г. Самара |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А55-11768/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.09.2016 в помещении суда апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника" на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2016 по делу N А55-11768/2016 (судья Степанова И.К.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника" (ИНН 6330001363, ОГРН 1026303123054), г.Новокуйбышевск Самарской области, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела в г.Новокуйбышевске, г.Новокуйбышевск Самарской области, об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании принял участие представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника" Лёзин А.П. (доверенность от 01.08.2016),
в отсутствие представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице территориального отдела в г.Новокуйбышевске, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника" (далее - ГБУЗ СО "НСП", поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске (далее - административный орган) от 04.05.2016 N 16-10/122 о назначении административного наказания.
Решением от 08.08.2016 по делу N А55-11768/2016 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления отказал.
ГБУЗ СО "НСП" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии со ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель поликлиники в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, в выступлении представителя поликлиники в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, административный орган на основании распоряжения от 28.03.2016 N 16-04/74 провел в отношении ГБУЗ СО "НСП" плановую выездную проверку, в ходе которой выявил, в частности, нарушение требований п.1 и 2 ст.8, п.1 и 2 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), пп."в"-"д" п.17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв.Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006; далее - Правила N 1006): договоры с потребителями на оказание платных медицинских услуг от 03.03.2016 N 620, от 18.03.2016 N 775, от 14.04.2016 N 1053 не содержат перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договорами, их стоимость в рублях и сроки предоставления, что нарушает права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых им медицинских услугах и не обеспечивает им возможность правильного выбора.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 28.04.2016 N 16-04/74, протокол от 28.04.2016 N 16-10/160 об административном правонарушении и вынес постановление от 04.05.2016 N 16-10/122, которым привлек поликлинику к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 5 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ГБУЗ СО "НСП" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая поликлинике в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Закон N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии со ст.8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п.1 и 2 ст.10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Ст.39.1 Закона N 2300-1 предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Исходя из п.16 и 17 Правил N 1006, договор на оказание платных медицинских услуг заключается в письменной форме и должен содержать, в том числе: перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором (пп."в"); стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты (пп."г"); условия и сроки предоставления платных медицинских услуг (пп."д").
Договоры на оказание платных медицинских услуг от 03.03.2016 N 620, от 18.03.2016 N 775, от 14.04.2016 N 1053, заключенные ГБУЗ СО "НСП" с потребителями, такой информации не содержат.
Указание в договоре цифрового обозначения (шифра) медицинской услуги не свидетельствует о соблюдении поликлиникой пп."в" п.17 Правил N 1006 и о предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.
Ссылка ГБУЗ СО "НСП" на то, что перечень платных медицинских услуг с указанием цен, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и их оплаты размещены на сайте поликлиники в сети "Интернет" и на информационных стендах в фойе здания поликлиники, подлежит отклонению, поскольку такое размещение информации не исключает обязанность поликлиники составлять договоры на оказание медицинских услуг в соответствии с требованиями законодательства, в частности, п.17 Правил N 1006.
Содержание договора должно позволять потребителю достоверно определить, какая конкретно медицинская услуга будет ему оказана, без дополнительного изучения информации, размещенной, в том числе на сайте в сети "Интернет" или информационном стенде в фойе медицинского учреждения, с целью соотнесения наименования медицинской услуги с ее цифровым обозначением (шифром), указанным в договоре.
Таким образом, факт совершения поликлиникой вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ГБУЗ СО "НСП" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, предъявляемых к содержанию договора на оказание медицинских услуг, поликлиника не представила.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, и наличии вины ГБУЗ СО "НСП" в его совершении.
Основания для признания совершенного ГБУЗ СО "НСП" административного правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере оказания медицинских услуг и защиты прав потребителей. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении поликлиники к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, ГБУЗ СО "НСП" не представлено.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи.
Наложение на ГБУЗ СО "НСП" штрафа в сумме 5 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2016 года по делу N А55-11768/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11768/2016
Истец: ГБУЗ СО "Новокуйбышевская стоматологическая поликлиника"
Ответчик: Начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора в г. Новокуйбышевске Зотов Г.Н., Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Новокуйбышевске, Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Самарской области