Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2017 г. N Ф07-13544/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
04 октября 2016 г. |
Дело N А13-2864/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества Мешковой Л.А. по доверенности от 17.05.2016, Мурашкиной Т.Н. по доверенности от 12.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июля 2016 года по делу N А13-2864/2016 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
закрытое акционерное общество "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" (ОГРН 1023501239618, ИНН 3528006408; место нахождения: 162604, город Череповец, улица Проезжая, дом 4; далее - ЗАО "ЧФМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, Проспект Победы, дом 33; далее - Фонд) о признании недействительными решения от 21.12.2015 N 388 в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 9067 руб. 42 коп., предложения уплатить недоимку в сумме 240 564 руб. 72 коп., возложения обязанности внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета в соответствующей части; решения от 21.12.2015 N 463 в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем пятым части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 11 866 руб. 39 коп., предложения перечислить недоимку в сумме 84 411 руб. 20 коп., пени в сумме 1397 руб. 06 коп., возложения обязанности отразить в бухгалтерском учете и Расчете (Форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые взносы, в соответствующей части.
Решением суда от 04 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Фонд не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Фонд о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решений от 24.08.2015 N 597 N 650 в отношении общества проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, по результатам которых составлены акты выездной проверки от 17.11.2015 N 2858 и N 2875 н/с и приняты решения от 21.12.2015 N 388 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 388) и N 463 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N 463).
Решением N 388 ЗАО "ЧФМК" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 9108 руб. 44 коп., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 241 652 руб. 97 коп.
Основанием для доначисления взносов по указанному решению послужил вывод Фонда о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на общую сумму 8 352 474,71 руб., в том числе 3 480 973,05 руб. - оплата стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым н работах с вредными условиями труда, обусловленными отсутствием на рабочем месте вредных производственных факторов; 4 836 534,56 руб. - оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Решением N 463 общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 11 875 руб. 48 коп., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 84 475 руб. 85 коп., пени в сумме 1398 руб. 13 коп. и штраф.
Основанием для доначисления взносов по указанному решению послужил вывод Фонда о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за проверяемый период на сумму 6 083 042,63 руб., в том числе 2 443 544,29 руб. - оплата стоимости молока, выдаваемого работникам, занятым н работах с вредными условиями труда, обусловленными отсутствием на рабочем месте вредных производственных факторов; 3 634 880 руб. - оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Общество, частично не согласившись с решениями Фонда, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Фонд по результатам проверки посчитал, что обществом неправомерно не начислены страховые взносы на стоимость молока, выдаваемого работникам, занятых на работах с вредными условиями труда. В обоснование данного вывода Фонд сослался на отсутствие на рабочих местах работников, которым выдавалось молоко, вредных производственных факторов.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом Фонда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Закона N 165-ФЗ).
Подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ включает в перечень плательщиков страховых взносов помимо прочих и организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, к которым в рассматриваемом случае относится и Общество.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (подпункт "и" пункта 2 части 1).
Пункт 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ относит обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к самостоятельным видом социального страхования.
Пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ признает объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 этого Федерального закона.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Следовательно, компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат обложению страховыми взносами.
На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (пункт 1).
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Также данным приказом утверждены Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Согласно указанным Нормам и условиям бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенного в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
В силу пункта 13 Приложения N 1 к Приказу N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:
- наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;
- согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно посчитал, что основанием для бесплатной выдачи работнику молока или других равноценных пищевых продуктов является его фактическая занятость на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда. При этом для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам необходимо одновременно соблюдение 2 условий: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
В данном случае материалами дела подтверждается, что ЗАО "ЧФМК" осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Коллективные договоры ЗАО "ЧФМК" на 2009-2011 годы и на 2012-2014 годы предусматривали осуществление выдачи молока, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В приложениях к коллективным договорам утверждены перечни профессий и должностей, которым в дни работы устанавливалась бесплатная выдача молока. Данные перечни утверждены работодателем и председателем профкома. Перечень профессий и должностей, которым полагалась выдача молока был принят в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126 "Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" и определил перечень вредных веществ и перечень должностей, работающих с данными вредными веществами, предусмотренные этим приказом.
Протоколами заседаний профсоюзного комитета от 28.01.2009, от 27.02.2009, от 02.02.2012, от 30.03.2012 подтверждается факт отказа профсоюзного комитета ЗАО "ЧФМК" в прекращении бесплатной выдачи молока.
Превышение допустимых вредных производственных факторов установлено обществом на основании замеров и оценки условий труда работников, проводимых в соответствии с программой производственного контроля вредных факторов.
Выплаты производились в соответствии с утвержденными перечнями.
При этом, исходя из указанных выше норм, непроведение аттестации не является основанием для доначисления сумм страховых взносов и может служить основанием только для выводов о нарушении трудового законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Фонда об отсутствии вредных производственных факторов по ряду должностей, перечисленных в решении, поскольку они противоречат материалам дела и не подтверждены документально.
По результатам проверки Фондом сделан вывод о необоснованном невключении обществом в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам оплаты стоимости приобретенных организацией путевок на санаторно-курортное лечение работников за 2012 год в сумме 1 427 521,80 руб., в 2013 году - 1 631 953,26 руб., в 2014 году - 1 777 059,50 руб.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом Фонда.
Пунктом 6.14 коллективного договора ЗАО "ЧФМК" на 2012-2014 предусмотрено выдавать путевки в санаторий-профилакторий ЗАО "ЧФМК" работникам общества и их детям за 10% стоимости, неработающим пенсионерам - за 5% стоимости, инвалидам трудового увечья и профзаболевания, участникам ВОВ 1 раз в два года предоставлять бесплатные путевки в санаторий-профилакторий.
В порядке пункта 6.15 коллективного договора общество обязано организовывать и обеспечивать ежегодное санаторно-курортное лечение работников, выделяя ежегодно на эти цели средства, утвержденные сметой в бюджете общества. За счет средств социального страхования обеспечивает путевками на санаторное лечение работников, работающих во вредных условиях труда и имеющих рекомендации медицинской комиссии с указанием в заключительном акте после прохождения периодического медицинского осмотра. Распределение, порядок, условия выдачи путевок, размер частичной оплаты за путевки и контроль за правильным расходованием средств осуществляет комиссия по социальному страхованию.
Согласно Положению о санатории-профилактории ЗАО "ЧФМК", утвержденному генеральным директором общества 10.04.2002, санаторий-профилакторий является структурным подразделением ЗАО "ЧФМК", лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенным для проведения лечебно-оздоровительной работы среди работников ЗАО "ЧФМК", членов их семей, пенсионеров ЗАО "ЧФМК", а также на договорной основе работников сторонних организаций и частных лиц. Основной задачей санатория-профилактория является поддержание и укрепление здоровья работников ЗАО "ЧФМК", нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда.
Пунктом 5.1 названного положения предусмотрено, что преимущественным правом для направления в санаторий профилакторий пользуются граждане нуждающиеся по состоянию здоровья в санаторном и физиотерапевтическом лечении, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, работающие инвалиды и ветераны войны и труда, беременные женщины (в ранние сроки беременности), доноры, систематически сдающие кровь для переливания, лица, состоящие на диспансерном учете, длительно и часто болеющие, работающие подростки. Медицинский отбор работников для направления в санаторий-профилакторий проводится цеховым врачом поликлиники с участием врача санатория-профилактория.
Как следует из материалов дела, путевки выделялись в указанном порядке при наличии медицинских показаний в соответствии с указаниями Фонда.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что, выплата работникам в соответствии с условиями коллективного договора в виде компенсации стоимости путевки является единовременной выплатой социального характера, не предусмотренной трудовым договором, и, соответственно, данная выплата не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июля 2016 года по делу N А13-2864/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2864/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2017 г. N Ф07-13544/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат"
Ответчик: ГУ-Вологодское государственное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Рожкова Н.М.