г. Москва |
|
30 сентября 2016 г. |
Дело N А41-13465/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Костригиным Н.И.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Виноградова Е.А. по доверенности от 23 декабря 2015 года N 27Дов-433,
от ответчика Публичного акционерного общества "Хотьковское карьероуправление" - Терон О.Н. по доверенности от 02 марта 2016 года,
от ответчика Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Фесченко Ю.А по доверенности от 27 сентября 2016 года N 49-Д,
от третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Ремизов В.М. по доверенности от 17 марта 2015 года N 81/Д-07,
от третьих лиц Прокуратуры Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства "Рослесхоз", Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-13465/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Публичному акционерному обществу "Хотьковское карьероуправление", Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об истребовании земельного участка, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Федеральное агентство лесного хозяйства "Рослесхоз", Прокуратура Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к Публичному акционерному обществу "Хотьковское карьероуправление" и Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в котором просил:
- истребовать из незаконного владения ПАО "Хотьковское карьероуправление" и Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2, как полностью накладывающийся на земли лесного фонда;
- снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2;
- погасить запись в ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040248:2.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Федеральное агентство лесного хозяйства "Рослесхоз", Прокуратура Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 172-176 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчиков возражали по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки территории лесного фонда в квартале 44 Васильевского участкового лесничества Сергиево-Посадского лесничества ГКУ МО Мособллес, расположенном вблизи д. Шапилово Сергиево-Посадского района сотрудниками филиала ГКУ Мособллес установлено наличие на лесном участке технологического комплекса для сортировки песчано-гравийной смеси, площадки для стоянки землеройной техники, трансформаторной подстанции, навалов песчано-гравийной смеси, а также выявлены признаки проведения карьерных выработок.
В целях проверки законности использования земельного участка были истребованы документы, подтверждающие право владения и пользования участком.
Согласно сведениям ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2 имеет площадь 350039 кв.м., расположен по адресу: Сергиево-Посадский район, с.п.Васильевское, пос. Мостовик, используется на основании договора аренды земельного участка от 19 февраля 1998 года N Д-38 и соглашения о внесении изменений в договор аренды от 19 марта 2012 года N ДЗ-43. Срок аренды - 49 лет.
Арендодателем договора аренды является Администрация Сергиево-Посадского района, арендатором ПАО "Хотьковское карьероуправление".
В рамках арбитражного дела N А41-14302/13 рассматривалось заявление ПАО "Хотьковское карьероуправление" к Управлению Росреестра по МО признании незаконным отказа в госрегистрации соглашения N ДЗ-43 от 19 марта 2012 года к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040248:2.
Постановлением суда апелляционной инстанции по делу N А41-14302/13 отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на земельный участок, не уполномочено распоряжаться им, и не представлены документы, подтверждающие перевод земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040248:2 из земель лесного фонда в иную категорию.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2014 года постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с данными, полученными с использованием Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (РГИС МО), созданной на основании Постановления Правительства Московской области от 23 октября 2012 года N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области", земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2 пересекает границы земель лесного фонда в кварталах 43, 44 Васильевского участкового лесничества и квартала 67 Сергиево-Посадского участкового лесничества Сергиево-Посадского лесничества ГКУ МО "Мособллес".
Согласно материалам лесоустройства, указанный участок полностью расположен в квартале 43 выдел 23 и квартале 44 выдел 8 Васильевского участкового лесничества, и в квартале 67 выдел 74 Сергиево-Посадского участкового лесничества Сергиево-Посадского лесничества Московской области.
При данных обстоятельствах, ссылаясь на нормы Лесного кодекса РФ (статьи 3, 7, 8, 67, 69, 91, 92), статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд вынести решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:05:0040248:2 из незаконного владения общества, а также снять участок с кадастрового учета и погасить запись о нем в ЕГРП.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Таким образом, в иске об истребовании имущества из чужого незаконного владения доказыванию подлежит факт наличия у истца права собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Согласно доводам истца, спорный участок, которым распоряжается Администрация Сергиево-Посадского района как неразграниченной государственной собственностью, и во владении и пользовании ПАО "Хотьковское карьероуправление" на основании договора аренды от 1998 года, заключенному между ответчиками, полностью находится на землях лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 ЛК РФ).
Согласно пункту 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", основными задачами комитета являются, в т.ч. осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области является уполномоченным органом Российской Федерации по управлению лесами, находящимися в Московской области, и представляет Российскую Федерацию в области управления и распоряжения землями лесного фонда, и является надлежащим истцом по данному спору.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов. Ими являются, в т.ч., заготовка древесины; осуществление рекреационной деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
В силу статьи 105 ЛК РФ запрещается разработка месторождений полезных ископаемых в зеленых зонах.
Таким образом, использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными в статье 1 Лесного кодекса РФ, а именно, с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов.
Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения границы населенного пункта;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Таким образом, если земельный участок в соответствии с материалами лесоустройства относится к землям лесного фонда, его использование и предоставление осуществляется в соответствии с вышеизложенными нормами. Такие участки не могут использоваться по иному назначению, чем установленному ст. 25 ЛК РФ.
Предоставление участков лесного фонда осуществляется только в соответствии с нормами Лесного кодекса РФ.
В силу статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (статья 74 ЛК РФ).
В обоснование своих доводов о том, что спорный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2 расположен в границах лесного фонда, истцом представлены: Справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда с чертежом пересечения границ (л.д. 32 т. 1), каталог координат поворотных точек границ квартала 43,44 Васильевского участкового лесничества и квартала 67 Сергиево-Посадского участкового лесничества Сергиево-Посадского лесничества (л.д. 33-35 т. 1), Справка ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" (л.д. 36 т. 1), Планшет N 8 лесоустройства 2002 года (л.д. 39 т. 1), Планшет N 11 лесоустройства 2002 года (л.д. 40 т. 1), выписки из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 13 мая 2016 года.
Также истец основывает свои доводы на постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-14302/13, которым отказано в удовлетворении заявленных требований ПАО "Хотьковское карьероуправление" к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в госрегистрации допсоглашения к договору аренды, в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие то, что спорный земельный участок был включен в число разрешенных для перевода из лесных земель в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации.
В силу статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В соответствии со статьями 67, 68, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса РФ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Таких документов истцом не представлено.
Истцом не представлено доказательств включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 года N 310, действовавший до 07 июня 2012 г., и предусмотренным действующим с 08 июня 2012 года по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 года N 139.
Не представлены кадастровые документы на указанные земельные участки, в которых значилось бы отнесение участков к землям лесного фонда.
Напротив, согласно представленным кадастровым выпискам на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0040248:2, он отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", и имеет вид разрешенного использования "для добычи валунно-гравийно-песчаной смеси с последующей рекультивацией (л.д. 7 т. 1).
Прав собственности на данный участок не зарегистрировано, следовательно, имеются основания утверждать, что он находится в неразграниченной государственной собственности.
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 24 февраля 2012 года, участок с КН 50:05:0040248:2 находится в аренде у ПАО "Хотьковское карьероуправление" на основании договора аренды от 19 февраля 1998 года N Д-38 и Соглашения о внесении изменений в договор аренды от 19 марта 2012 года N Д-43 (л.д. 6 т. 1).
В связи с этим, суд полагает, что истцом не доказан факт отнесения спорных участков к землям лесного фонда.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что земельный участок с КН 50:05:0040248:2 был в свое время надлежащим образом выведен из земель лесного фонда.
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 1994 года N 435-р, в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, из них в Московской области - площадью 68,6 гектар (л.д. 118 т. 1).
Согласно пояснениям ответчика 1, не оспоренным истцом, в состав указанных земель площадью 68,6 га также входил земельный участок, предоставленный впоследствии ответчику.
Главой администрации Московской области 26 мая 1994 года вынесено постановление N 122 о предоставлении АО "Хотьковское карьероуправление" в Сергиево-Посадском районе земельного участка под разработку карьера по добыче песчано-гравийной смести, общей площадью 37 га, в т.ч. 35 га во временное пользование сроком на 3 года из кварталов 43, 44 Васильевского лесничества и квартала 67 Загорского лесничества, и 2 га в постоянное пользование в квартале 43 Васильевского лесничества; пунктом 2 данного постановления администрации Сергиево-Посадского района предписано произвести перевод указанных лесных земель в нелесные (л.д. 120 т. 1).
09 июня 1994 года Администрацией Сергиево-Посадского района вынесено постановление N 1083, которым постановлено, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ N 435-р, изъять из земель Сергиево-Посадского опытно-механизированного лесхоза (кварталы 43 и 44 Васильевского лесничества и квартал 67 Загорского лесничества) земельный участок площадью 37,0 га; перевести эти лесные земли в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с правом рубки деревьев; предоставить участок площадью 35 га (кв. 43, 44, 67) в пользование АООТ "Хотьковское карьероуправление", для разработки карьера; органу лесного хозяйства предписано выдать обществу лесорубочные билеты (л.д. 119 т. 1).
24 июня 1994 года, 31 января 1996 года, 31 января 1996 года Сергиево-Посадским лесхозом выданы АО ""Хотьковское карьероуправление" лесорубочные билеты (л.д. 100-102 т. 1).
Постановлением Главы Сергиево-Посадского района от 09 июля 2010 года N 1053-ПГ изменен срок аренды на 49 лет (л.д. 121 т. 1).
Во исполнение указанных документов 19 февраля 1998 года между администрацией и обществом заключен сроком на 49 лет договор аренды земельного участка с КН 50:05:0040248:2.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что нормы лесного законодательства, которые запрещают использование участков лесного фонда под добычу полезных ископаемых (разработку песчаных карьеров) и устанавливают специальный порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, не действовали на момент издания распоряжений Правительства РФ N 1782-р от 31 декабря 1995 года и первого Вице-главы администрации Московской области от 19 февраля 1997 года N 123-РВГ.
На тот момент действовали нормы Земельного кодекса РСФСР, Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением ВС РФ от 06 марта 1993 года N 4616-1, Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом".
Согласно указанным нормам, в соответствии со статьей 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
Как установлено ранее, перевод земельных участков осуществлен на основании Распоряжения Правительства РФ от 04 апреля 1994 года N 435-р, которым решено перевести часть земель лесного фонда различных регионов в земли иных категорий, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также на основании Постановления Администрации Московской области от 26 мая 1994 года N 122, которым конкретизировано место нахождения лесного участка, в отношении которого осуществлен перевод, на территории Московской области (43, 44 кварталы Васильевского лесничества и 67 квартал Загорского лесничества).
Оснований полагать, что в Распоряжении Правительства РФ N 435-р не имелся в виду спорный участок лесного фонда, находящийся указанных кварталах, не имеется, документов об обратном не представлено. Представленные документы свидетельствуют о том, что все последующие после данного распоряжения действия и решения принимались и осуществлялись в целях его исполнения.
В силу статьи 96 Земельного кодекса РСФСР, с момента зачисления в фонд перераспределения земель земли относились к землям запаса и находились в ведении местных администраций.
При данных обстоятельствах, перевод участка лесного фонда в земли иных категорий и использование данного участка "под разработку песчаного карьера" осуществлялось в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент земельного и лесного законодательства, а именно, на основании решения Правительства Российской Федерации, при уведомлении об этом органа лесного хозяйства - Загорского лесхоза.
О наличии согласования места размещения участка под разработку карьера также свидетельствует письмо Загорского лесхоза от 23 сентября 1991 года N 575-а, в котором лесхоз не возражал против отведения из земель лесного фонда, с учетом компенсации затрат на ведение лесного хозяйства в указанных кварталах, участка площадью 35 га.
27 декабря 1993 года Московское управление лесами федеральной службы лесного хозяйства России направило письмо N 4-4-6 "О передаче земельного участка Хотьковскому карьероуправлению под расширение карьера в Загорском район", которым рассмотрело материалы об изъятии земельного участка площадью 37 га покрытых лесовм, в кварталах NN 44, 43, 67 Загорского лесхоза, в лесах 1 группы и передачи его Хотьковскому карьероуправлению под расширение песчано-гравийному карьера и строительства технологической дороги. Управление не возражало против изъятия участка для указанных целей.
Актом выбора земельного участка под разработку карьера Хотьковского карьероуправления от 14 декабря 1993 года комиссией Сергиево-Посадской администрации в составе в т.ч. руководителя опытно-механизированного лесхоза были определены и согласованы границы спорного земельного участка.
Таким образом, указанные документы позволяют установить факт наличия согласия органов лесного хозяйства на выбор земельного участка для организации карьера, его предоставление разработчику карьера, а также на его перевод из земель лесного фонда в земли иных категорий, поскольку разработка карьера не может вестись на землях лесного фонда.
В данном случае не имеет значение то обстоятельство, на которое ссылается истец, о том, что категория земель "земли промышленности" и вид разрешенного использования, а также уточнение адреса местоположения земельного участка (Сергиево-Посадский район, с.п.Васильевское, п.Мостовик) были присвоены земельному участку только в 2010 году, а до этого участок относился к государственной собственности и имел расположение кв. 43, 44 Васильевского лесничества и кв. 67 Загорского лесничества. Изменения внесены в 2010 году по фактическому использованию и местоположению земельного участка.
Ссылку истца на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-14302/13 суд признает ненадлежащей, поскольку основной причиной для отказа в удовлетворении требования о госрегистрации допсоглашения к договору аренды суд посчитал не то, что спорный участок входит в категорию земель лесного фонда и администрация района не вправе распоряжаться им, а то, что в материалы указанного дела не представлены доказательства того, что спорный участок входил в состав земель, переведенных из земель лесного фонда.
В данном деле указанные доказательства представлены.
Кроме того, пунктом 3.4 Постановления Главы администрации Московской области N 122 и п. 5.4 Постановления Главы администрации Сергиево-Посадского района, предписано после отработки произвести рекультивацию песчаного карьера, предусмотрев залесение площадей, возвращаемых пользователю.
В данном случае суд не усматривает наличия оснований полагать невозможность возвращения спорных земельных участков в состав земель лесного фонда в соответствии с установленным для этого порядком.
Действующим законодательством предусмотрены положения о переводе земельных участков, в т.ч. в состав земель лесного фонда, о рекультивации земельных участков.
Каких-либо данных о том, что спорные участки не будут возвращены после их использования под песчаный карьер в состав земель лесного фонда, истец и третье лицо не представили.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцами не представлено доказательств того, что истребуемый у ответчиков земельный участки с кадастровым номером 50:05:0040248:2 в настоящее время относятся к землям лесного фонда.
Судом исследованы все правоустанавливающие документы, имеющиеся в деле, и установлена правомерность и доказанность перевода участка лесного фонда в земли иных категорий с присвоением ему кадастрового номера 50:05:0040248:2 и категории "земли промышленности" и предоставления его в аренду обществу.
Кроме того, ответчики ходатайствовали о применении срока исковой давности. Согласно пояснениям ответчиков, уже в 90-х годах органы лесного хозяйства знали о выделении из земель лесного фонда, образовании и предоставлении земельного участка под разработку карьера общества.
Истец возражал против применения срока исковой давности, указав, что о том, что спорный участок расположен на землях лесного фонда, истец узнал только в 2013 году при рассмотрении дела N А41-14302/13.
Комитет также полагает, что он не является правопреемником Управления лесного хозяйства по г. Москве и Московской области, так как является вновь созданным органом, а не созданным в результате реорганизации.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).
В силу статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд считает необходимым отметить, что в компетенцию всех указанных органов входили (у ранее существовавших) и входят (у существующих органов) полномочия по управлению и распоряжению участками лесного фонда.
В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" с 01 июля 2012 года был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В силу пункта 11 Положения, к основным задачам комитета относятся, в т.ч.: охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, осуществление контроля и надзора в области лесных отношений, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений.
Пункт 3 Положения предписывает принять в собственность Московской области Федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и Федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
Таким образом, поскольку субъектом материально-правовых отношений является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти, последующее перераспределение функций между такими органами не может служить основанием для прекращения обязательств, принятых такими органами и находящимися в их ведении юридическими лицами.
Комитету лесного хозяйства Московской области переданы соответствующие полномочия по управлению лесным фондом на данной территории, следовательно он является функциональным правопреемником Управления лесного хозяйства по г. Москве и Московской области и органов лесного хозяйства, существовавших ранее, в т.ч. Московского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России.
Комитет, как правопреемник органов лесного хозяйства, уполномоченных управлять и распоряжаться участками лесного фонда в 90-х-2000-х годах, должен знать о принятых решениях о переводе спорных участков лесного фонда в земли иных категорий. Следовательно, трехлетний установленный для данной категории споров общий срок исковой давности исчисляется с 90-х годов, и к моменту обращения истца в суд с иском пропущен, а доводы ответчиков о пропуске данного срока являются обоснованными.
В связи с этим, иск комитета об истребовании земельных участков удовлетворению не подлежит.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно статье 16 закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В данном случае основания для снятия участка с кадастрового учета отсутствуют.
Также нет оснований для погашения записи о земельном участке в ЕГРП.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 июня 2016 года по делу N А41-13465/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13465/2016
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Муниципальное учреждение АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА, ПАО "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Прокуратура МО, ТУ Федерального Агенства по Управлению Государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБГУ "ФКП Росреестр" по Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства