Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф06-19045/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
09 декабря 2016 г. |
Дело N А55-9158/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Радушевой О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2016 в помещении суда апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 по делу N А55-9158/2016 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича (ИНН 632506289940, ОГРН 311632511600012), г.Сызрань Самарской области, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Агниетова Тимура Кунниетовича, г.Сызрань Самарской области, Администрации городского округа Сызрань Самарской области, г.Сызрань Самарской области, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (лично, паспорт)
Беликов В.Ф. - представитель индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича (доверенность от 16.11.2015),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель (кадастровый инженер) Пряников Анатолий Олегович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - Кадастровая палата) от 29.03.2016 N 63-00-119/16-44960 об отказе в учете изменений объекта недвижимости по заявлению от 23.12.2015 N 63-0-1-46/3201/2015-4345 и об обязании Кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя (кадастрового инженера) Пряникова А.О. путем проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением от 23.12.2015 N 63-0-1-46/3201/2015-4345 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (с приложенными документами).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация городского округа Сызрань Самарской области и Агниетов Тимур Кунниетович.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2016 по делу N А55-9158/2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Кадастровая палата просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об оставлении требований предпринимателя Пряникова А.О. без удовлетворения. По мнению Кадастровой палаты, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Предприниматель Пряников А.О. в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании предприниматель Пряников А.О. и его представитель апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения (регистрационная запись от 22.10.2007 N 63-63-08/038/2007-036) об учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:08:0111052:73 площадью 800 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, адрес: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кинельская, 316. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2007 серии 63-АВ N 759415 собственником указанного земельного участка является Агниетов Т.К.
Предпринимателем Пряниковым А.О., являющимся кадастровым инженером, на основании договора подряда, заключенного с Агниетовым Т.К., подготовлен межевой план по уточнению местоположения и площади принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111052:73.
В соответствии с измерениями, выполненными в ходе кадастровых работ, были определены координаты поворотных точек и вычислена площадь участка, которая составила 800 кв.м.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Агниетов Т.К. обратился в Кадастровую палату с заявлением от 23.12.2015 N 63-0-1-46/3201/2015-4345 об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 63:08:0111052:73 с приложением, в том числе, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Пряниковым А.О.
Решением от 26.12.2015 N 63-00-119/15-167771 Кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета по указанному заявлению, посчитав, что межевой план по содержанию не соответствует установленным требованиям; решением от 29.03.2016 N 63-00-119/16-44939 Кадастровая палата по тому же основанию отказала в снятии приостановления.
Решением от 29.03.2016 N 63-00-119/16-44960 Кадастровая палата, сославшись на пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, отказала в осуществлении кадастрового учета, указав, что не устранены причины, повлекшие приостановление кадастрового учета. В этом решении Кадастровая палата также сослалась на пункт 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), и указала, что в межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
Согласно части 13 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
С учетом положений статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные предпринимателем Пряниковым А.О. по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В части 1 статьи 38 Закона о кадастре указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 4 статьи 38 Закона кадастре межевой план состоит из графической и текстовой частей.
Частью 5 статьи 38 Закона кадастре предусмотрено, что в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона кадастре в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 Закона о кадастре случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Согласно части 7 статьи 38 Закона кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 9 статьи 38 Закона кадастре установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Частью 3 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 13 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; 2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Из межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Пряниковым А.О. (т. 1, л.д. 105-114), усматривается, что в нем имеются акт согласования местоположения границы земельного участка; текстовая и графическая части; в графической части выполнены схемы геодезических построений, месторасположения земельного участка, чертеж участка и его частей; в текстовой части содержатся исходные данные о земельном участке (кадастровый план территории, свидетельство о государственной регистрации права), сведения о геодезической основе, средствах измерений, а также сведения о том, в отношении чего выполнены уточнения (площади и координаты границ). В межевом плане также имеется раздел "Заключение кадастрового инженера", из которого следует, что в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения его границ.
Кадастровым инженером установлено, что на участке границ 1-2 отсутствует смежный земельный участок - земли общего пользования (проезд/улица); на участке границ 2-3 отсутствует смежный земельный участок в отношении которого уточнено местоположение границ, - границы земельного участка с кадастровым номером 63:08:0111052:50 не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и их местоположение не уточнялось; на участке границ 3-4 отсутствует смежный земельный участок - земли не разграниченной государственной собственности; на участке границ 4-1 отсутствует смежный земельный участок - земли не разграниченной государственной собственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции не установил в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Пряниковым А.О., каких-либо нарушений.
Довод Кадастровой палаты об отсутствии в разделе "Заключение кадастрового инженера" сведений об определении границ земельного участка на основании документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку заказчиком кадастровых работ - Агниетовым Т.К. представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 25.10.2007 серии 63-АВ N 759415.
Доказательства того, что при осуществлении кадастровых работ по подготовке межевого плана в целях уточнения границ земельного участка конфигурация и границы земельного участка изменены, Кадастровая палата не представила.
Частью 1 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами данной статьи.
При рассмотрении настоящего дела не установлено предусмотренных статьей 27 Закона о кадастре оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемое решение Кадастровой палаты нарушает права и законные интересы предпринимателя Пряникова А.О., поскольку препятствует ему в реализации прав и обязанностей кадастрового инженера, предусмотренных, в том числе, договором подряда с Агниетовым Т.К. (включая право на получение вознаграждения).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ.
Доводы, приведенные Кадастровой палатой в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2016 года по делу N А55-9158/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9158/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф06-19045/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Пряников Анатолий олегович
Ответчик: ФГБУ "ФКП Кадастровая палата" в лице филиала по Самарской области
Третье лицо: Агниев Т.К., Администрация г.о. Сызрань Самарской области