Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф03-6543/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
05 октября 2016 г. |
А04-4300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Амурский уголь": Сафина М.Н., представитель по доверенности от 22.06.2016;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области: представитель не явился;
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Амурский уголь"
на решение от 19.07.2016
по делу N А04-4300/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению Акционерного общества "Амурский уголь"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
о признании действий незаконными
третье лицо: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество "Амурский уголь" (далее по тексту - заявитель, АО "Амурский уголь") с заявлением о признании действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области по возврату заявления с необходимыми документами и несогласованию схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6, незаконными. Просило обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской рассмотреть представленные документы в установленном законом порядке и согласовать схему расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6, в соответствии с границами, указанными в заявлении с необходимыми документами АО "Амуруголь" о согласовании схемы расположения земельного участка.
Заявитель письменно уточнил требования по заявлению. Просил признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, выраженное в письме от 04.03.2016 N 03/1037 по возврату пакета документов и отказу в согласовании схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6.
Просило восстановить права АО "Амуруголь" путем обязания территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской рассмотреть представленные документы в установленном законом порядке и согласовать схему расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6, в соответствии с границами, приведенными в заявлении АО "Амуруголь" от 08.02.2016 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:006.
Уточнение требований принято судом к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, АО "Амуруголь" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Амуруголь" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области и Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области представлен отзыв на жалобу, в котором управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя АО "Амуруголь", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 28:04:000000:6 площадью 906 106 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, для размещения железнодорожных путей, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дата регистрации права 25.07.2003.
Акционерное общество "Амурский уголь" является собственником объекта недвижимости - главный путь Райчихинской ветки с 3+700 км по 33+939 км (свидетельство о государственной регистрации права от 26.03.2015).
Кадастровым паспортом подтверждается расположение указанного объекта в пределах земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6.
Акционерное общество "Амурский уголь" также является собственником объекта недвижимости - станционные пути ст. Семилетка (свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2014).
Из заключения кадастрового инженера следует, что станционные пути ст.
Семилетка расположены на земельном участке с кадастровым номером 28:04:000000:6.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
08.02.2016 акционерное общество "Амурский уголь" обратилось с заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Амурская область, г.Райчихинск, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:006, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах; площадь образуемого земельного участка - 41 234 кв.м., с видом разрешенного использования - для размещения железнодорожных путей и объектов для обеспечения жизнедеятельности железной дороги, относящихся к категории земель - земли населенных пунктов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Амурской области письмом от 04.03.2016 N 03/1037 отказало в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:24000000:6 и возвратило представленный пакет документов по причине отсутствия согласия всех землепользователей, а именно, правообладателей всех объектов недвижимого имущества, расположенных на делимом земельном участке.
Не согласившись с отказом, акционерное общество "Амурский уголь" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьёй 39.2 ЗК РФ осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем, на основании изложенных выше норм Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области является лицом, уполномоченным утверждать схему расположения земельного участка.
Статья 11.2 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными
инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Статья 11.4 ЗК РФ предусматривает правила раздела земельного участка.
Так, согласно пункту 7 указанной статьи в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Образование земельных участков согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами в случае раздела земельного участка необходимым условием является письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Как установлено судом, спор между сторонами заключается в необходимости представления письменного согласия правообладателей объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке.
По мнению акционерного общества "Амурский уголь", со ссылкой на положения статьи 5 ЗК РФ, указанное согласие не требуется, в случае если права на земельный участок не оформлены.
По мнению ответчика, согласие правообладателей необходимо, поскольку они являются пользователями земельного участка и вправе приобрести земельный участок в собственность или в аренду.
Согласно пункту 3 статьи 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков являются собственники, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
Кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 28:04:000000:6 подтверждается нахождение на земельном участке объектов капитального строительства с номерами 28:04:000000:4456 (объект, принадлежащий заявителю главный путь Райчихинской ветки), 28:04:000000:4553, 28:04:000000:4554, 28:04:000000:4556.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельствам о государственной регистрации права от 21.09.2015 кадастровый номер 28:04:000000:4553 принадлежит объекту - вокзал станции Холодный Ключ, кадастровый номер 28:04:000000:4554 принадлежит объекту - вокзал станции Прогресс, кадастровый номер 28:04:000000:4556 принадлежит объекту - вокзал
станции Амурская.
Выписками подтверждается право собственности ОАО "Российские
железные дороги" на указанные объекты.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ).
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами ОАО "РЖД" вправе приобрести земельный участок под принадлежащими ему объектами недвижимости на праве аренды или в собственность.
Следовательно, ОАО "РЖД" в соответствии с положениями статьи 5 ЗК РФ может быть признано собственником или арендатором земельного участка.
Не оформление указанных прав, по обоснованному выводу суда, не влияет на их наличие и не может лишать ОАО "РЖД" закрепленного пунктом 4 статьёй 11.2 ЗК РФ права на согласование образования земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, заявителем не представлено согласие ОАО "РЖД" на раздел земельного участка, в связи с чем, не соблюдены установленные законом требования образования земельных участков.
Следовательно, поскольку отказ принят уполномоченным органом, соответствует закону, регулирующему спорные отношения, суд правомерно признал оспариваемый отказ законным и не нарушающим права и законные интересы акционерного общества "Амурский уголь", отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.07.2016 по делу N А04-4300/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4300/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2017 г. N Ф03-6543/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Амурский уголь"
Ответчик: ТУ Росимущества в Амурской области
Третье лицо: ОАО "РЖД"