город Москва |
|
7 октября 2016 г. |
дело N А40-27253/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04.10.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Добыш Д.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016
по делу N А40-27253/16, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ГУ МВД России по Московской области (125009, Москва, Никитинский переулок, дом 3, ОГРН 1027700557235)
к Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (123995, Москва, улица Садовая Кудринская, дом 11, ОГРН 1047796269663)
третьи лица: 1. АО "Строительная компания Флан - М" (125319, Москва, улица Черняховского, дом 16), 2. ООО "СУ-40" (109544, Москва, улица Малая Андроньевская, дом 20/8, стр. 2)
о признании незаконными решений;
при участии:
от заявителя - Камалетдинов М.Р. по доверенности от 11.01.2016; Воронин А.В. по доверенности от 24.02.2016;
от заинтересованного лица - Иванов С.В. по доверенности от 09.03.2016; Адигюзелов К.А. по доверенности от 20.02.2016;
от третьих лиц - 1) не явился, извещен; 2) Беляев А.С. по доверенности от 30.09.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 признаны незаконными решения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 14.12.2015 N КГОЗ-251/15 и от 15.12.2015 N ПГОЗ-303/15 о нарушении законодательства о государственном оборонном заказе.
Не согласившись с принятым решением, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в указанной части, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют АО "Строительная компания Флан - М" и ООО "СУ-40".
Представитель АО "Строительная компания Флан - М" в судебное заседание не явился, извещены.
Представители антимонопольного органа, ГУ МВД России по Московской области и третьего лица - ООО "СУ-40" в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 02.11.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0348100035115000242 о проведении электронного аукциона на строительство ИВС МУ МВД России г. Химки Московской области, начальная (максимальная) цена контракта 202.502.640 руб.
На участие в аукционе подано 5 заявок от участников закупки.
К участию в аукционе допущено 3 участника закупки.
Победителем аукциона признано ООО "СтройПодрядСервис" с минимальным предложением о цене контракта 198.452.587, 20 руб.
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО "СУ-40" на действия Единой комиссии ГУ МВД России по Московской области при проведении электронного аукциона на "строительство ИВС МУ МВД России г. Химки Московской области".
Решением ФАС России N КГОЗ-521/15 от 14.12.2015 жалоба АО "Строительная компания ФЛАН-М" признана обоснованной (том 3 л.д. 62-69).
Решением ФАС России N ПГОЗ-303/15 от 15.12.2015 по жалобе ООО "СУ-40" в действиях заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 31, п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе; в действиях Единой комиссии выявлены нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе (том 1 л.д. 9-17).
Управление, не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых и фактических оснований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должны быть требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные, характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В оспариваемом решении антимонопольным органом указано на то, что требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, установленные в документации об аукционе, не позволяют сформировать перечень материалов и оборудования (товаров), показатели которых должны быть представлены в первой части заявки участниками закупок, а именно: по конкретным показателям товара, содержащимся в подразделе "рабочая документация, водоснабжение, часть 1. Здание ИВС: "ХИКС - ИОС2.1-СО(и)" приложения N 1 к документации об аукционе и, соответственно, ГУ МВД России по Московской области не установлены надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, что нарушает, по мнению антимонопольного органа, положения п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и делает невозможным для участников закупки точно сформировать свои заявки для участия в аукционе, и указано на тот факт, что в документации об аукционе ГУ МВД России по Московской области установлены требования к материалам и оборудованию (товару).
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, действия ГУ МВД России по Московской области по допуску участников закупки по номерами 1 и 2 соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ.
С положений Закона N 44-ФЗ ГУ МВД России по Московской области в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных условий участия в торгах в разделе 10 документации о закупке прямо указало на разделы документации о закупке, содержащие указанные показатели, а именно: максимальные и (или) минимальные значения показателей товара в соответствии с Приложением N 1 и Приложением N 2 к документации об аукционе. Значения показателей товара, которые не могут изменяться в соответствии с Приложением N 1 и Приложением N 2 к документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ радел 3 документации о закупке содержит требования в отношении содержания и состава заявки на участие в таком аукционе: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги; конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
10.11.2015 ГУ МВД России по Московской области принято решение о внесении изменений в состав документации о закупке, согласно которым, на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru), размещено Приложение N 1 в новой редакции, состоящее из разделов: ведомости объемов работ; изыскания; рабочая документация; раздел 1. пояснительная записка; раздел 2. схема планировочной организации участка; раздел 4. конструктивные и объемно-планировочные решения; раздел 6. проект организации строительства; раздел 8. перечень мероприятий по охране окружающей среды; раздел 9. мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; раздел 10. мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; раздел 10.1 ТБЭО; раздел 11.1 энергоэффективность.
В целях соблюдения принципа объективности, установленного ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, исходя из предмета закупки, ГУ МВД России по Московской области включена в состав документации о закупке, наряду с иными разделами описывающими объект закупки, проектная документация (в составе документации о закупке - приложение N 1 к такой документации), которая согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства.
Архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, в соответствии с проектной документацией на строительство, осуществляемое ГУ МВД России по Московской области, отражаются не только в добросовестном исполнении обязательств застройщиком в части порядка выполнения работ (в том числе технологий, соблюдений градостроительных норм, процессов и так далее), но также и в использовании при строительстве здания материалов (товаров) соответствующих требованиям, определенным проектной документацией.
Таким образом, ГУ МВД России по Московской области в полной мере указан объект закупки, в целях предоставления равного доступа к участию в торгах всем заинтересованным лицам, в составе документации, прямо указано на сведения, подлежащие включению в первую часть заявки на участие в торгах, на разделы документации, содержащие показатели товара, служащие для определения его соответствия потребностям заказчика.
В силу ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ ГУ МВД России по Московской области вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с ч. ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона N N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 2 к названному постановлению.
ГУ МВД России по Московской области включены в извещение и документацию об аукционе требование о необходимости подтверждения участником закупки соответствия требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Группа соответствующих работ указана в документации о закупке, в том числе содержится в контракте - "строительство ИВС МУ МВД России г. Химки Московской области".
Вместе с тем, АО "Строительная компания ФЛАН-М" в составе первой части заявки на участие в аукционе не представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, а именно: требования по "трубам".
Единой комиссией ГУ МВД России по Московской области установлен факт не представления АО "Строительная компания ФЛАН-М" в заявке обязательных сведений, а именно: конкретных показателей товара, содержащихся в подразделе "рабочая документация. водоснабжение, часть 1. Здание ИВС: "ХИКС -ИОС2.1-СО(и)" Приложения 1 к документации о закупке, соответствующих значениям установленным документацией закупке, в связи с чем участник закупки правомерно не допущен к участию в торгах.
При рассмотрении жалобы антимонопольным органом указано на нарушение ГУ МВД России по Московской области ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ в отношении положений документации и извещения об осуществлении закупки, в которых, по мнению антимонопольного органа, не содержатся надлежащим образом сформированные требования ГУ МВД России по Московской области к составу документов, приобщение участником закупки которых, требуется ко второй части заявки на участие в торгах.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона 44-ФЗ, ГУ МВД России по Московской области должно установить дополнительные требования к участнику закупки (в том числе к составу представляемых участником закупки документов), в случае если работы предусмотренные контрактом, указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие частников закупки указанным дополнительным требованиям".
Закупка, осуществляемая ГУ МВД России по Московской области, согласно извещению об осуществлении закупки: относится к коду: "45.21.15.150" по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2, ОК 034-2014); предметом контракта является: "строительство ИВС МУ МВД России г. Химки Московской области"; начальная (максимальная) цена контракта составляет 202.502.640 руб.
Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации при осуществлении заказчиком закупки с учетом вышеуказанных критериев закупки, участникам закупки требуется подтверждение соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением от 04.02.2015 N 99, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Содержание знака, указанного в постановлении от 04.02.2015 N 99, раскрыто в сноске: требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы другие подобные постройки).
ГУ МВД России по Московской области в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 и ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ, включены в извещение и документацию о закупке требование к необходимости подтверждения участником закупки соответствия требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. а именно: требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % начальной максимальной) цены настоящего контракта, на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованию: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов) и акта (актов) выполненных работ.
В материалы дела заявителем представлено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.04.2016 по делу N А40-24696/2016, которым отказано ООО "СУ-40" в удовлетворении требований о признании незаконными действий ГУ МВД России по Московской области, выразившихся в признании соответствующей требованиям документации об аукционе заявки N 1 ООО "СтройПодрядСервис"; признании не соответствующей требованиям об аукционе заявки N 4 ООО "СУ-40"; признании государственного контракта N 0348100035115000242-0005930-02, заключенного между ГУ МВД России по Московской обл. и ООО "СУ-40" недействительной сделкой; возложении обязанности на ГУ МВД России по Московской области по проведению новой процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями аукционной документации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", признав при этом заявку N 1 ООО "СтройПодрядСервис" не соответствующей требованиям документации об аукционе, а заявку ООО "СУ-40" соответствующей требованиям законодательства и документации об аукционе (ст. 16 АПК РФ).
С учетом, установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2016 по делу N А40-27253/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27253/2016
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД РФ по МО
Ответчик: Федеральная антимономольная служба, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: АО "Строительная компания ФЛАН-М", АО "Строительная компания План-М", ООО СУ-40