как в целях уплаты единого налога, так и для уплаты страховых взносов должен быть единым. В связи с этим полагает, что его доходом от осуществляемой им деятельности является разница между ценой, по которой он приобрел товар у поставщика, и ценой, по которой реализовал его третьим лицам.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИФНС отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть судебного акта и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель в 2014 году осуществлял такой вид деятельности, как розничная и оптовая торговля музыкальным, звуковым и световым оборудованием (ОКВЭД 52.45.3), и применял упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), избрав объектом обложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Помимо того, Рудаковым О.А. были предъявлены налоговому органу налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД), из которых следует, что его доход по виду деятельности, облагаемому ЕНВД, за 2014 год составил 1 289 312 руб.
На основании полученных от налогового органа сведений (письмо от 05.11.2015 N 17-13/8/3493дсп), согласно которым в 2014 году доход предпринимателя от предпринимательской деятельности, определяемый в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), составил 21 566 492 руб., фонд произвел расчет страховых взносов за 2014 год и выставил заявителю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.11.2015 N 03900140075968, в котором предложил в добровольном порядке в срок до 08.12.2015 произвести уплату 106 241 руб. 76 коп. недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и 5936 руб. 91 коп. пеней.
При этом управление, выставляя названное требование, исходило из того, что размер страховых взносов названного предпринимателя за 2014 год с учетом полученных от налогового органа сведений и положений статьи 14 Закона N 212-ФЗ составляет 138 627 руб. 84 коп.
Не согласившись с требованием УПФ, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу положений части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); согласно подпункту 4 части 8 статьи 14 названного Закона для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕНВД, - в соответствии со статьей 346.29 НК РФ.
При этом пунктом 6 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Исходя из положений статьи 346.15 НК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт 2 статьи 346.29 НК РФ).
При этом указанными нормами как Закона N 212-ФЗ, так и НК РФ не установлено, что при определении базы для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование полученные индивидуальным предпринимателем доходы подлежат уменьшению на сумму понесенных им расходов.
В силу изложенного является ошибочной позиция заявителя, согласно которой при определении размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию из суммы доходов страхователя за 2014 год должны исключаться расходы предпринимателя за тот же период.
Исчисление суммы страховых взносов исходя только из дохода предпринимателя, полученного от вида деятельности, облагаемого УСН, произведенное в решении суда, является ошибочным, однако данный факт не привел к принятию неправильного решения, поскольку, как было отмечено ранее, исходя из положений пункта 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, максимальный размер суммы страховых взносов за 2104 год не может превышать 138 627 руб. 84 коп.
Требование от 19.11.2015 N 03900140075968 выставлено УПФ с учетом только части уплаченных предпринимателем самостоятельно исчисленных страховых взносов.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отметил, что требование управления в части размера недоимки по страховым взносам, которую суд признал обоснованной, соответствует действительной обязанности страхователя.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим предпринимателю правомерно предложено уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Статьей 22 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления недоимки Пенсионный фонд направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В данном случае оспариваемое требование выставлено в пределах установленного срока и содержит все предусмотренные законом сведения, соответствует действительной обязанности страхователя.
Доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 мая 2016 года по делу N А05-1903/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рудакова Олега Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1903/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2017 г. N Ф07-12367/16 настоящее постановление отменено
Истец: ИП Рудаков Олег Александрович
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску