28 сентября 2016 г. |
Дело N А84-2790/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 сентября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи В.С. Голика, судей: В.И. Гонтаря., Оликовой Л.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания: Саматовой М.А.,
при участии:
от ООО "Учебно - производственный центр "Грот" - Плешаков Алексей Сергеевич, представитель по доверенности от 21.07.2016;
от Севастопольской транспортной прокуратуры - Деревягина Марина Ивановна, личность удостоверена служебным удостоверением;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 августа 2016 года по делу N А84-2790/2016 (судья Н.А. Морозова) по заявлению Севастопольской транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот", при участии третьего лица - Федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства обороны Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" о привлечении к административной ответственности,
установил:
Севастопольская транспортная прокуратура Южной транспортной прокуратуры (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно-производственный центр "Грот" (далее - общество, ООО "УПЦ "Грот") к административной ответственности по части второй статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05 августа 2016 года по делу N А84-2790/2016 заявление Севастопольской транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" к административной ответственности удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" обратилось с апелляционной жалобой в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Севастопольского транспортного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" к административной ответственности - отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию в действиях общества состава административного правонарушения.
Представитель ООО "УПЦ "Грот" в судебном заседании поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор против доводов апелляционной жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу в котором указал, что основания для отмены решения Арбитражного суда города Севастополя от 05 августа 2016 года по делу N А84-2790/2016 отсутствуют.
Третье лицо Федеральное казенное учреждение "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства обороны Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции находит подлежащим отмене обжалуемый судебный акт в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Севастопольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения лицензионного законодательства и законодательства об образовании в деятельности общества с ограниченной ответственностью учебно-производственный центр "ГРОТ" при предоставлении платных образовательных услуг.
В ходе проведения проверки, по мнению прокурора, ООО "УПЦ "Грот" предоставляет образовательные услуги по подготовке судоводителей маломерных судов в отсутствие на то разрешительного документа. Подготовка судоводителей маломерного судна осуществляется обществом в соответствии с Типовой программой обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 09.11.2014.
Постановлением прокурора от 11.07.2016 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки с заявлением в порядке статьи 23.1 КоАП РФ направлены прокурором в арбитражный суд.
Арбитражный суд города Севастополя, усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, решением от 05 августа 2016 года привлек ООО "УПЦ "Грот" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о доказанности прокурором в действиях ООО "УПЦ "Грот" состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ ошибочными по следующим основаниям..
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пунктов 9, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 20 статьи 2 указанного Федерального закона образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9); общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11); профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и(или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12); дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14); образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (п. 17); образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18); организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19); организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 20).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Приложение к Положению содержит перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, в который входят, в том числе реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ (п. 16), реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных предпрофессиональных программ (п. 17), реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (п. 18), реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (п. 19).
Содержание образования определяют образовательные программы (ч. 1 ст. 12 Закона об образовании).
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч. 2 ст. 12 Закона об образовании).
Согласно ч. 4 ст. 12 данного Закона к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В силу ч. 5 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное.
Исходя из положений статей 75 и 76 Закона об образовании, исходя из целей обучения и лиц, допускаемых к освоению дополнительных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, следует, что осуществляемая обществом деятельность по обучению управления маломерными судами (судоводитель маломерных судов) не является дополнительным профессиональным образованием.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание отсутствие законодательно установленной обязанности получения данного образования для получения удостоверения на право управления маломерными судами.
В силу ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда подлежат государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2005 г. N 6940).
В силу п. 5 данных Правил к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию, допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами. Подпункт "а" п. 8 Правил предусматривает запрет на управление маломерным судном без удостоверения на право его управления.
Для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила аттестации), утвержденными Приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262.
Правила аттестации определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов.
Таким образом, для получения права управления маломерными судами лицо, претендующее на данное право, обязано пройти аттестацию в уполномоченном органе, предварительно получив знания, умения и навыки вождения (управления) маломерными судами.
Между тем профессиональные и квалификационные требования к профессиональному обучению, дополнительному профессиональному образованию или дополнительному общеразвиваемому обучению, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, законодатель к маломерным судам не выдвигает (Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 11.09.2013 N 287).
Кроме того, в соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2014 года N 252 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33667) (далее Правила аттестации) окончание курсов не является необходимым условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерными судами.
Согласно п. 4.2 Правил аттестации, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения ни по объективной, ни по субъективной стороне ввиду недоказанности события административного правонарушения и неустранимых сомнений в виновности общества в инкриминируемом ему деянии (ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ).
Применяемые обществом в своей деятельности ранее разработанные программы обучения судоводителей не свидетельствуют об осуществлении образовательной деятельности в смысле, придаваемом Законом об образовании и требующим для ее осуществления наличие лицензии на управление маломерными судами.
Программа обучения судоводителей не является программой дополнительного профессионального обучения, разработанной и утвержденной обществом на основе разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти примерной программы профессионального обучения или типовой программы профессионального обучения (ч. 14, ч. 15 ст. 12 Закона об образовании).
Выдача свидетельства о прохождении подготовки по программе судоводителя маломерного судна не является итоговым документом профессионального обучения, не является документом, подтверждающим право управления.
Как уже было отмечено выше, окончание курсов в соответствии с Правилами аттестации судоводителей на право управления маломерными судами не является обязательным условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерными судами.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу N А60-35631/2015.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит ошибочными.
Руководствуясь статьями 268, частью 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
1. Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" - удовлетворить.
2. Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 августа 2016 года по делу N А84-2790/2016 - отменить.
3. В удовлетворении заявления Севастопольской транспортной прокуратуры о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Учебно - производственный центр "Грот" к административной ответственности - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд, принявший решение, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В. С. Голик |
Судьи |
В.И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2790/2016
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю"
Третье лицо: ООО "Учебно-производственный центр "Грот", Севастопольская транспортная прокуратура Южной транспортной прокуратуры
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4869/16
15.12.2016 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1600/16
28.09.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1600/16
05.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2790/2016