г. Вологда |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А05-4939/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от общества Кузнецова Д.С. по доверенности от 16.05.2016, от управления Воронцова Н.Д., от Росприроднадзора Гребенщиковой М.С. по доверенности от 06.09.2016 N АС-35/90,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2016 года по делу N А05-4939/2016 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКОСОЮЗ" (ОГРН 1055100160015, ИНН 5190133397; место нахождения: 183001, город Мурманск, улица Подгорная, дом 86, офис 411; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230, ИНН 2901161840; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Поморская, дом 2; далее - управление) о признании недействительным приказа от 28.01.2016 N 28/П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ОГРН 1047703033300, ИНН 7703381225; место нахождения: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6, корп. А, Б).
Решением суда от 05 июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество и третье лицо в отзывах и их представители в судебном заседании просили апелляционную жалобу оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считают его законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию серии от 06.11.2013 МР-4 N 001128 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочное снабжение топливом) в морских портах с использованием судов.
Общество 29.10.2015 обратилось в управление с заявлением N 177 о переоформлении указанной лицензии в связи с необходимостью включения дополнительного объекта - т/х "Оста" и в связи с изменением адреса юридического лица.
В соответствии с уведомлением управления о принятии заявления и документов к рассмотрению от 11.12.2015 N СУГМРН-04-03/2883 заявление общества принято к рассмотрению, решение о переоформлении (отказе в переоформлении) лицензии (приложения к лицензии) будет принято в срок, установленный Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Управление письмом от 06.11.2015 N СУГМРН-04-03/2177 запросило у Росприроднадзора сведения о государственной экологической экспертизе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов общества при проведении бункеровочных операций на акватории порта Мурманск Кольского залива, Мурманск - 2015, утвержденного 04.09.2015.
Письмом от 09.11.2015 N ВС-08-15-29/19795 Росприроднадзор сообщил, что такая экспертиза не проводилась, при этом обратил внимание управления на то, что планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность (в том числе бункеровочное снабжение топливом), определенную Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" (далее - Положение N 193), в морских портах с использованием транспортных средств (одним из которых является судно) без эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, подводных трубопроводов для транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, не подпадают под требования статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ).
Аналогичный ответ Росприроднадзор дал обществу в письме от 25.11.2015 N ВС-08-05-32/20884.
По результатам проверки заявления общества управление составило акт от 26.01.2016 в котором отразило, что объекты, заявленные для переоформления лицензии и для включения в приложение к лицензии лицензиата (нефтеналивное судно "Оста"), соответствуют возможности выполнения лицензионных требований; лицензиат (общество) не соответствует лицензионным требованиям, поскольку план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов при проведении бункеровочных операций на акватории порта Мурманск Кольского залива, Мурманск 2015, не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы; лицензия от 06.11.2013 серии МР-4 N 001128 от не может быть переоформлена с включением в адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности - акватории порта Мурманск Кольского залива, судна "Оста"; лицензия серии от 06.11.2013 серии МР-4 N 001128 подлежит переоформлению в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица.
По итогам проведенной проверки управлением изданы приказ от 27.01.2016 N 27/П о переоформлении лицензии общества, в соответствии с которым лицензия переоформлена в связи с изменением адреса места нахождения юридического лица, а также приказ от 28.01.2016 N 28/П об отказе в переоформлении лицензии общества, в соответствии с которым обществу отказано в переоформлении лицензии по причине несоответствия лицензиата лицензионным требованиям (план действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы).
Общество, не согласившись с приказом от 28.01.2016 N 28/П, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемый приказ незаконным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Статьей 13 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прилагаются: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных частью 3 статьи 13 указанного закона.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2 части 7 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Пунктом 3 Положения N 193 предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
В пункте 5 названного Положения приведены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, в том числе, наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).
Согласно пункту 7 Положения N 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, в том числе копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).
В соответствии с подпунктом 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 N 160 (далее - Административный регламент), для получения лицензии заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением N 3, с приложением, в том числе, копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).
Согласно пункту 21 Административного регламента для переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, перечню работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанному в лицензии, а также изменении в перечне используемых производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъёмно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением N 4 к Административному регламенту, с приложением следующих документов: оригинал действующей лицензии; сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъёмно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), сведения о судах, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждый производственный объект или судно (зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды); сведения о страховании жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей с приложением копий соответствующих договоров.
Пунктом 27 Административного регламента установлено, что Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза плана ЛРН не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку управления на положения Закона N 155-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Для целей названного Закона под искусственными островами понимаются стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооружённые конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины) (статья 4.1 Закона N 155-ФЗ)
Согласно статье 34 Закона N 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счёт пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Как установлено пунктом 4 статьи 34 данного Закона, объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 Федерального закона.
Следовательно, погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.
Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона N 155-ФЗ, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1.
Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправку судна топливом и моторными маслами, а транспортировка - процесс перемещения груза/объекта в место назначения транспортными средствами.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку управления на пункт 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ, согласно которому все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов не является хозяйственной деятельностью. В планах ЛРН организация определяет имеющиеся силы и средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационные мероприятия по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализации и ликвидации загрязнения.
При этом общество направляло план ЛРН в Росприроднадзор на государственную экологическую экспертизу. В письмах от 09.11.2015 N ВС-08-15-29/19795 (том 3, листы 67-68), 25.11.2015 N ВС-08-05-32/20884 (том 3, листы 15-16) Росприроднадзор указал на то, что данный план не является объектом государственной экологической экспертизы.
Необходимо также отметить, что Росприроднадзор является единственным государственным органом, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы плана ЛРН.
С учетом изложенного суда первой инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июля 2016 года по делу N А05-4939/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4939/2016
Истец: ООО "ЭКОСОЮЗ"
Ответчик: Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ