Требование: о взыскании долга и пени
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Чита |
|
13 октября 2016 г. |
Дело N А78-9359/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Гречаниченко А.В., Монаковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2015 года по делу N А78-9359/2015 по иску Общества с ограниченной ответственностью "АКБ" (ОГРН 1080326012381, ИНН 0323343196, адрес: 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Хахалова, 8Б) к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края (ОГРН 1087536008340, ИНН 7536095462, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Горького, 43) и к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108 ИНН 7536095230, адрес: 672002, г. Чита, ул. Амурская, 68)
о взыскании с Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, а при недостаточности денежных средств с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края задолженность по Государственному контракту на поставку бытовой химии, средств гигиены от 08.09.2014 года в сумме 54754,06 рублей, пени в сумме 3 719,15 рублей, всего 58 473,21 рублей, а так же о взыскании 12 000 рублей - оплаты юридических услуг,
(суд первой инстанции: И.В. Леонтьев)
в судебном заседании, назначенном на 4 октября 2016 года, объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 11 октября 2016 года
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от Департамента: представитель Хан М.Ю., доверенность от доверенность от 04.05.2016 года;
от Министерства финансов Забайкальского края: представитель Каменева Л.В., доверенность от 11.12.2013 года.
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АКБ" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, с последующими уточнениями, к Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края и к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края о взыскании с Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, а при недостаточности денежных средств с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края задолженность по Государственному контракту на поставку бытовой химии, средств гигиены от 08.09.2014 года в сумме 54 754,06 рублей, пени в сумме 3 719,15 рублей, всего 58 473,21 рублей, а также о взыскании 12 000 рублей - оплаты юридических услуг.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Забайкальского края обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе и пояснении к ней ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. При принятии судебного акта суд первой инстанции применил ст. 120 ГК РФ, не подлежащую применению, так как она утратила силу с 01 сентября 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 года N 99-ФЗ, которым с этого же срока ГК РФ дополнен статьями 123.21 - 123.23, регулирующими деятельность учреждения. Обязанность по оплате товара по спорному государственному контракту возложена непосредственно на заказчика, имеющаяся в материалах дела документация подтверждает, ответчик-1 не был наделен статусом государственного заказчика и не выступал от имени Забайкальского края. Государственный контракт был заключен для нужд Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края.
Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, финансовым органом края, не является собственником имущества должника и не может нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке статьи 123.21 ГК РФ.
Полномочия собственника имущества, управление и распоряжение государственной собственностью Забайкальского края осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, действующий на основании Положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 года N 95.
В соответствии со статьями 49, 123.22 ГК РФ учреждение обладает специальной правоспособностью и отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, и поскольку требования истца не связаны с привлечением собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, привлечение финансового органа субъекта РФ является необоснованным. Государственный контракт не содержит обязательства по оплате товара иными лицами, кроме заказчика, либо иными субъектами. Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. Надлежащим ответчиком по делу является Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, являющийся главным распорядителем бюджетных средств краевого бюджета, которое является стороной государственных контрактов и лицом, обязанным по оплате товара в рамках государственного контракта.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приведена судебная практика, представлены сведения об исполнении бюджетных обязательств Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края за 2015 год, которые приобщены к материалам дела.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2015 года по делу N А78-9359/2015 в обжалуемой части отменено. В удовлетворении исковых требований к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108 ИНН 7536095230, адрес: 672002, г. Чита, ул. Амурская, 68) отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же апелляционный суд
Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.09.2014 года между ООО "АКБ" (далее - Поставщик) и Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края (далее - Заказчик) в результате электронного аукциона был заключен Государственный контракт на поставку бытовой химии и средств гигиены (далее - Контракт). Правовым основанием для заключения Контракта является протокол подведения итогов аукциона в электронной форме N 2/5107-ЭА от 08.09.2014 года.
В соответствии с условиями Контракта Поставщик обязуется для нужд Заказчика поставить бытовую химию и средства гигиены (далее - Товар), а Заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить поставленный Товар в сроки, установленные п. 4.3 Контракта, а именно, в течение 30 дней по факту поставки товара на основании счета- фактуры и товарной накладной в размере 166 664,45 рублей.
Поставщиком Товар был поставлен в полном объеме, согласно Приложению N 1 к Контракту, о чем свидетельствуют товарные накладные. Заказчик принял товар в полном объеме, без претензий к качеству и комплектности, о чем также свидетельствуют подписанные с его стороны вышеуказанные документы.
В соответствии с п. 4.3 Контракта оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика на основании представленных документов в течение 30 дней по факту поставки товара на основании счета-фактуры и товарной накладной. Последняя товарная накладная была подписана 08.10.2014 года, следовательно, оплата за Товар должна была быть произведена до 08.11.2014 года включительно.
Задолженность Заказчика перед Поставщиком остается не погашенной в размере 54 754,06 рублей, что стороной ответчика 1 признается.
В соответствии с п. 7.3.1 Контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, Поставщик вправе потребовать уплаты пени за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определяемом в порядке, установленном п. 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063, а именно в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Размер пени по просроченной задолженности составляет 3 719,15 рублей за период с 09.11.2014 г по 13.07.2015 г.
Истец просит взыскать с ответчиков сумму задолженности и пени в субсидиарном порядке.
В соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании ст. 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.
Из материалов дела следует, что у ответчика 1 имеется задолженность в размере 54 754, 6 руб. представитель ответчика 1 сумму основного долга признал.
Истец, ссылаясь на п. 7.3.1 Контракта заявил требование о взыскании с ответчика пени в размере 3 719,15 рублей за период с 09.11.2014 г по 13.07.2015 г.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (статья 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с п. 7.3.1 Контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, Поставщик вправе потребовать уплаты пени за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определяемом в порядке, установленном п. 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063, а именно в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
В соответствии с п. 4.3 Контракта оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика на основании представленных документов в течение 30 дней по факту поставки товара на основании счета-фактуры и товарной накладной. Последняя товарная накладная была подписана 08.10.2014 года, следовательно, оплата за Товар должна была быть произведена до 08.11.2014 года включительно.
Таким образом, истцом правомерно определен период взыскания пени с 09.11.2014 года. Расчет пени проверен судом и признан правильно составленным, по существу ответчиком1 не оспорен.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований к Департаменту, как по праву, так и по размеру, в данной части судебный акт не обжалуется.
Министерство финансов обжалует судебный акт в части привлечения его к субсидиарной ответственности по обязательствам Департамента.
Признавая апелляционную жалобу обоснованной в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств Забайкальского края, соответственно, вправе выступать от имени Забайкальского края в суде; отсутствии доказательств недостаточности финансирования.
Отменяя судебный акт, суд кассационной инстанции указал на необходимость установления следующих обстоятельств: к какому типу учреждений относится ДМС Забайкальского края и в зависимости от установленного разрешить вопросы о возможности возложения на Забайкальский край субсидиарной ответственности в случае недостаточности средств у ДМС Забайкальского края, а также установить главного распорядителя бюджетных средств Забайкальского края.
Выполняя указание суда кассационной инстанции, судом установлено следующее.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (т.2 л.д.123-131)Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края является казенным учреждением субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2014 и, соответственно, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Ответственность собственника имущества казенного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьями 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стало быть, при рассмотрении настоящего спора подлежит исследованию как недостаточность у этого учреждения денежных средств, так и отказ основного должника удовлетворить требование кредитора.
Из материалами дела следует, что бюджетные обязательства исполнены перед Департаментом в течение 2015 года на 94,3% (т.2 л.д.59), позволяющие учреждению, как главному распорядителю бюджетных средств, перераспределять поступающие средства на другие направления в соответствии с разъяснениями, данными в абз.2 п.20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999. Представленные Министерством финансов сведения Департаментом документально не опровергнуты.
Как указано судом ранее, доказательства, свидетельствующие о том, что основной должник отказался удовлетворить заявленные к нему требования, отсутствуют.
Более того, как следует из представленных Департаментом платежных поручений от 12.11.2015 года на сумму 54 754,06 руб., задолженность по спорному государственному контракту погашена, что также не свидетельствует о недостаточности финансирования учреждения, позволяющего применить разъяснения, данные абз.8 п.4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. В то же время, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно статье 6 названного Кодекса главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом; а ведомственная структура расходов бюджета - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В обоснование того, что Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств, Министерством указано на отражение данного обстоятельства в Законах Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края" на 2014, 2015, 2016 годы, соответственно в Приложениях N 14, N 13, N 10 "Ведомственная структура расходов бюджета края", код ведомства "032". Данная информация размещена на официальном сайте Правительства Забайкальского края, является общедоступной.
Кроме того, о данном обстоятельстве свидетельствует и отчет Департамента об исполнении бюджета как главного распорядителя бюджетных средств на 1 января 2015 года, представленного им в материалы дела. (т.1 л.д.116-119).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для привлечения собственника к субсидиарной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба Министерства финансов Забайкальского края подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение в данной части отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2015 года по делу N А78-9359/2015 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении исковых требований к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108 ИНН 7536095230) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9359/2015
Истец: Ермакова Дарья Борисовна
Ответчик: Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края
Третье лицо: Министерство финансов Забайкальского края, Министкрство финансов Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6580/15
31.05.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2142/16
27.01.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6580/15
14.10.2015 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-9359/15