Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2017 г. N Ф10-5367/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Тула |
|
5 октября 2016 г. |
Дело N А09-6454/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ращепкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 по делу N А09-6454/2016 (судья Фролова М.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД "НерудГрупп" (г. Брянск, ОГРН 1153256000798, ИНН 3257026415) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Брянску (г. Брянск, ОГРН 1133256000008, ИНН 3257000008) о признании недействительным решения N 15283 от 23.03.2016, при участии от заявителя - Забрянского Р.А., от заинтересованного лица - Кулешовой О.Н., установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ТД "НерудГрупп" (далее - ООО "ТД "НерудГрупп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Брянску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 15283 от 23.03.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 требования ООО "ТД "НерудГрупп" были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, Инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 14.07.2016 по делу N А09-6454/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению налогового органа, отсутствие объективных причин, обусловивших необходимость истребования у заявителя документов, касающихся деятельности за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, вне рамок налоговых проверок, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Возражая по жалобе, ООО "ТД "НерудГрупп" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные позиции.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Брянску, вне рамок налоговых проверок, было направлено в адрес ООО "ТД "НерудГрупп" требование N 47173 от 13.01.2016, которым предложено в пятидневный срок со дня его получения представить:
- полную информацию, содержащуюся в счетах-фактурах: N 31 от 17.07.2015 г., N 34 от 22.07.2015 г., N 37 от 28.07.2015 г., N 41 от 10.08.2015 г., N 51 от 28.08.2015 г., N 72 от 08.09.2015 г., N 73 от 09.09.2015 г., N 74 от 15.09.2015 г., N 75 от 16.09.2015 г., N 86 от 21.09.2015 г., N 122 от 25.09.2015 г., N 113 от 29.09.2015 г., выставленных в адрес ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121 с обязательным указанием номеров счетов-фактур, даты составления;
- полную информацию, содержащуюся в договорах в рамках вышеуказанных счетов фактур заключенных с ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121 со всеми дополнениями и изменениями, а так же в других договорах заключенных с ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121 в период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года;
- информацию о наличии транспортных средств в собственности либо аренде;
- полную информацию, содержащуюся в товаротранспортных накладных в рамках вышеуказанных договорах с обязательным указанием номеров и дат ТТН, ФИО лиц, осуществлявших доставку товаров, наименования и регистрационных номеров автотранспортных средств, каким маршрутам (пункты погрузки-разгрузки) осуществлялась доставка; - Полную информацию о погрузочно-разгрузочных работах с указанием места погрузки и выгрузке товара, полную информацию из актов выполненных работ с обязательным указанием номера, даты акта выполненных работ, должностных лиц, подписавших данные акты, перечня и стоимости выполненных работ (услуг);
- полную информацию, содержащуюся в книгах продаж (книгах покупок) в рамках вышеуказанных договоров по контрагенту ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121
- Полную информацию, содержащуюся в журналах - ордерах счетов 62 (60,76) в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. по контрагенту ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121;
- Имеющиеся акты сверок, проводимые в период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. с ООО "ТД "НерудГрупп" ИНН 3257022121, касающиеся деятельности ООО "ТД "НерудГрупп", ИНН 3257022121, КПП 325701001, в связи с возникшей у налогового органа обоснованной необходимостью получения документов (информации) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок.
Указанное требование было получено обществом 14.01.2016 г.
В ответ на данное требование инспекции N 47173 от 13.01.2016 ООО "ТД "НерудГрупп" письмом от 15.01.2016 проинформировало налоговый орган о том, что ООО "ТД "НерудГрупп" оставляет за собой право не исполнять требование о предоставлении документов (информации) N 47173 от 13.01.2016, как не соответствующее налоговому законодательству.
03.02.2016 г. Инспекцией был составлен акт N 14786 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), по результатам рассмотрения которого вынесено решение N 15283 от 23.03.2016 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "ТД "НерудГрупп" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 500 рублей.
Указанное решение Инспекции обжаловалось налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Брянской области от 29.04.2016, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции решил, что оспариваемое решение не соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1. Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что решение налогового органа не содержит сведений о причинах, обусловивших необходимость истребования документов вне рамок налоговых проверок
Отменяя решение суда по данному спору, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщики в свою очередь обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подпункты 6, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Согласно пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 1 и 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Порядок взаимодействия), при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, либо у лица, располагающего такими документами (информацией), в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов. Приказом Федеральной налоговой службы России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" (далее - приказ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@), действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, утверждена форма требования о представлении документов. Согласно приказу от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ в требовании о представлении документов указывается: истребуемая информация, при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, полное и сокращенное наименование организации (филиала, представительства), в отношении которой запрашиваются сведения, указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).
Из смысла и содержания указанных норм права следует, что документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Как установлено судом, инспекцией в адрес ООО "ТД "НерудГрупп" было направлено требование N 47173, где заявителю предлагалось в течение 5 рабочих дней представить в налоговый орган документы, касающиеся взаимоотношений с ООО "Неруд Инвест" (ИНН 3257022121).
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьями 31, 93.1 НК РФ,пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Приказом Федеральной налоговой службы России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", пунктами 1 и 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, исходя из фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое требование содержит всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и приказом Федеральной налоговой службы России N ММ-3-06/338@ от 31.05.2007, поскольку в нем указаны наименования запрашиваемых документов и период, к которому они относятся. Содержание требования достаточно для понимания налогоплательщиком индивидуализирующих признаков документов, позволяющих исполнить требование налогового органа.
В данном требовании содержится указание, что истребование документов (информации) производится по конкретным сделкам между заявителем и ООО "Неруд Инвест" за период с 01.01.2015 по 31.12.2015. Кроме того, в требовании указано, что заявитель является контрагентом ООО "Неруд Инвест", в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Указанная в требовании информация позволяет идентифицировать документы и информацию, которые необходимо представить.
Статья 93.1 НК РФ не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов в требовании налогового органа о представлении документов (информации).
При истребовании документов инспекция в силу объективных причин может и не располагать сведениями о реквизитах первичных учетных документов, которые относятся к внутрихозяйственной деятельности налогоплательщика. Именно в целях получения этих документов налоговым органом и направляется такое требование.
Отсутствие в требовании N 471738 указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, причин для истребования документов у заявителя не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток в оформлении спорного документа носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенный правовой подход подтверждается также судебной практикой, изложенной, в частности, в постановлении АС ЦО от 25.05.2016 по делу N А09-10176/2015.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску N 15283 от 23.03.2016 законным и обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 по делу N А09-6454/2016 следует отменить, в удовлетворении требований ООО "ТД "Неруд Групп" отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 по делу N А09-6454/2016 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью ""ТД "Неруд Групп" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6454/2016
Истец: ООО "ТД "НерудГрупп", Представитель истца: Забрянский Роман Александрович
Ответчик: ИФНС по г. Брянску