Требование: о взыскании долга по договору перевозки в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А41-15521/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН:7708503727, ОГРН:1037739877295): Неверова А.Н., представителя (доверенность N НЮ-3-11/539 от 16.10.2015), Толстиковой А.С., представителя (доверенность N28/Д от 30.11.2015, паспорт), Тришина М.Г., представителя (доверенность N НЮ-3-11/93 от 18.07.2016, паспорт),
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Компания "ТрансЛогистик" (ИНН:7706758991, ОГРН:1117746552990): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компания "ТрансЛогистик" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2016 года по делу N А41-15521/16, принятое судьей Муриной В.А. по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ТрансЛогистик" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ТрансЛогистик" (далее - ООО "Компания "ТрансЛогистик") о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причине, зависящей от грузополучателя в размере 6 726 767 руб. 59 коп. по договору N 6/2-17 от 18 февраля 2015 года (том 1, л.д. 2-6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2016 года исковые требования удовлетворены (том 5, л.д. 142-144).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Компания "ТрансЛогистик" подало в Десятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт (том 6, л.д. 2-11).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18 февраля 2015 года между ОАО "РЖД" (перевозчик), ООО "Компания "ТрансЛогистик" (грузовладелец) и ОАО "Внуковский авиаремонтный завод - N 400" (владелец) был заключен договор N 6/2-11, предметом которого является право ответчика использовать железнодорожные пути необщего пользования владельца для производства грузовых операций - выгрузки; организация истцом прибытия и отправления вагонов с грузами ответчика: щебень, цемент с железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Внуковский авиаремонтный завод - N 400" по станции Аэропорт в соответствии с договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/2 от 22.01.2015.
Согласно пункту 2.1 договора перевозчик производит расстановку вагонов на места погрузки выгрузки.
В соответствии с приказом МПС России N 70 от 10.11.2003 г. "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" устанавливаются следующие технологические нормы на грузовые операции: щебень - 21 мин. на один вагон; цемент 36 мин. на один вагон (п. 2.3 договора).
Согласно подпункту "б" пункта 3.1. договора грузовладелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, грузовладельца ОАО "РЖД" взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном сторонами в Приложении N 1 к договору.
В случае нарушения грузовладельцем на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, не зависящим от перевозчика взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к настоящему договору.
При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД".
Согласно приложению N 1 плата за время нахождения вагонов указана без учета НДС.
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика на станцию Аэропорт МСК ж.д. по отправкам ЭЦ953362, 35153501, 43935063, ЭЧ699203, ЭЧ990679, ЭЧ671983, ЭЧ651583, ЭЧ671983, ЭЧ699203, ЭЧ714505, ЭЧ357902, ЭЧ367311, ЭЧ395785, ЭЧ804801, ЭЧ464854, ЭЧ477085, ЭЧ438917, 35198282, 33241639, 33238122, ЭЧ878892, ЭЧ742909, ЭЧ766535, ЭЦ953362, 43935063, ЭЦ953110, ЭЧ315253, 35198282, ЭЧ804801, 35153501, ЭЧ403768, ЭЧ428707, ЭЧ438917 направлялся груз: щебень, цемент.
По утверждению истца, вагоны были задержаны на промежуточных станциях в пути следования, по вине грузополучателя ООО "Компания "ТрансЛогистик", ввиду занятости фронтов погрузки/выгрузки ООО "Компания "ТрансЛогистик" и нарушения сроков погрузки, что подтверждается актами общей формы.
Моментом окончания задержки вагонов, контейнеров является момент освобождения мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Ответчик был извещен о задержках и отправлениях задержанных вагонов в пути следования.
По факту задержки вагонов по вине грузополучателя ООО "Компания "ТрансЛогистик" были представлены для подписания акты общей формы, от подписания которых представитель ответчика отказался, о чем были составлены акты общей формы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Порядок оформления задержки вагонов, в том числе в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в Уставе железнодорожного транспорта РФ.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правил N 26) предусмотрено, что в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения по факту задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях, и является доказательством, подтверждающим задержку вагонов на промежуточной станции.
На основании актов общей формы ответчику были предъявлены ведомости подачи и уборки вагонов.
В соответствии с данными ведомостями ответчику была начислена плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от грузополучателя на сумму 6 726 767 руб. 59 коп. Однако ответчик от подписания ведомостей отказался, Таким образом, ответчиком ненадлежаще исполнен пункт 2.3 договора по технологическому сроку оборота вагонов, что привело к задержке вагонов на путях общего пользования, что подтверждается представленными истцом памятками приемосдатчика.
Факт нарушения срока доставки грузов по данным отправкам подтверждается копиями железнодорожных транспортных накладных и актами общей формы о начале и окончании задержки вагонов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N ГКПИ 10-1331 установлено, что из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что в случаях нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Как следует из письма ФСТ России от 30 марта 2011 г. N СН-2489/10 "Об установлении размера платы за предоставление инфраструктуры при нахождении на ней подвижного состава", в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата взимается в доле (50 процентов) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Исходя из условий договора по организации расчетов, которые регулируют взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов или порожних вагонов, стороны согласовали обязательство по оплате использования пути общего пользования.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно статье 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Нормами статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Как следует из материалов дела, факт задержки вагонов на путях общего пользования подтвержден актами общей формы, в которых перечислены вагоны, задержанные на станции, имеются ссылки на номера приказов на бросание и поднятие поезда, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Также указана причина задержки вагонов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку ответчик был извещен о задержках и отправлениях задержанных вагонов в пути следования.
По факту задержки вагонов по вине грузополучателя были представлены для подписания акты общей формы, однако, представитель ответчика от подписи отказался, о чем, в соответствии с пунктом 3.2.4 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", были составлены акты общей формы.
При этом следует отметить, что ответчик добровольно отказался реализовать свое право на предъявление возражений к актам, предусмотренное абзацем 2 пункта 3.2.4 Правил составления актов, а также отказавшись от подписания актов, не исполнил свою обязанность по их подписанию, предусмотренную Правилами составления актов.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 июля 2016 года по делу N А41-15521/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.В. Мальцев |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15521/2016
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ООО "Компания "ТрансЛогистик"