Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. N Ф08-9559/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А32-28687/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Герасименко А.Н.
судей Емельянова Д.В., Стрекачёва А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от УФНС России по РО: представитель Иванов П.А. по доверенности от 05.07.2016;
от конкурсного управляющего МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район": представитель Соколов Л.А. по доверенности от 15.06.2016,
от Администрации Первореченского сельского поселения Динского района Краснодарского края: представитель Царёв Н.В. по доверенности от 03.02.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Первореченского сельского поселения Динского района Краснодарского края на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 года по делу N А32-28687/2005 об отказе в удовлетворении заявления (жалобы) по заявлению Администрации Первореченского сельского поселения Динского района Краснодарского края об исключении имущества из конкурсной массы МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" (ИНН/ОГРН 2330005307/1022303616158), принятое в составе судьи Черного Н.В.
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" в Арбитражный суд Краснодарского края обратилась администрация Первореченского сельского поселения Динского района (далее - Администрация, заявитель) с заявлением об исключении из конкурсной массы должника имущества - трех артезианских скважин.
Заявление Администрации мотивировано тем, что в установленном законом порядке право хозяйственного ведения на переданное имущество зарегистрировано не было, имущество фактически не находилось в хозяйственном ведении должника, по мнению заявителя, указанное является основанием для исключения имущества из конкурсной массы должника.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что факт отражения переданного должнику имущества на праве хозяйственного ведения отражен в уставе должника, спорное имущество постановлением главы Динского сельского поселения N 998 от 29.12.2016 г. и N 272 от 02.04.2007 г. было передано на основании актов приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение должнику, что подтверждает факт вещных прав у должника.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Первореченского поселения Динского района Краснодарского края обжаловала определение суда первой инстанции от 24.02.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила его отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы, сделанные судом первой инстанции, не соответствуют фактически обстоятельствам дела. Представленные в материалы дела акты N 5 от 29.12.2006, N 14 от 02.04.2007 приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение должнику не могут подтверждать факт передачи спорного имущества должнику, поскольку указанное имущество было передано МО Динской район Краснодарского края в муниципальную собственность МО Первореченского сельского поселения Динского района, что подтверждается решением Совета МО Динской район N 254-16/1 от 28.03.2006, решением Совета Первореченского сельского поселения Динского района N 2 от 14.04.2006, актом приема передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район, передаваемого в муниципальную собственность Первореченского сельского на безвозмездной основе по состоянию на 01.01.2006 от 10.10.2006, приложением к акту приема-передачи от 10.10.2006 г. В дальнейшем спорное имущество муниципальное образование Первореченского сельского поселения Динского района должнику не передавало. Иные доказательства передачи спорного имущества должнику в материалы дела не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю просила определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 года по делу N А32-28687/2005 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2007 по настоящему делу должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2014 конкурсным управляющим должника утвержден Ишмухаметов С.З. (далее - арбитражный управляющий).
Во исполнение возложенных на него обязанностей арбитражным управляющим проведена инвентаризация и оценка имущества должника, в том числе переданного должнику на праве хозяйственного ведения.
Включение в конкурсную массу должника трех артезианских скважен, расположенных в Первореченском сельском поселении стало поводом для обращения Администрации в арбитражный с настоящим заявлением.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции руководствовался тем, что согласно представленным в материалы дела постановлениям главы Динского сельского поселения N 998 от 29.12.2006 и N 272 от 02.04.2007 имущество было передано на основании актов приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение должнику. Кроме того, факт передачи имущества подтверждают заключенные договоры о взаимоотношениях сторон и закреплении муниципального имущества N 5 от 29.12.2006 и N 14 от 02.04.2007. Кроме того, факт наличия переданного должнику имущества на праве хозяйственного ведения также находит свое отражение в уставе должника.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что право хозяйственного ведения на переданное имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований Администрации, исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
При рассмотрении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что фактически между сторонами возник спор о праве в отношении трех артезианских скважин, которые ранее не был разрешен в установленном порядке.
В соответствии с требованиями ст. 131 Закона о банкротстве все имущество должника составляет конкурсную массу.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1, 2, 5 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом, в том числе осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 1 ст. 295 ГК РФ).
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным указанным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
В соответствии с пунктом 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в связи с необходимостью установления фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции обязал Межрайонную ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю представить в арбитражный суд апелляционной инстанции со ссылкой на номер дела материалы регистрационного дела МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" (ИНН/ОГРН 2330005307/1022303616158) с момента создания предприятия до конца 2005 года. Кроме того, судебная коллегия обязала Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район представить в арбитражный суд апелляционной инстанции со ссылкой на номер дела представить реестр Муниципальной собственности Динского поселения по состоянию на 2005-2006 г., акты приема передачи муниципального имущества МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" (ИНН 2330005307).
Из представленного Управлением Сельского хозяйства и имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район ответа следует, что согласно договора о взаимодействии сторон и закреплении муниципального имущества от 09.02.2015 г. между МУП ЖКХ Динского района и комитетом имущественных отношений Динского района предприятию передано имущество для выполнения его функций. Право хозяйственного ведения на переданное имущество МУП "ЖКХ" в установленном порядке зарегистрировано не было. Спорное имущество администрациями сельских поселений МУП "ЖКХ" не передавалось (т. 26, л.д. 76-78, 84-91).
Администрацией Динского сельского поселения Динского района принято Постановление N 998 от 29.12.2006 г. "О передаче в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального имущества", на основании этого постановления был заключен Договор N5 от 29.12.2006 г. "О взаимоотношениях сторон и закреплении муниципального имущества Администрацией Динского сельского поселения Динского района".
Администрацией Динского сельского поселения Динского района принято Постановление N 272 от 02.04.2007 г. "О передаче в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального имущества", на основании этого постановления быт заключен Договор N14 от 02.04.2007 г. "О взаимоотношениях сторон и закреплении муниципального имущества Администрацией Динского сельского поселения Динского района за Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства".
Из акта передачи имущества в хозяйственное ведение, приложение N 1 к договору о закреплении имущества от 09.02.2005 г. следует, что спорные артезианские скважины не поименованы (т. 26, л.д. 84-91).
Из представленных документов следует, что спорное имущество администрациями сельских поселений в адрес МУП "ЖКХ" не передавалось.
Суд апелляционной инстанций принимает во внимание, что именно Администраций Первореченксого сельского поселения представлены паспорта на спорные объекты, так согласно Паспорта в отношении артезианской скважины N 8002, она была пробурена 15.12.1993 г., введена в эксплуатацию согласно акта от 12.01.1994 г. (т. 26, л.д. 5-18), согласно паспорта на артезианскую скважину N 8003 следует, что она пробурена 20.01.1994 г. введена в эксплуатацию по акту от 07.02.2199 г. Заказчик "Первореченский сельсовет" (т. 25) артезианская скважина N 6231 пробурена 06.01.1981 г., введена в эксплуатацию 21.01.1981 г. (т. 25).
Во исполнение определения суда в материалы дела налоговым органом представлены материалы регистрационного дела МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район".
Из представленных в материалы дела документов судебной коллегией установлено, в уставе от 28.10.1994 г. перечень имущества, переданного в хозяйственное ведение не отражен. К уставу от 07.10.1997 г. приложен договор от 07.10.1997 г., в приложении N 1 к указанному договору спорное имущество не поименовано. В акте передаче основных средств к уставу МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" в редакции 2003 года, указаны спорные артезианские скважины под инвентарными номерами 0000309, 0000370, 00000371.
Вместе с тем, внесение в Устав спорного имущества не порождает право хозяйственного ведения у Динское МУП ЖКХ, так как впервые факт передачи спорного имущества в хозяйственное ведение отражен в 2003 г., то есть после вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Так законом Краснодарского края от 28.07.2006 N 1096-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Динской район, в состав которого они входят" закреплена передача имущества из муниципального образования в сельские поселения. Указанные три артезианские скважины были передано в собственность Первореченского сельского поселения. Спорное имущество указано в приложении N7 к закону, то есть относится к перечню имущества, находящегося в собственности муниципального образования Динской район, передаваемого в муниципальную собственность Первореченского сельского поселения.
Во исполнение принятого Закона краснодарского края N 1093-КЗ по акту приема-передачи от 10.1.2006 г. спорное имущество передано в собственность муниципального образования Первореченское сельское поселение.
Факт нахождения спорного имущества - 3 артезианских скважин в собственности муниципального образования Первореченского сельского поселения нашел отражение в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2009 по делу N А32-10861/2009 (15АП-7827/2016).
С учетом изложенных обстоятельств и норм права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество за Динское МУП ЖКХ не возникло.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие судебного акта, вступившего в законную силу, которым указано на принадлежность спорного имущества Администрации Первореченского района, а представленные конкурсным управляющим документы правового и преюдициального значения не имеют, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные администрацией требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела. Поскольку суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 г. по делу А32-28687/2005 подлежит отмене. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об исключении из конкурсной массы МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" (ИНН/ОГРН 2330005307/1022303616158) следующее имущество:
- артезианскую скважину N 6231, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Комсомольская, 39А;
- артезианскую скважину N 8003, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Кирпичная, 2/23;
- артезианскую скважину N 8002, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Калинина 10б/1 признании незаконными действия арбитражного управляющего Караван С.В. при проведении собрания кредиторов должника от 20.11.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 г. по делу А32-28687/2005 отменить.
Исключить из конкурсной массы МУП "Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Динской район" (ИНН/ОГРН 2330005307/1022303616158) следующее имущество:
- артезианскую скважину N 6231, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Комсомольская, 39А;
- артезианскую скважину N 8003, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Кирпичная, 2/23;
- артезианскую скважину N 8002, расположенную по адресу: 353224, Краснодарский край, Динской район, с. Первореченское, ул. Калинина 10б/1.
Возвратить Администрации Первореченского сельского поселения Динского района 2000 рублей излишне уплаченной по платежному поручению N 565384 от 23.03.2016 г. государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в месячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28687/2005
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 2016 г. N Ф08-9559/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: Динское Муниципальное унитарное предприятие Жилищного Коммунального Хозяйства, Динское МУП ЖКХ
Кредитор: Летяев Александр Валерьевич, ОАО "Кубаньэнерго"
Третье лицо: Динское Муниципальное унитарное предприятие Жилищного Коммунального Хозяйства Лебедев С. Н, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Динскому району Краснодарского края, Летяев А. В, Летяева Л. Г, НП "МСОАУ "Стратегия", ОАО "Кубаньэнергосбыт", Федеральная налоговая служба России, ИФНС по Динскому району, Лебедев Сергей Николаевич, Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 14 по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9559/16
17.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6218/16
18.09.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14065/15
16.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5029/14
03.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21142/13
24.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15320/13
19.09.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10316/12
29.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9449/11
03.12.2010 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28687/05