В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала.
Гражданский персонал в воинских частях выполняет важные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Эти работники исполняют свои специфические трудовые обязанности в сложных условиях, нередко связанных с риском для жизни и здоровья. Кроме того, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданским персоналом могут замещаться ряд воинских должностей.
С учетом особенностей задач, возложенных на "силовые" ведомства, некоторые конституционные права работающих в них граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничены. Так, в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации они не могут самостоятельно защищать свое право на своевременное получение заработной платы посредством приостановки работы. Статьей 413 этого же Кодекса они лишены права на забастовку, которое статьей 37 Конституции Российской Федерации признается за иными категориями работников.
В связи с такими обстоятельствами законодательством предусмотрены дополнительные меры государственной защиты этих работников, в том числе право на справедливую (повышенную) заработную плату. Согласно статье 349 Трудового кодекса Российской Федерации для них устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. До 1 января 2005 г. повышенный по сравнению с иными категориями работников федеральных государственных учреждений уровень заработной платы обеспечивался постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала".
31 декабря 2004 г. Правительство Российской Федерации издало постановление N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений", которым с 1 января 2005 г. в 1,2 раза повышены размеры тарифных ставок (окладов) для работников федеральных государственных учреждений.
Однако в соответствии с пунктом 3 данного постановления его действие не распространяется на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением Федеральной таможенной службы и Федеральной миграционной службы).
Избирательно исключив повышение тарифных ставок (окладов) гражданского персонала, Правительство фактически уравняло их по уровню заработной платы с иными категориями работников федеральных государственных учреждений, чем лишило дополнительного законного вознаграждения за особые условия труда и ущемило их права. В этой части постановление вошло в противоречие с актами международного и российского права. Нарушен один из основополагающих принципов регулирования трудовых отношений - право работника на справедливую заработную плату, - закрепленный статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и статьями 2, 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Снижение уровня жизни, вызванное постоянным ростом цен, приводит к нарастанию недовольства лиц гражданского персонала своим положением и вызывает их многочисленные жалобы в различные инстанции, в том числе в мой адрес. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902, по моему мнению, нарушает их конституционное право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Этим постановлением не только ущемлены их материальные интересы, но в немалой степени унижены профессиональные честь и достоинство вследствие низкой оценки значимости выполняемого ими в интересах государства труда.
Данное обстоятельство негативно сказывается и на комплектовании воинских частей и организаций "силовых" ведомств, приводит к увольнению из них квалифицированных работников.
Реализуя предоставленное мне статьей 27 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" право, рекомендую Вам, уважаемый Михаил Ефимович, рассмотреть вопрос о приведении постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" в соответствие со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, а также принять другие необходимые меры к восстановлению прав гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.
При рассмотрении затронутого вопроса полагаю необходимым учесть мнения Министерства обороны Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых профессиональных союзов.
|
В. Лукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений", нарушающее права некоторых категорий работников
Текст заключения опубликован в "Российской газете" от 11 мая 2005 г. N 97